Раскройте значение риторики в развитии ребёнка.




Практическое занятие 16

Дата: 16.04.20г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Тема занятия: Риторика для детей.

Цель: Закрепить знания студентов об особенностях обучения риторике дошкольников и современных программах по риторике дошкольников, а также значении риторики в развитии ребенка.

 

Количество часов: 2 часа

Выполнила:

Студентка 4-го курса

Группы ДО-16

Амзаева Э.Р.

 

 

Симферополь, 2020

Содержание работы

Выполните следующие задания:

Ответьте на вопросы:

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

 

В методической литературе, предлагается начинать работу в возрасте от 6 лет

 

Приобретению, каких нужных коммуникативных умений и навыков способствует риторика?

 

- умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым);

• - замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;

• - радоваться успехам товарищей;

• - терпеливо выслушивать говорящего;

• - справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

• - осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;

• - умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;

• - снижение импульсивных эмоциональных реакций.

• - овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);

• - формирование в речи знаков доброжелательности;

• - формирование осознания тональности общения;

• - осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов.

Продолжите фразу.

Воспитательная цель риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно – образовательное и развивающее значение.

Каковы задачи обучения детей риторике?

 

обучение красивой речи

 

совершенствование коммуникативной культуры

 

моральное воспитание

 

стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли

 

выразительное чтение

 

обучение нормам литературного произношения

 

тренировка дикции

 

приобретения навыков публичных выступлений

 

приобретение уверенности в себе

 

развитие творческих и литературных способностей.

 

Какие современные программы по риторике для дошкольников Вы изучили?

«Риторика для дошкольников»

(кружковая деятельность)

Руководитель: Лахина Л.Г Участники: дети 4 -7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа

«РИТОРИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(Разработана к.п.н. Романовой И.В., старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» на концептуальной основе научно-риторической школы профессора Т.А. Ладыженской)

Возраст дошкольников - для детей от 4 до 7 лет.

Образовательная программа «Основы риторики в детском саду»

Смыслова Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы

Раскройте значение риторики в развитии ребёнка.

 

Занятия по риторике - одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека в мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М.Теплов.

 

Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

 

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

 

Коммуникативные ситуации позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 

Поэтому общими целями предлагаемой работы являются:

 

- развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

 

-развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);

 

- расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д.

 

- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;

 

- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.

 

Этапы и формы работы. Все содержание работы по развитию риторических умений можно распределили по четырем БЛОКАМ (опишите их в таблице):

 

Этапы формы работы содержание обучения детей с конкретными примерами тем, лит произведений и т.д.
1. БЛОК Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей)   развитие коммуникативных компетенций детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). 1. Мотивация общения. Лозунг: «Я ХОЧУ!» ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ. На этом этапе мы организуем работу таким образом, чтобы у детей вызвать желание вступать в контакт с окружающими людьми. 2. Знакомство с коммуникативными навыками. Лозунг: «Я ЗНАЮ!» КАК ОБЩАТЬСЯ СДРУГИМИ. Здесь организуется работа по обучению нормам и правилам, которые следует знать при общении с окружающими. 3. Уровень овладения коммуникативными навыками. Лозунг: «Я УМЕЮ!» ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ. Здесь происходит развитие умения организовывать общение: оно включает умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации.
2. БЛОК Речевой этикет в разных ситуациях общения   - формирование в речи знаков доброжелательности; - формирование осознания тональности общения; - осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов. Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов: - чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение; - использование особых ритуалов (приветствие и прощание), которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы. прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи; поздравление, пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить; благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна; извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т.
3. БЛОК Развитие вербального и невербального средства общения Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя: - осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций; - умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе; - снижение импульсивных эмоциональных реакций. 1) этюды на выражение различных эмоций; 2) мимика и пантомимика; 3) выразительные движения; 4) тренинги мышечного расслабления.
4.БЛОК Культура слушания Этот блок он самый сложный и включает в себя все выше перечисленные умения, поэтому в работу по развитию культуры слушания мы включали следующие методы, приемы и средства. Данные приемы, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и на первое место здесь выступают эмоциональные процессы, воображение. Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей: - развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры); - упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); - этюды; - импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок; - наблюдения, прогулки, экскурсии; - рассматривание рисунков и фотографий; - моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний. - выбор детьми диалогов по желанию; - назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; - распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); - проигрывание в парах диалогов, игр и упражнений


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: