Задачи риторики. Предмет риторики. Части риторики.




Риторика как наука убеждения

Риторика (или теория ораторского искусства) – одна из древнейших наук в истории человечества. В современном понимании риторика - не столько наука о том, как говорить хорошо, как нужно в данном случае, не столько «наука убеждать», сколько «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», что в значительной части роднит риторику с речевой компетентностью.

Прямой предмет риторики – убеждающая речь. Ключевым коммуникативным качеством речи, напрямую связанным с убедительностью речи и важным для понимания сути риторики, является ясность речи (такие качества речи, как приятность и привлекательность рассматриваются как периферийные, вспомогательные для риторики). Убедительной речь делает именно ее ясность. В ясной речи ее форма идеально соответствует содержанию.

Нет ни одной области человеческих знаний и человеческой деятельности, для которой плохая, запутанная, многословная профессиональная или бытовая речь говорящего была бы благом. Каждый человек должен уметь точно. Кратко и выразительно выражать свои мысли. Именно этому учит учебный предмет, называемой риторикой, или русским красноречием, или ораторским искусством.

В современной теории речевой коммуникации риторика понимается как:

1) наука об ораторском искусстве;

2) свод правил ораторского искусства, или учебной дисциплины;

3) злоупотребление ораторским искусством.

Задачей риторики как теории ораторского искусства является всестороннее изучение красоты и значения человеческого слова, соотнесение этих свойств слова с чувствами, волей и разумом человека и выявление всех возможных проявлений в слове должного и недолжного, разумного и неразумного, прекрасного и безобразного.

Целью риторики как учебной дисциплины является удержание слушателей от использования речи в целях нанесения вреда путем обучения ораторскому искусству потенциальных ораторов. В этом случае задачей риторики является обучение навыкам и умениями выражать в слове должное, разумное и прекрасное. Истолкование же риторики как злоупотребления ораторским искусством приводит к непониманию, недооценке ее теоретического, общественного и образовательного значения.

Риторика как учебный предмет отличается от многих другу их предметов тем, что владение большинством из них связано со знаниями, а риторика – еще и с умениями.

Общая практика овладения и владения профессиональным ораторским мастерством постепенно становится во всем мире неотъемлемым элементом подготовки специалиста практически любого профиля. Совершенно очевидно, что такая подготовка совершенно необходима юристу, владение словом для которого так же важно, как и владение нормами права.

Кроме этого риторика важная для каждого человека и в повседневной жизни. Владение данным предметом поможет каждому человеку в следующих ситуациях: нанимаясь на работу, так рассказать свою автобиографию, что у представителей кадровой службы появится желание принять соискателя на работу; заявить о себе как о человеке, с которым интересно и приятно общаться; выполняя задание руководителя, так его исполнить, чтобы доказать свою профессиональную состоятельность и получить шанс на повышение по службе.

Традиционно риторика включает в себя пять частей (это деление восходит к канонической риторике, но вполне актуально и для риторики современной):

1) инвенция (лат. inventio – изобретение, открытие), или изобретение мыслей; ее сосредоточенность на поисках аргументации;

2) диспозиция (лат. dispositio – расположение, размещение), или расположение мыслей; ее сосредоточенность на том, как расположить эти аргументы;

3) элокуция (от лат. elocutio– способ изложения, слог) – выражение мыслей; ее сосредоточенность на том, как наиболее убедительным образом облечь мысли в словесную форму;

4) мемория (от лат. memoria - память, способ запоминания) – запоминание; ее сосредоточенность на том, как запомнить сочиненную речь;

5) акция (от лат. actio – действие, деятельность) – произнесение речи; ее сосредоточенность на том, как следует произнести подготовленную речь

Таким образом, инвенция сосредоточена на поисках аргументации, диспозиция – на композиционной организации речи; элокуция - на словесной форме, на средствах усиления изобразительности и выразительности речи, мемория – на техниках запоминания сочиненной речи, а акция – на ее наиболее яркой презентации, подаче, произнесении.

Неравноценность этих частей очевидна, они неравномерно разработаны классической риторикой, неодинаково глубоко освещены и в современных руководствах по риторике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: