Номер как единица действия досуговой программы.




Номер – это наиболее мелкая единица действия в досуговой программе. Номера объединяются в эпизоды, а эпизоды — в единое пред­ставление. Соединение отдельных номеров в эпизоды, а эпизодов в представление осуществляется за счет метода творческого мон­тажа. Существует несколько принципов монтирования элементов досуговой программы между собой: рациональный (за счет факторов разумности — технических возможностей использова­ния костюмов и профессиональных артистов и т.п.), эмоциональ­ный (обусловливается фактором режиссерского настроя, творчес­кого полета и профессиональных способностей режиссера) и со­бытийный (основанный на логике хода событий).

Номера подразделяются на несколько групп: речевые, пластиче­ские, музыкальные, оригинальные.

Речевые номера основаны на литературном материале (поэзия, проза) и могут звучать в нескольких интерпретациях — на понят­ном и непонятном языке, традиционном национальном или ино­странном языке, или на «тарабарском», представляющем собой набор случайных или специально запланированных звуков и сло­гов, понимаемых слушателями только на уровне музыки произношения, интонаций и ритмики. Главным выразительным сред­ством является слово, которое может быть усилено музыкальны­ми, хореографическим и пластическими вставками.

Музыкальные номера представляют собой песенный жанр, ин­струментальный, частушечный. В песенных номерах основным выразительным средством является вокал, который также может сопровождаться хореографическим, пластическим, световым и пиротехническим эффектами.

Группу пластично-хореографических номеров представляют та­нец, пантомима, акробатика. Танцевальные номера наиболее на­сыщены динамикой. Однако, выбирая танцевальный номер, не­обходимо, чтобы в нем четко прослеживалось драматургическое начало — по лексике, по смыслу, по эмоциональному настрое­нию.

К оригинальным номерам относятся цирковые (жонглирование, фокусы, иллюзии, дрессировка) или номера, основанные на ори­гинальном подходе к использованию выразительных средств (буф­фонада, клоунада, звукоподражание, игра на необычных инстру­ментах и т.п.).

В практической деятельности часто используются синтетичес­кие номера, включающие в себя различные виды разных групп номеров (сочетание хорового пения с танцевальными номерами, скоморошеством и ряжеными, своих монологов с широким охва­том зрительской аудитории).

В каждой группе номеров есть свои виды:

- монолог (наиболее часто применяемый вид речевого номера: вступительное слово, речь ведущего, связки между номерами, комментарии ведущих к игровым или конкурсным мероприятиям);

- интермедия или сценка, подразумевающая участие не менее двух персонажей (интермедия — очень короткая сценка, выступа­ющая в качестве связующего звена между основными элементами постановки; сценка — более серьезный элемент продолжитель­ностью до 20 мин, претендующий иногда на самостоятельное сце­ническое действие или выступающий в качестве связующего зве­на между основными элементами анимационной программы);

- массовка (массовая сцена, выражающая объединение людей против одного соперника, это единое действующее лицо, а не группа персонажей, где царит атмосфера единодушия высказыва­ний действий);

- речевая массовка строится в виде переклички между ее члена­ми (различают два вида переклички: перекличку-продолжение, когда массовка выражает одну и ту же мысль, как один человек на основе непрерывно льющейся речи, создающей иллюзию раз­говора одного человека разными тембрами, что достигается за счет заданных темпа и ритма, сохранения единой тональности и громкости звучания речи, продолжения последующей реплики на основе льющейся речи предыдущего актера; перекличка-подхва­тывание, применяемая внутри массы на основе элементов оспа­ривания).

Идейной основой построения номера являются актуализация духовных ценностей, рождение у зрителя чувства причастности к переживаниям и мыслям исполнителя.

Итак, технология досуговой деятельности преобразует элементы мысли в конструкции, которые осуществляются в действии, материале, приобретая определенные формы и содержание. Она представляет органическое единство организационной, методической и психологической подсистем, состоит из нескольких этапов и осуществляется по определенной технологичной схеме. Основная цель технологического процесса – максимальное удовлетворение разнообразных досуговых запросов населения.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «технология досуговой деятельности».

2. Чем отличаются формы, методы и средства досуговой деятельности? Приведите конкретные примеры.

3. Перечислите основные этапы в технологии досуговой деятельности.

4. Из каких элементов состоит классическая структура композиции досуговой программы?

5. Как Вы понимаете термин «драматургия досуговых программ»?

6. Какие виды досуговых номеров Вы знаете?

7. Что такое интермедия?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: