ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ СЯНДЕМСКОГО, ВОЛОГОДСКОГО




В кон­це XV сто­ле­тия меж­ду мно­го­чис­лен­ны­ми по­движ­ни­ка­ми древ­ней Ва­ла­ам­ской оби­те­ли под­ви­зал­ся инок Афа­на­сий – уче­ник и со­мо­лит­вен­ник пу­стын­но­жи­те­ля Алек­сандра, ра­бо­тав­ше­го Гос­по­ду в тес­ной пе­ще­ре од­но­го из Ва­ла­ам­ских ост­ро­вов. Ду­ше­спа­си­тель­ные со­ве­ты и при­ме­ры вы­со­ких доб­ро­де­те­лей Алек­сандра укреп­ля­ли Афа­на­сия на труд­ном пу­ти спа­се­ния. С те­че­ни­ем же вре­ме­ни, по неис­по­ве­ди­мым судь­бам Бо­жи­им, на­став­ник и уче­ник долж­ны бы­ли раз­лу­чить­ся. Пре­по­доб­ный Алек­сандр уда­лил­ся в ле­са Обо­неж­ской пя­ти­ны на ре­ку Свирь и семь лет про­вел там в стро­жай­шем уеди­не­нии, а по­том при­сту­пил к устро­е­нию об­ще­жи­тия, то­гда и пре­по­доб­ный Афа­на­сий пе­ре­се­лил­ся с Ва­ла­а­ма опять под его ру­ко­вод­ство.

Сми­рен­но­муд­рие и по­слу­ша­ние сде­ла­ли Афа­на­сия лю­би­мей­шим уче­ни­ком пре­по­доб­но­го игу­ме­на, и он спо­до­бил­ся быть сви­де­те­лем бла­го­дат­но­го по­се­ще­ния его учи­те­ля Пре­свя­той Де­вой Бо­го­ро­ди­цей.

По пре­став­ле­нии пре­по­доб­но­го Алек­сандра (1533 г.), пре­по­доб­ный Афа­на­сий ото­шел на пу­стын­но­жи­тие в дре­му­чие ле­са Ка­ре­лии и на хол­ме пе­ре­шей­ка двух неболь­ших озер Сян­де­ма и Ро­щин­ско­го по­ста­вил се­бе хи­жи­ну. Неко­то­рые из спо­движ­ни­ков пре­по­доб­но­го Алек­сандра по­сле­до­ва­ли за Афа­на­си­ем в уеди­не­ние, а к ним при­со­еди­ни­лось еще несколь­ко лю­би­те­лей пу­стын­но­го жи­тия. Та­ким об­ра­зом бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло про­цве­тав­шей впо­след­ствии Сян­дем­ской пу­сты­ни.

Сам пре­по­доб­ный Афа­на­сий рас­ска­зы­вал о сво­ем по­се­ле­нии в пу­сты­ни так. Жил он в Обо­неж­ской пя­тине, в Оло­нец­ком уез­де, на Сян­де­ме озе­ре, в пу­стыне на Со­фий­ской зем­ле, в ди­ком ле­су от Олон­ца 20 верст, а от ближ­них де­ре­вень 10 верст; ту пу­сты­ню поз­во­ли­ли ему стро­ить олон­чане на бо­го­мо­лье о го­су­да­ре и на при­бе­жи­ще се­бе. По бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Пи­ме­на он по­ста­вил в пу­стыне ча­сов­ню во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы да во­семь кел­лий. И со­бра­лось к нему в пу­сты­ню де­сять бра­тий; он рас­па­хал паш­ню. Но по за­ви­сти те олон­чане обо­лга­ли его пе­ред ар­хи­епи­ско­пом Пиме­ном, буд­то он по­стро­ил свою пу­стынь­ку на­силь­ствен­но, и вы­сла­ли его из пу­стынь­ки. Пу­стынь­ка оста­лась пу­стою.

