Характеристика моторной алалии




 

· Строение артикуляционного аппарата — норма.

· Подвижность губ и языка — достаточная.

· Слух — норма.

· Фонематическое восприятие, понимание речи — достаточное.

· Интеллект первичный — сохранен.

· Речь долго отсутствует или очень бедная.
Дизартрия — параличи и парезы, страдает речь и внеречевая моторика артикуляционного аппарата (не может дунуть, плюнуть, глотает плохо).
Моторная алалия:
1) внеречевая моторика — норма, моторика — достаточная. Хотя иногда есть оральная апраксия (неумение) в 10 % случаев, афферентная выраженная апраксия (неумение в нужный момент выполнить нужное упражнение). В непроизвольном плане доступно, а по заданию не в состоянии, так как незрелые клетки — импульсы не идут.
2) Как моторные алалики понимают обращенную речь?

· хорошо — 70%;

· затрудняются — 20%;

· плохо — 10%.
У 30 % вторичное снижение фонематического восприятия, первичная несформированность собственной речи (исследования Н.Н. Трауготт, Г.И. Жаренковой, Е.Г. Самсоновой).
Г.И. Жаренкова считает, что чем хуже говорит моторный алалик, тем чаще нарушается понимание.
3) у 50% — общедвигательные нарушения, могут быть нарушения статистического равновесия (хуже прыгают на правой ноге, так как недозрелые клетки левого полушария, не могут ходить на носках и, особенно на пятках, страдает мелкая моторика рук, не могут линовать, шнуровать.
4) интеллект. Обычно вторичное недоразвитие интеллекта.
А) при сохранном интеллекте может быть вторичная задержка;
Б) олигофрения с алалией.
Есть расхождения:
Н.И. Жинкин: на стыке алалии и олиго- лежит проблема взаимоотношений речи и интеллекта.
Р.А. Белова-Давид, М.В. Багданов-Березовский (1909-1913) считали, что алалики — олигофрены.
М.Б. Эйдинова, Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левина: интеллект у алаликов и не норма и не олиго-, а вторичная задержка.
Дифференциация алалии и олиго-:
1. врачи считают, что:

· олиго — это диффузное разлитое недоразвитие;

· алалия — локальное левополушарное нарушение.
2. алалики имеют больший запас сведений, чем олиго.
3. алалики лучше используют паралингвистический язык (жест, мимика).
4. алалики критически относятся к своему дефекту речи; желание исправиться, лучше используют помощь в работе.

Л.Р. Давидович изучала катамнез учащихся речевых школ с диагнозом моторная алалия и получила следующие результаты:

· хорошая социально-трудовая и бытовая адаптация;

· обиходно-бытовая речь достаточно хорошая, но специальные исследования показывают речевую неполноценность (трудности подготовки выступлений, письменной речи);

· сглаживается вторичная задержка интеллектуального развития.
Все исследователи отмечают психологические особенности личности ребенка. Если нарушения центрального характера, то есть личностные отклонения; периферические — обычно нет изменений личности.
Личностные особенности объясняются двояко:
1) Эти особенности второе проявление речевого дефекта (из-за дефекта общения: день без речи усугубляет психическую задержку)
+ Психологические переживания ребенка (может быть агрессивное поведение как защитная реакция на неправильное отношение сверстников, осознание своей неполноценности).
2) Недоразвита кора головного мозга.

Внеречевые проявления при моторной алалии (психологические аспекты проблемы алалии)
Речь — психическая функция, связана с другими психическими функциями. Не решен вопрос, являются ли эти психические нарушения и внеречевые проявления производными из речевого нарушения или же на их фоне возникает речевое нарушение. Или они формируются параллельно?
Исследователи: И.А. Власенко, Е.М. Мастюкова, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, («Дефектология», № 4, 1988), Л.И. Белякова «Недоразвитие и утрата речи», 1988 г. и многие другие считают:
- недостаточность наблюдательности,
- недостаточность восприятия,
- несформированность разных видов деятельности,
- несовершенство моторики (50% детей-алаликов), особенно мелкая моторика, артикуляционная моторика;
- не сформировались двигательные координации;
- не сформировались тонкие артикуляционные дифференцировки;
- отмечается моторная неловкость, недостаточная ритмичность, снижение моторной активности, нарушение статического равновесия, нарушение последовательности движений;
- нарушается глубинная чувствительность;
- отмечается неврологическая симптоматика;
- специфичность мышления, недоразвитие мыслительных операций (не могут анализировать, наблюдать и обобщать различные процессы языковой деятельности). Не сформированы умственные действия: сравнения, противопоставления и обобщения.
- снижение познавательной активности,
- затруднения в аналитико-синтетических процессах;
- не сформированы психологические механизмы речевой деятельности;
- дети часто пассивны, внимание неустойчиво;
- импульсивны в действиях, поведении, плохо вступают в контакт (особенно в речевой);
- часто негативизм,
- нарушается коммуникация;
- трудности характера, специфика поведения;
- иногда нет целенаправленности в деятельности;
- трудности возможного комбинирования элементов речи в единое целое;
- часто не сформирована игровая деятельность;
- не знают игр, не понимают условий игры (особенно затруднена ролевая игра);
- недостаточность зрительного предметного восприятия;
- не вычленяют существенные и второстепенные признаки предметов;
- у школьников не сформированы все компоненты учебной деятельности (1. — мотивация; 2. — преобразующий компонент, т.е. учебная деятельность; 3. -контрольно-оценочное звено, т.е. нет навыков контроля и самоконтроля);
- у детей обмечается неравномерный темп усвоения речевого и неречевого материала;
- наглядно-образное мышление развито лучше, чем словесно-логическое (теряют нить рассказа, не улавливают причинно-следственные отношения в сюжете, нарушены пространственно-временные отношения);
- достаточная ориентировка в окружающем, неречевое мышление развито лучше речевого;
- расстройство зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти (особенно произвольной);
- амнестические элементы (непрочное заучивание), слабая прочность удержания сигналов (запоминает заученное не в полном объеме);
- недостаточность конструктивной деятельности (плохо рисует, плохо конструирует);
- ограничение знаний по сравнению с нормой;
- замедленный темп мыслительных процессов, эмоциональная возбудимость и неустойчивость,
- повышенная отвлекаемость,
- в операциях вербального мышления ребенок с трудом строит умозаключения,
- отмечаются ограничения в использовании языковых средств для языкового общения! (т.е. нарушается процесс общения и средства общения).
- нарушена работоспособность, повышенная утомляемость, недостаточная способность сосредоточения, снижен уровень общей активности (или повышен), снижен темп работы, снижено качество деятельности, резкое перемены настроения, в учебе обычно заинтересован, хотя может быть и равнодушен, в воспитательном плане послушен или неуправляем (редко). Обычно поведение сопоставимо с нормой, всплески неглубокие.
- навыки самообслуживания сформированы не полностью,
- дефект осознают,
- может быть нечеткость латералиты (часто леворукость),
- в неречевых заданиях ребенок ориентируется быстрее, чем в речевых,
- в мыслительной деятельности требуется опора на внешние признаки,
- переключаемость в мыслительной деятельности снижена, но ребенок может осуществлять перенос навыков,
- хорошо принимает помощь,
- в целом обучаемость хорошая,
- положительная динамика: психопатическая симптоматика постепенно исчезает и может быть выражена нерезко,
- речевая активность снижена, ребенок не является инициатором общения, речевой контакт поддерживает с трудом, нуждается в стимуляции речи, а иногда и в учебной деятельности, но усвоенное хорошо использует в новой ситуации.
- отмечаются рече-мыслительные дефекты, недостаточность рече-мыслительной деятельности, неполноценность интеллектуальных операций, связанных с речью.
- речь развивается поздно, замедленно и своеобразно, речь бедна по всем компонентам, пассивный словарь больше активного, слова из пассивного в активный переходят медленно.
- затрудняются в построении контекстной речи, резкое ограничение речевого опыта.
- у ребенка не сформированы процессы построения и развития программы высказывания (это основное нарушение психологического механизма речевой деятельности), т.е. нарушена речевая деятельность в целом и все ее отдельные операции и звенья.

Теперь главное:
Главная проблема алаликов отсутствие речевого высказывания. Для того чтобы оно появилось необходимо:

1. Необходимо иметь мотив, замысел. У алаликов замысел речи не формируется, в след за ним отсутствует предвосхищение результата.
2. Необходимо иметь внутреннее программирование.
3. -- отбор, выбор лексики (н-р: тематический о весне). Выбор — это то, что точнее передает. У алаликов этот этап не сформирован (словарь беден и не может выбрать нужное слово), но возможет отбор по картинкам.
4. Грамматическое структурирование. Эта операция то же не развита, на сформирована, нарушена.
5. Материализация высказывания — вывод из внутреннего во внешний, выражение в слух, с использованием различных просодических элементов, грамматических единиц (слова, звуки…)
6. Контроль и текущий, и упреждающий, и по следам высказанного.

При алалии нарушаются все основные объекты коммуникации.

Аспекты коммуникации:

А) информативный (речью сообщают информацию),
Б) регуляторный (именно речью мы воздействуем на других людей): дать команду, инструкцию, чтобы человек по вербальной инструкции совершил действие.
В) саморегуляция:
1. — речь сопровождающая (т.е. выполняется предметно-практическая деятельность), выполняется действие с сопровождением речью.
2. — завершающая (сделал действие, потом завершил речью),
3.- планирующая (а как ты будешь это делать?)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: