Классификация видов риторики, родов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Приводя классификацию видов красноречия, мы в качестве критерия берем сферу социальной деятельности говорящих (и воспринимающих) лиц.
1. Политическая риторика.
С античных времен риторику считают инструментом управления в политической системе общества. По Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества. Риторика является средством организации государства. Распространение риторики является показателем демократического государственного устройства.
Технологию политической риторики, обеспечивающей речевое взаимодействие личности, общества и государства, определят государство путем институционализации свободы слова и гласности. Основными документами политической риторики являются правовые акты – конституция, законы, указы, постановления, инструкции, приказы и под. Государство определяет право голоса, то есть круг лиц, которые имеют право своей речью влиять на политические дела.
Политическая риторика чаще всего использует публицистический стиль речи, который распространяется в газетах, общественно-политических и художественных журналах, в публицистических выступлениях и др., т.е. это речевая система, специально приспособленная для оптимального общения в общественно-политической сфере.
В основе этого стиля лежит функция воздействия. Воздействующая функция в публицистической речи трансформируется в функцию убеждения, поэтому политическая речь – это речь убеждающая.
|
2. Юридическая риторика – это комплекс знания по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно требованиям уголовно-процессуального закона; умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; умение воздействовать на правосознание людей.
Содержание судебной речи играет не меньшую роль, чем искусство ее построения и словесного оформления. Кроме этого, этические принципы должны указывать судебному оратору, насколько нравственно пользоваться тем или иным освещением обстоятельства дела и возможными выводами.
Искусство судебного оратора проявляется в том, насколько он умеет построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать
глубокий психологический анализ личностей подсудимого и потерпевшего, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию.
Судебные прения, представляющее собой полемику, публичный спор по материалам конкретного дела, являются подведением итогов судебного следствия с позиций обвинения и защиты и помогают суду лучше разобраться в фактических и юридических обстоятельствах дела.
Обвинительная речь прокурора и защитительная речь адвоката служат одной цели – выяснению истины, постановлению справедливого решения.
Совпадение выводов оратора с личными выводами судей приводит к формированию у суда ее большей уверенности в их правильности. Расхождение же в выводах заставляет судей критически оценить совокупность доказательства, которая приводится в их подтверждение. Все это способствует формированию убеждений суда.
|
3. Военная риторика – это специализированная речевая культура военно-профессиональной среды, направленная на освоение военной культуры, адаптацию новых поколений к непривычным условиям жизни и деятельности военнослужащих при помощи особенных технологий речевого воздействия на коммуникативном и поведенческом уровнях. Это часть общей риторики, науки о правилах построения речи, системы наиболее общих требований к речи и речевому поведению; это система знаний и навыков и умений коммуникации с помощью языка в речи и вербальное воздействие на военнослужащих.
Цель военной риторики – подготовить солдата к бою. Бой требует от человека способности пожертвовать собой и умений действовать так, чтобы эта жертва была полезна своим войскам.
Военная риторика – прародительница общей риторики. В древние и средние века она трансформировала военную риторику систему знаний о мысли, облеченной в слово.
Военная риторика оперирует специфическими речевыми средствами. Язык приказов, уставов, инструкций и наставлений отличается однозначностью трактовой, ясностью в понимании и высокой степенью побудительности. С помощью этих особенностей языка военно-профессиональной среды достигается высокая степень регулирования поведения военнослужащих по выполнению конституционных задач защиты Отечества. Язык военно-профессиональной среды закрепляется в индивидуальной речи военнослужащего.
|
Упорядоченность, согласованность действий достигается через употребление однозначно понимаемых речевых выражений, что способствует достижению наибольшего успеха при наименьшей затрате сил.
Эмоционально-образная выразительность речи офицера достигается лаконичностью фраз, энергичным слогом, смелыми выражениями. Подчиненные ценят в командире умение выразить непреклонную решимость в наиболее повелительной речевой форме. Тогда как расплывчатость, описательность, многословие, полисемия, синонимия из уст офицера не вызывает побуждения к действию, так как придают выражению характер неопределенности.
Речевая компетентность офицера в мирное время – практическая риторика – требует наличия сноровки в красноречии и помогает обрести более выгодное положение в обществе, завоевать определенное уважение.
4. Педагогическая риторика реализуется в двух сферах – педагогике, т.е. используется как средство достижения педагогических целей, и собственно в риторике, т.е. используется как методика развития риторических способностей. Педагогическая риторика (так же, как деловая и дипломатическая) является наукой, обеспечивающей профессиональное общение в целях оптимизации процесса передачи опыта.
Предметом педагогической риторики является речевое мастерство, хорошая речь преподавателя как необходимая составляющая профессионального мастерства. Педагогическая риторика рассматривает специфику речи как средство передачи учебной информации, коммуникативную компетентность преподавателя в соответствии с задачами конкретной ситуации общения. Речь преподавателя и студента не только обслуживает обучение, но и является средством достижения цели обучения – средством развития речи студентов. Этот вид риторики отличается от других тем, что является не только объектом изучения, но и средством обучения. Речь преподавателя является образцом для подражания, своеобразным наглядным пособием.
Основная функция педагогической речи – ее информативность. Ее задача – не только пробудить любознательность и интерес аудитории, но и дать новое представление о предмете.
Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:
А) в ней не должно быть ничего спорного;
Б) она должна вызывать пытливость;
В) она должна удовлетворять запросы слушателя;
Г) сообщение должно быть актуальным.
4. Дипломатическая риторика.
До сих пор риторика рассматривалась нами на уровне общения отдельных личностей, личности и группы людей. Дипломатическая риторика своим предметом изучения избирает общение государств через своих специальных представителей.
Профессия дипломата является одной из древнейших. Дипломат – сотрудник ведомства иностранных дел, который осуществляет внешнеполитические связи своей страны с другим государством или государствами необходим инструмент, с помощью которого государства на практике могли бы реализовать задачу равноправного мирового партнерства. Таким инструментом является дипломатическая риторика, в истории международных отношений получившая название дипломатического протокола.
Резкие выражения, риторические обороты речи, туманные намеки, восклицательные знаки, сокращения в виде и т.д. в дипломатическом общении недопустимы. Речь дипломата отличается высоким чувством достоинства, ведь он представляет страну, имеющую и традиции, и авторитет. А часто экономическую и военную мощь. Дипломат умеет также оказать высокое почтение и своим собеседникам, также представляющим свою страну с ее традициями и амбициями.
Успешному общению также способствует соблюдение установленного, обычно традиционного этикета и церемониала.
Речь дипломата должна отражать его высокую образованность, глубокие знания в области истории, культуре. Географии, экономике, литературе - мировой и особенно той страны, с которой ведутся переговоры. Дипломат должен обладать быстрыми реакциями, понимать намек, ценить чужое остроумие и быть гибким, остроумным самому. Владея культурой речи не только на уровне норм литературного языка, дипломаты добиваются успеха остроумием, изяществом, выразительностью своих речей.
Нужна дипломату и тонкая проницательность в роли не только говорящего, но и слушающего. Наконец, дипломату необходима твердость своих позиций в отстаивании интересов своей страны.
Качества дипломата говорящего и пишущего лица, несомненно, нужны каждому человеку.
Род красноречия это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:
1) социально-политическое (выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы; выступления по вопросам научно-технического прогресса; отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, митингах; дипломатические, политические, военно-патриотические, парламентские, агитаторские и под. речи);
2) академическое – род красноречия, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой (вузовская лекция, научный доклад, выступление в научной дискуссии, научный обзор и т.п.);
3) судебное – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан (прокурорская, или обвинительная, и адвокатская, или защитительная, речи);
4) социально-бытовое (юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности, носящая торжественный характер; застольная речь, произносимая на официальных (в том числе дипломатических) приемах, а также речь бытовая);
5) духовное (церковно-богословское) – древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. К духовному красноречию относится проповедь (слово), соединенная с церковным действием, адресованная прихожанам и произносимая в церкви, и официальная речь, адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.