Методы исследования
|
Методы научного исследования делятся на общие и специальные. Для того чтобы применять специальные методы исследования, характерные для определенных областей научного знания, нужна значительная подготовка.
Общие методы исследования используются в самых различных по предмету науках – от литературы до химии и математики.
К ним относятся:
· теоретические - опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода.
В качестве средства познания здесь выступает теоретический язык, в терминах которого представлены абстрактные объекты, являющиеся логическими реконструкциями реальных объектов и их связей, отношений.
Из методов теоретического исследования чаще всего используются следующие: анализ и синтез, моделирование, экстраполяция, абстрагирование и конкретизация, сравнение, обобщение, систематизация и классификация.
· эмпирические – опираются на чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов, нацелены на непосредственное изучение явлений.
В эмпирическом исследовании используются приборы, экспериментальные установки и другие материальные средства, эмпирический язык науки.
К основным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.
Основные методы исследования
метод | характеристика |
Наблюдение
![]() | Преднамеренное, целенаправленное восприятие реальных объектов, результаты которого фиксируются наблюдателем. Существуют разные виды: полевое (в естественной обстановке), лабораторное, внешнее, внутреннее, долговременное, кратковременное и др. Основное условие научного наблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования. Алгоритм проведения наблюдения: 1. определение цели наблюдения 2. выбор объекта наблюдения 3. выбор способа достижения цели наблюдения 4. выбор способа регистрации полученной информации 5. обработка и интерпретация полученной информации |
Эксперимент
![]() | Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования. Предполагает целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения. Важнейшее достоинство эксперимента — его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных. |
Сравнение
![]() | Способ познания путем установление сходства или различия объектов. Это один из наиболее распространенных и универсальных методов исследования. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям: 1. Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, — это ничего не дает. В лучшем случае здесь можно только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям. 2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению. |
Измерение
![]() | Совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Различают: · прямые измерения (например, измерение длины проградуированной линейкой). При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения (например, в спортивных соревнованиях измерение длины прыжка при помощи рулетки, измерение длины ковровых покрытий в магазине и т.п.). · косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами. При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. |
Анализ и синтез
![]() | Анализ – способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств. Синтез – способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выведенных в результате анализа. Существуют дополняя друг друга. Существенную роль синтез играет и в эмпирическом исследовании. |
Абстрагирование и конкретизация
![]() | Абстрагирование - одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Конкретизация - процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. |
Обобщение
![]() | Способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Базируется на анализе, синтезе и сравнении. Функция обобщения состоит в упорядочении многообразия объектов т.е. в их систематизации и классификации. |
Систематизация
![]() | Мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа (от греч. systema — целое, состоящее из частей). Один из основных видов систематизации —классификация, т.е. распределение объектов согласно группам подобия и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). |
Экстраполяция
![]() | Метод научного исследования, который основан на распространении прошлых и настоящих тенденций, закономерностей, связей на будущее развитие объекта прогнозирования. Цель методов экстраполяции – показать, к какому состоянию в будущем может прийти объект, если его развитие будет осуществляться с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом. |
Моделирование
![]() | Модели – это материальные и мысленно представленные объекты, которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для определенного исследования свойства. Виды моделирования: 1. Материальное: · физическое моделирование – реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта; · аналоговое – моделирование на аналогии процессов и явлений. Аналогия - мыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого- либо одного объекта (модели), переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения, менее наглядный объект, именуемый прототипом, оригиналом. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. 2. Мысленное: · интуитивное – основано на интуитивном представлении об объекте; · знаковое – в качестве модели используются знаковые преобразования: схемы, графики, чертежи, формулы и т.п. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование. |
Индукция и дедукция
![]() | Индукция - это умозаключение от частных объектов, явлений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Дедукция - это умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. |
Анкетирование
![]() | Метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (опрашиваемым) по указанным в нем правилам. |
Интервьюи-рование
![]() | Метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации. |
|