Стадии эволюционного развития психики




Лекция 2

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА

Развитие психики в филогенезе.

Стадии эволюционного развития психики.

Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания.

Используемая литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.

2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.– М., 1994.

3. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского, М., 1986. Гл.2.

4. Общая психология /Под ред. В.В. Богословского и др., М., 1973, Гл.1,3.

5. Петровский А.В. Ведение в психологию. М., 1995.

6. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. Спб., 1998.

 

1. Развитие психики в филогенезе

Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.

Психика имеет сложное строение, в ней можно выделить:

- познавательные психические процессы, позволяющие человеку познать окружающее – это ощущение, восприятие, память, мышление, воображение,

- психические состояния, включающие мотивацию, эмоциональные переживания, волю.

- психические свойства - индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками, к ним относятся - темперамент, характер, способности.

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

- возникновение и развитие психики в животном мире;

- возникновение и развитие человеческого сознания;

- развитие психики в онтогенезе человека, т. е. начиная от рождения и до конца жизни.

Движущая сила всякого развития - борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики. Психическое развитие есть всегда возникновение чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.

В науке существует целый ряд попыток решения проблемы развития психики:

1) антропопсихизм (связана с именем Р.Декарта). Сущность ее состоит в том, что возникновение психики связывают с появлением человека, психика существует только у человека. Тем самым вся предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой вовсе.

2) учение о панпсихизме является противоположной предыдущей теории и состоит в утверждении о всеобщей одухотворенности природы.

3) биопсихизм – промежуточный взгляд на проблему, заключающийся в том, что психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.

4) сущность нейропсихизма состоит в том, что психика признается не является свойством всякой живой материи, а только таких организмов, которые имеют нервную систему [5, с.24].

Научная психология исходит их совершенно иных положений и ставит своей задачей ответить на вопрос о происхождении психики, описание условий, в результате которых должна была появиться такая сложная форма жизни. Сегодня известно, что основным условием появления жизни является возникновение сложных белковых молекул, которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Для выживание они должны усваивать (ассимилировать) из окружающей среды те вещества, которые являются предметом питания и необходимы для поддержания их жизни; одновременно они должны выделять во внешнюю среду продукты распада (диссимиляция). Два процесса ассимиляции и диссимиляции являются основными условиями существования сложных белковых образований.

Стадии эволюционного развития психики

Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.

Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д.

Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое.

А.Н.Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных. Согласно современной точке зрения (К.Э. Фабри), в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший, наивысший.

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. На стадии элементарной чувствительности они (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и их действия определяются врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). Это специфично для каждого из упомянутых видов; структура и цели любой формы поведения закреплены генетически. Инстинкт – врожденные, неизменяемые поведенческие формы, одинаковые у особей определенного вида; это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. На стадии предметного восприятия (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов; животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животных отражать межпредметные связи, ситуацию в целом. В результате они могут обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий. Интеллектуальными оказываются действия многих животных, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Такое поведение не выходит за рамки биологической потребности, реализуется только в пределах наглядной ситуации.

Интеллектуальное поведение – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных.

Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами.

Для инстинктов характерно их относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками.

Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.

Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи. Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: