Лекция № 3. Русский музыкальный фольклор: история и география. Понятие и структура локальной фольклорной традиции.




История заселения русской этнической территории. Локальное многообразие русского музыкального фольклора необходимо рассматривать с позиции территориального расселения восточнославянских племен во второй половине I тысячелетия. Раннеславянские племена расселялись на территории восточной Европы преимущественно в пределах бассейна тех или иных рек и озер:

· Словене ильменские – бассейн озер Ильмень, а также территория по рекам Волхов и Верхняя Луга.

· Кривичи – бассейн рек Западной Двины, Волги и Днепра.

· Вятичи – бассейн верхней и средней Оки и верховья Дона.

· Дреговичи, радимичи, древляне, поляне, северяне – бассейн Днепра с Припятью, Березиной, Десной, Сеймом и Сожей.

· Тиверцы, уличи, белые хорваты, дулебы (волынене, бужане) – бассейн Прута, Днестра, Южного и Западного Буга, Закарпатья.

Исследователи считают начальным этапом в истории формирования восточного славянства конец V – начало VII века нашей эры. Именно в этот период закладываются основы диалектной системы русского языка. Для русского музыкального фольклора историческая жизнь языка имела большое значение. Региональные системы музыкально-фольклорных традиций территориально соотносятся с картой диалектного членения русского языка.

На русской этнической территории сформировались два крупнейших субэтнических массива – северный и южный. Существенные различия между этими субэтносами распространяются на весь объем традиционной культуры: жилище, одежду, обычаи и обряды, хозяйственные занятия и быт.

Между северным этнокультурным массивом и южным располагается центральная – среднерусская – зона, охватывающая междуречье Оки и Волги, т.е. территория вокруг Москвы.

Территория Урала и Сибири осваивалась русскими позднее. В языке и культуре этих регионов прослеживаются признаки, присущие севернорусскому и среднерусскому этнокультурным образованиям, что связано с историческими направлениями колонизации.

Историческое развитие русского музыкального фольклора и всей традиционной культуры происходило в определенных пространственно-временных и социокультурных условиях. На пересечении этих координат и возникли локальные фольклорные традиции – реальные воплощения русского музыкального фольклора.

Музыкально-фольклорную традицию принято рассматривать в двух аспектах:

· С точки зрения ее развертывания во времени (соотношение в ней устойчивых и изменчивых элементов, консервативного и инновационного начал).

· Пространственный аспект. Музыкально-фольклорная традиция существует во множестве локальных (местных) версий, значительно отличающихся друг от друга. Каждую музыкально-фольклорную традицию можно уподобить диалекту или говору русского языка.

В результате научных исследований определились следующие основные критерии, по которым можно отличить одну локальную традицию от другой.

1. Этнографический контекст местных музыкально-фольклорных систем, что обусловлено множеством причин исторического, хозяйственного и другого характера. В каждой из традиций существует присущей ей набор наиболее почитаемых календарных праздников и обрядов, традиционно сложившиеся формы проведения досуга, свадебного и похоронного обряда, специфические местные обычаи.

2. Система музыкальных жанров данной музыкально-фольклорной традиции.

3. Конкретный набор музыкальных форм, характерных для каждого из жанров данной традиции. В наибольшей степени локальную специфику выявляют звуковысотные структуры (лад, мелодика, многоголосие), которые и для исследователей и для самих носителей традиции служат наиболее заметным отличительным признаком, в то время как ритмические формы могут быть общими на довольно значительных территориях.

4. В огромной степени облик местной традиции определяют исполнительские особенности (тембровые характеристики, обусловленные свойствами языкового диалекта, способом звукоизвлечения и произнесения слов в пении, тесситурой). Важным является также соотношение мужского и женского вокального исполнительства. Многое в исполнительской традиции зависит и от акустических условий среды (лесной, степной, горной).

В каждой локальной традиции формируется ее звуковой идеал, который может относиться либо к традиции в целом, либо к отдельным ее жанрово-стилевым сферам.

В фундаментальном труде В. Лапина «Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций) [М.: Московский государственный центр «Русская песня»; Российский институт истории искусств,. 1995. – с. 176-183] даются следующие определения понятия музыкально-фольклорная традиция:

Локальная традиция – подобно диалекту в языкознании, локальная традиция предполагает территориально любой по масштабу, но при этом обоснованно ограниченный или выявленный ареал.

Местная традиция – это традиция одного населенного пункта или компактной группы поселений (куста деревень), потенциально способных превратиться в «концы» одного села.

Локальный музыкально-песенный стиль – определяется двумя характеристиками. В общеэстетическом плане стиль – всегда некоторое обобщение класса явлений или произведений. В фольклористике это какой-либо песенный жанр. Локальный стиль всегда должен иметь свой ареал.

Местный стиль и индивидуальный исполнительский стиль – два определения, отражающие индивидуальные или местные особенности и соотносимые с понятием местной традиции как ее стилевая характеристика. Т.о., понятия местной традиции и локального стиля взаимодополняют друг друга. В обобщенном виде их соотношение выстраивается следующим образом: местная традиция – это целостный фольклорно-этнографический комплекс народной культуры, включающий в себя все жанрово-исторические слои, т.е. максимально глубокий по временной шкале и минимальный в территориальном отношении; локальный стиль – явление относительно ограниченное по временной шкале и максимально развернутое на территории, ареальное по своей природе и истории.

Структура локальной фольклорной традиции складывается из реального соотношения понятий местная традиция и локальный стиль. Локальную фольклорную традицию составляет собственно весь корпус музыкально-фольклорных текстов – музыкальных и вербальных (словесных) со сложным структурно-жанровым членением и соотношением; это и циклическая система обрядов, ритуалов, игр, танцев и др.; это и система норм, правил и представлений об исполнительстве – как ритуальном, праздничном, так и бытовом, будничном, сольном и ансамблевом; это люди – исполнители-творцы и участники, от мастеров, знатоков и хранителей традиции до пассивных зрителей и слушателей.

Структура локальной традиции также может быть раскрыта на пересечении двух основных координат исторического развития – временной и пространственной. Можно сказать, что традиция имеет «вертикальное» и «горизонтальное» измерение.

Вертикальное измерение – это:

· Система функционирования традиции (функциональная и половозрастная дифференциация);

· Способы и механизмы осуществления. Соотношение певческих групп-ансамблей, лидеров, мастеров и рядовых ансамблистов и т.д.;

· Жанровая система традиции и ее историческая динамика. Жанрово-стилевая доминанта – жанр, который количественно и, главное, качественно определяющее жанровую систему традиции и ее специфику.

Горизонтальное измерение – это:

· Развертывание традиции в пространстве (ареалы фольклорно-этнографических комплексов и их элементов);

· Музыкально-песенный «ландшафт» локальной традиции (ареалы распространения определенных песенных жанров и сюжетов, музыкально-ритмических и мелодических песенных типов, фактурных типов многоголосия и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: