Разные виды продюсеров. Знания и функциональные обязанности.
В условиях современного телепроизводства – это уже не один или несколько человек, а целая продюсерская группа. Продюсерскую группу возглавляет Генеральный продюсер.
Генеральный продюсер работает над проектом с момента приобретения и разработки идеи до готового продукта, выходящего на рынок уже в качестве товара. Генеральный продюсер – это руководитель, совмещающий также функции главного редактора и главного режиссера. Помимо подбора сценаристов, режиссеров, операторов, актеров и других участников проекта, отвечает за финансовые, организационные и технические вопросы производства.
Исполнительный продюсер.
В крупных проектах Исполнительный продюсер – это представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Исполнительный продюсер непосредственно подчиняется генеральному продюсеру. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. Формирует группу, заключает контракты, контролирует бюджет. При большом объеме работ приглашаются сопродюсеры. В небольших компаниях или независимых проектах исполнительным продюсером может называться создатель/сценарист.
Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и предоставляет деньги для финансирования фильма. Больше вовлечен в ежедневное производство, чем просто продюсер (поиск мест съемок, составление графиков работы).
Поиском объектов для съемок может заниматься и отдельный человек – полевой продюсер(локейшн-менеджер).
В его обязанности также входит получение разрешений и заключение договоров на проведение съемок.
|
Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Звание зачастую присваивается опытному в делах кино-видеопроизводства человеку, который выступает как консультант, или тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.
Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.
Линейный продюсер — следит за бюджетом проекта и ежедневным производством. Практик, организатор, отвечающий за рабочий процесс, контролирующий бюджет, фактические затраты, график работ в соответствии с планом (компьютерная графика, декорации, костюмы, реквизит). Он составляет раскадровку (что на телевидении бывает крайне редко) и последовательность съемок сцен.
Продюсер сегмента – отвечает за определенную часть передачи и продюсирует свою часть проекта.
Административный продюсер — докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.
Продюсер веб-сайта — контролирует управление сайтом.
Продюсерами бывают также режиссеры, актеры, сценаристы.
Креативный продюсер - отвечает за творчество, за соблюдение стилистического смыслового решения проекта, за образ проекта.
Продюсер постпродакшен – отвечает за все работы, связанные с монтажом, озвучанием,следит за сроками исполнения работ согласно плану и заключением договоров на аренду аппаратуры. В некоторых компаниях их называют техническими продюсерами.
|
Продюсер спецпроектов – чаще продюсеры, работающие на конкретной тематике.
Шауранер –американское определение, у нас этот термин не используется. Выполняет функции художественного руководителя программы или просто руководителя программы. Он отвечает за креативное направление проекта, генератор идей. Эти функции может выполнять также шеф-редактор проекта.
Различают также: театрального продюсера, музыкального продюсера (существует также продюсер записи или саунд-трека («sound producer»), продюсера игры (в индустрии компьютерных игр).
Круг вопросов телепродюсера широк. Это:
- выбор и утверждение сценария;
- комплектация съемочных групп и актерских ансамблей;
- изготовление декораций;
- костюмов;
- закупка грима;
- выбор реквизита;
- выбор пиротехники;
- выбор съемочной базы;
- выбор технологии съемки;
- выбор звуковой аппаратуры;
- выбор съемочной аппаратуры;
- выбор компьютерного обеспечения;
- выбор павильонов; выбор и утверждение интерьеров и натуры;
- оплата всех мероприятий, связанных с теле производством;
- оплата зарплаты штатных сотрудников съемочной группы;
- оплата обедов на площадке;
- оплата нештатных сотрудников съемочной группы и пр.
Продюсер – это ключевая фигура. Представим, что творческая группа решила выехать на съемки без продюсера. Журналист и оператор не могут договориться по поводу места и времени съёмок, в панике ищут реквизит и костюмы, осветители не знают, куда подключить приборы. В итоге, добравшись до места съёмок, режиссер выясняет, что декорации готовы не все, часть костюмов забыта на складе, а половина актеров потерялась по дороге. Этого не произойдет, если за дело берется продюсер. Называться данная должность может по-разному - в Европе и Америке – это линейный и исполнительныйпродюсеры. Работа непростая, для очень энергичных и находчивых людей.
|
Производство телевизионных программ вообще процесс непредсказуемый: сегодня для съемок необходимо найти, например, дрессированную ворону, а уже завтра съемочная группа в полном составе должна оказаться со всей техникой на подводной лодке. Иногда сам процесс съемок занимает всего несколько минут, а подготовка к нему длится неделями.
На исполнительного продюсера л ожится большая ответственность. Он первый заместитель генерального продюсера и находится между ним и творческой группой. Он не только следит за соблюдением графика и порядком на съемочной площадке, но и берет на себя решение финансовых вопросов. Может ли творческая группа задействовать в съемках дорогой реквизит или придется заменить его двумя кастрюлями? Действительно ли необходимо вести съемку несколькими камерами и дорогостоящим краном или можно ограничиться только одной камерой?
Решение в итоге принимает исполнительныйпродюсер. Много времени у продюсера занимает работа над сметой проекта. Смета делается на основании режиссерского сценария, совмещающего литературное изложение сюжета и технические требования. Если продюсер телевидения понимает, как из сценария рождается готовый сюжет, он сможет оценить ситуацию и заказать нужное количество оборудования, выделить деньги на декорации, костюмы, реквизит и договориться о месте и времени съемок. Конечно, возможности исполнительного продюсера не безграничны, т.к. на создание каждой программы утверждается бюджет, который надо израсходовать точно в соответствие с просчитанной сметой. Произвести такие расчеты без знаний в области экономики телевещания и основ бухгалтерского учета, конечно, невозможно.
Итак, кто же назначается на должность продюсера телевизионных и радиопрограмм?
Безусловно творческий человек с опытом работы не менее трех лет и профессиональным высшим образованием. При этом, продюсер телевизионных и радиопрограмм
должен знать:
-законодательство о СМИ, регламентирующее коммерческую и рекламную деятельность;
-организацию творческого процесса и технологию создания телевизионных и радиопрограмм;
-менеджмент и маркетинг;
-технические средства телевещания;
-экономику, организацию производства;
-формы и методы проведения рекламных кампаний;
-передовой отечественный и зарубежный опыт производства продукции телевещания;
-правила внутреннего трудового распорядка;
-правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
В функциональные обязанности продюсера входит:
-организация финансирования проектов телевизионных и радио программ с привлечением собственных средств или средств спонсоров и их продвижение в СМИ;
-обоснование целесообразности осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественное значение, а также окупаемость и прибыльность;
-разработка планов реализации телевизионных и радио программ с определением методов их выполнения;
-подбор кадров для осуществления проектов и координация деятельности всех заинтересованных в проекте сторон;
-контроль за эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов и соблюдением режима их экономии;
-изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике осуществляемых проектов;
-организация и проведение рекламных кампаний, разработанных теле и радио проектов;
-осуществление выбора форм и методов рекламы в СМИ, ее текстового, цветового и музыкального оформления.