Пре­по­доб­ный уда­лил­ся в Свир­ский мо­на­стырь и из­бран был там в игу­ме­на. Ве­ро­ят­но, в это вре­мя он и по­лу­чил сан свя­щен­ства, по край­ней ме­ре, в 1577 г. на­зы­ва­ет­ся свя­щен­но­и­но­ком. Дол­го ли управ­лял пре­по­доб­ный Афа­на­сий оби­те­лью сво­е­го на­став­ни­ка, оста­ет­ся неиз­вест­ным, толь­ко в 1577 г. он на­зы­ва­ет­ся уже быв­шим игу­ме­ном Свир­ско­го мо­на­сты­ря и про­сит у Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Алек­сандра поз­во­ле­ния на ме­сте пу­сты­ни устро­ить мо­на­стырь с хра­мом во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы и от­ве­сти зем­ли под паш­ню. Та­кое доз­во­ле­ние бы­ло да­но; от­ве­де­на мо­на­сты­рю и паш­ня по од­ной вер­сте во все че­ты­ре сто­ро­ны. Мо­на­стырь был осво­бож­ден от по­шлин в поль­зу Нов­го­род­ской Со­фий­ской каз­ны. Пре­по­доб­ный слу­жил при­ме­ром бра­тии в тру­до­лю­бии и тер­пе­нии, и вся бра­тия тру­да­ми рук сво­их до­бы­ва­ли се­бе про­пи­та­ние.

Ос­но­ва­тель оби­те­ли был и на­став­ни­ком но­во­го брат­ства. Для соб­ствен­но­го же на­уче­ния имел он ча­стые ду­хов­ные бе­се­ды с пре­по­доб­ным Адри­а­ном Ан­дру­сов­ским, ва­ла­ам­ским схи­мо­на­хом, ос­но­вав­шим око­ло то­го же вре­ме­ни ино­че­скую оби­тель на бе­ре­гу Ла­дож­ско­го озе­ра. По­движ­ни­ки жи­ли вер­стах в 20-ти один от дру­го­го. Па­мят­ни­ка­ми это­го ду­хов­но­го об­ще­ния оста­лись кре­сты, во­дру­жен­ные угод­ни­ка­ми Бо­жи­и­ми на пу­ти через все про­стран­ство, от­де­ляв­шее их друг от дру­га. Пре­да­ние го­во­рит, что и на том ме­сте, где те­перь цер­ковь во имя чу­до­твор­ца Ни­ко­лая в се­ле­нии Ту­лок­са, пре­по­доб­ным Афа­на­си­ем был по­став­лен крест и пред­ска­за­но со­зда­ние хра­ма на слу­же­ние Гос­по­ду. Про­ро­че­ство ис­пол­ни­лось, цер­ковь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, по­чти совре­мен­ная ос­но­ва­те­лю Сян­дем­ской пу­сты­ни, су­ще­ству­ет и по­ныне. При устье ре­ки Сян­дем­ки (те­ку­щей на де­вять верст из Сян­дем­ско­го озе­ра в реч­ку Ту­лок­су) на­хо­дят­ся на обо­их ее бе­ре­гах два ка­мен­ных кре­ста. По сви­де­тель­ству пре­да­ния, они со­пут­ство­ва­ли пре­по­доб­но­му Афа­на­сию с Ва­ла­а­ма и суть бла­го­сло­ве­ние та­мош­них стар­цев ос­но­ва­те­лю Сян­дем­ской пу­сты­ни. У окрест­ных жи­те­лей со­хра­ни­лись рас­ска­зы, что эти кре­сты чу­дес­но при­плы­ли за пре­по­доб­ным про­тив реч­но­го те­че­ния со сто­ро­ны Ла­дож­ско­го озе­ра.

По древ­не­му же ска­за­нию, угод­ник Бо­жий Афа­на­сий по­след­ние го­ды свя­той жиз­ни сво­ей про­вел в уеди­не­нии на од­ном из ост­ро­вов озе­ра Сян­де­ма, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся и до­се­ле Свя­тым.

Пре­по­доб­ный Афа­на­сий пре­ста­вил­ся в сво­ей пу­сты­ни и по­гре­бен на од­ном из мы­сов Ро­щин­ско­го озе­ра, где по­том над мо­ги­лой его со­ору­же­на цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ки­рил­ла и Афа­на­сия, пат­ри­ар­хов Алек­сан­дрий­ских.

На­ше­ствие Лит­вы и шве­дов в на­ча­ле XVII ве­ка ис­тре­би­ло все пись­мен­ные сви­де­тель­ства о вре­ме­ни и тру­дах пер­во­на­чаль­ни­ка пу­сты­ни. До это­го несчаст­но­го со­бы­тия оби­тель про­цве­та­ла: хра­мы Бо­жии удив­ля­ли сво­им бла­го­ле­пи­ем, хо­зяй­ство изоби­ло­ва­ло все­ми уго­дья­ми. При на­ше­ствии вра­гов стар­цы, чтобы спа­сти неко­то­рые цер­ков­ные пред­ме­ты и ко­ло­ко­ла, опу­сти­ли все в озе­ро, на топ­ком дне ко­то­ро­го они на­все­гда и оста­лись.

В на­ча­ле XVIII сто­ле­тия Бо­жи­им по­пуще­ни­ем Сян­дем­ская пу­стынь сго­ре­ла до­тла, и, как вид­но из над­пи­си за­клад­но­го кре­ста, в 1720 го­ду цер­ковь свя­ти­те­лей Ки­рил­ла и Афа­на­сия вы­стро­е­на вновь.

Мест­ность Сян­де­ма очень жи­во­пис­на. Оби­тель рас­по­ло­же­на по­чти в сре­до­то­чии кру­го­об­раз­ной по­ля­ны, име­ю­щей в по­пе­реч­ни­ке до 400 са­жень; окруж­ность ее со­став­ля­ет гу­стой хвой­ный лес, а два озе­ра раз­ли­ва­ют­ся по се­вер­ной и юж­ной сто­ро­нам и за­ли­ва­ми сво­и­ми об­ра­зу­ют мно­же­ство вос­хи­ти­тель­ных ви­дов. На воз­вы­шен­ном пе­ре­шей­ке этих озер сто­ит де­ре­вян­ный храм Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, воз­двиг­ну­тый по­пе­чи­те­лем Ан­дру­со­вой пу­сты­ни ва­ла­ам­ским игу­ме­ном Ин­но­кен­ти­ем.

В это вре­мя бы­ли об­ре­те­ны чест­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. По­сле по­жа­ра при ко­па­нии рва под фун­да­мент ны­неш­ней церк­ви об­ре­ли свя­тое те­ло его нетлен­ным, при­чем да­же чет­ки и хар­тия с раз­ре­ши­тель­ной мо­лит­вой в ру­ках угод­ни­ка Бо­жия бы­ли со­вер­шен­но це­лы. Несколь­ко су­ток свя­тые мо­щи оста­ва­лись на зем­ной по­верх­но­сти и по­том 2 мая по­гре­бе­ны в преж­ней мо­ги­ле. Над мо­ща­ми внут­ри хра­ма воз­двиг­ну­та ра­ка крас­но­го де­ре­ва с об­ра­зом пре­по­доб­но­го; у юж­ных две­рей есть так­же его ико­на во весь рост, а за ле­вым кли­ро­сом изо­бра­же­но по­се­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­ро­го пре­по­доб­ный Афа­на­сий спо­до­бил­ся вме­сте с пре­по­доб­ным учи­те­лем сво­им.

Па­мять свя­то­го пре­по­доб­но­го Афа­на­сия со­вер­ша­ет­ся мест­но 18/31 ян­ва­ря и 2/15 мая.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: