Психологические предпосылки профессионального восприятия текста




Тема № 3. Психологические предпосылки редактирования

Ключевые слова:

Рассматриваемые вопросы: Роль психологической науки в формировании представлений о литературной работе. Общая схема работы редактора над текстом. Психологические предпосылки профессионального восприятия текста

Роль психологической науки в формировании представлений о литературной работе

Обращение к психологии при выработке рекомендаций в об­ласти литературной работы традиционно. Уже в античных риториках мы встречаем попытки применить наблюдения над психо­логией людей к работе над изложением. Так, в «Риторике» Ари­стотеля различные типы речи и способы их организации рассматриваются в связи с намерениями говорящего и реакцией слушающего, даются практические рекомендации оратору. Например, говорится, что в ряду аргументов, приводимых в пользу како­го-либо утверждения, второй – самый слабый, зато третий воздей­ствует наиболее сильно. Подобные наблюдения, почерпнутые из практики ораторского искусства, рассеяны по учебникам ритори­ки. Заметное место занимают они и в «Риторике» Ломоносова, бывшей настольной книгой нескольких поколений образованных русских людей. В дальнейшем стремление обобщить и система­тизировать факты привело к формализации не только лингвисти­ческих, но и литературоведческих положений, частные рекомен­дации заслонили общие представления. Именно в схоластичес­ком, формализованном варианте, предназначенном для обучения, сведения из области психологии входили в практику работы над текстом, и последствия этого, хотя и отдаленные, ощутимы до на­ших дней. Одно из них – отсутствие интереса к исследованию на научном уровне проблем, относящихся к литературной технике, отрицание перспективности этого направления.

Общая схема работы редактора над текстом

Психология редакторского труда пока не стала предметом спе­циальных научных исследований, и, рассматривая психологичес­кие предпосылки редактирования, мы вынуждены опираться на общие положения, сформулированные психологами в результате изучения сложных форм человеческой деятельности. Редактиро­вание с полным основанием может быть отнесено к одной из таких форм, и общая схема работы редактора может быть пред­ставлена следующим образом:

• получение информации;

• постановка задачи;

• создание модели поведения и схемы ожидаемых результатов;

• действия и соответствующие этим действиям результаты.

В условиях редакционной работы эта схема получает конк­ретное наполнение. Первый ее компонент - знакомство ре­дактора с авторским произведением. Второй - постанов­ка задачи редактирования. Она может быть продиктована и уточнена как внешними обстоятельствами, так и качествами са­мого материала. Заранее может быть запланирован объем, жанр, необходимость подчеркнуть связь с текущими событиями, форма контакта с читателем, может быть определен вид правки. Затем редактор решает, как он будет действовать, - это третий компонент схемы. Редактор может отослать материал на доработку, может работать над текстом вместе с автором или один и выбирает методику, которая, с его точки зрения, наиболее рациональна в данном случае. Зримые действия редактора, в частности процесс правки текста, - лишь последний, завершающий этап редактирования.

Психология редакторской работы чрезвычайно сложна. Это предопределено сложностью ее объекта – текста, фиксирующего результат сложнейшей деятельности человека, своеобразием ком­муникативных связей, возникающих между автором, редактором и читателем, спецификой редакторского труда, в котором твор­ческое начало сочетается с аналитическим. В свете этих особен­ностей и должны быть рассмотрены психологические предпо­сылки редактирования.

Психологические предпосылки профессионального восприятия текста

Необходимый вывод, следующий для редактора из обращения к психологической науке, – установка на осознанное отно­шение к пониманию текста, авторскому труду, к собствен­ным действиям. «Сознательное отношение к слову, к значению всяких языковых элементов – предпосылка хорошего правиль­ного владения стилем, – писал академик Л.В. Щерба. – Когда каждое слово на своем месте, то, что человек хотел сказать, мо­жет быть понято только в одном направлении и не может быть Толкований ни вправо, ни влево. Это результат — точный стиль, который является результатом сознательного отношения к слову, сознательного изучения различных оттенков».

Исследования психологами процесса формирования разверну­того речевого высказывания дают объективные научные основа­ния для утверждения, что контроль - важнейшая задача ре­дактора при его работе над текстом. Контроль – необходимое условие порождения всякого речевого высказывания. В обычной письменной речи он осуществляется самим пишущим, причём ред­ко кто это осознает. В работе профессионального литератора, жур­налиста, редактора такой контроль недостаточен, внимание необхо­димо задерживать на некоторых формах языка, быстро их анализи­ровать и соответственно решать ту или иную задачу. Надо уметь посмотреть на текст «со стороны», увидеть его глазами читателя. Часто результатом такого отчуждения от текста бывает неудов­летворенность его формой и часто правка.

Мы по-разному, с разной степенью отчуждения воспринимаем рукописный текст, машинопись, компьютерный и типографский на­бор. И чем дальше отходим от созданного нами текста, тем виднее его недочеты. На самой высокой ступени отстранения от текста (для журналиста это ситуация, когда его материал поставлен в номер, стал частью газетной полосы) мы уже, как правило, не вла­стны в нем что-нибудь изменить. Поэтому так важно уметь вов­ремя увидеть текст «чужими глазами». Это умение надо воспиты­вать и тренировать. Немногие могут сейчас позволить себе рабо­тать так, как советовал в свое время Гоголь, который говорил, что он возвращается к рукописи восемь раз: «Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художественно законченным, достигает перла создания. Дальней­шие поправки и просматривания, пожалуй, испортят дело, что назы­вается у живописцев: зарисуешься. Конечно, следовать постоянно таким правилам нельзя, трудно. Я говорю об идеале. Иное пус­тишь и скорее, все-таки человек, а не машина». «Зарисуешься» – очень точно найденное в этом случае слово. В работе над своим и чужим текстом важно ощутить момент, когда её следует закон­чить, почувствовать завершённость текста.

Выступая в качестве первого читателя авторского текста, ре­дактор помогает автору этот контроль осуществить. «Взгляд со стороны» – необходимое условие работы автора с текстом и необходимая психологическая предпосылка участия редактора в создании литературного произведения. Каждый профессиональ­ный литератор знает, как нужен «чужой глаз». Для автора редак­тор – это читатель, который зорче других читает рукопись и вме­сте с ним работает над текстом. Для читателя редактор – пред­ставитель его интересов, который читает текст, предугадывая, как он может быть истолкован и оценен.

Сегодня в практику редакционной работы вошла сложная тех­ника – читающие устройства, дисплеи, персональные компьютеры, настольные издательские системы. Видеотерминальные устрой­ства, различные по размеру экрана и числу знаков, одновременно выводимых на него, могут быть использованы для всех операций правки текста: замены знака, вставки и исключения части текста, сдвижки и раздвижки строк, перестановки абзацев. Они находят себе применение при редактировании основного текста и графи­ческого материала: при формировании полос, просмотре библио­графического материала, сверке цитат, облегчают решение част­ных редакторских задач, например, производят путем однократ­ной команды замену какого-либо термина, несколько раз встречающегося в тексте. В программу персонального компьюте­ра могут быть заложены композиционные схемы информацион­ных материалов, позволяющие придать им требуемую жанровую форму. Существуют программы, обеспечивающие орфографичес­кую правильность текста.

Внедрение в издательский процесс новой техники влечёт за собой стандартизацию внешней формы текста, исключает много­кратное обращение к нему редактора, требует обработки сразу «набело». Работа с компьютером в системе диалога не только облегчает технический процесс воспроизведения текста, она дела­ет мышление редактора более организованным, помогает совершен­ствовать профессиональные навыки. Однако редактор должен иметь точное представление о возможностях технических средств, кото­рыми оснащён издательский процесс, знать, что техника облегчает, но отнюдь не заменяет труд редактора, компьютеры не способны решать творческие задачи. Применение технических средств тре­бует от редактора высокого профессионализма, чёткости, осуществ­ления контроля над текстом на самом высоком уровне.

Существенно, что редактор на протяжении всей своей работы над текстом должен быть активен, контролировать собственное восприятие текста, уметь оценить своеобразие авторских решений. Это тем более важно, что именно эти наблюдения формируют стра­тегию действий редактора, процесс правки, в частности. Опытные редакторы считают, что самое сложное при редактировании – вне­сти изменение в текст так, чтобы оно не выглядело чужеродным, чтобы вставка не выделялась, как грубая заплата. Каждое замеча­ние редактора должно не только фиксировать недочёты рукописи, но и содержать конкретные рекомендации. Это необходимо и тог­да, когда замечания адресованы автору, и тогда, когда они сделаны для памяти как программа будущих действий. Активность вос­приятия текста, конкретность суждений – важнейшие пси­хологические предпосылки редактирования и необходимые черты психологической модели поведения и действий редактора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: