Чертеж общего вида и его деталирование. Чтение и деталирование чертежей общих видов и сборочных чертежей. Групповые конструкторские документы.




ПЛАН

1. Сборка и разборка изделий по чертежу. Элементы конструирования и технологии в машиностроительном черчении.

2. Спецификация.

3. Чертеж общего вида и его деталирование. Чтение и деталирование чертежей общих видов и сборочных чертежей. Групповые конструкторские документы.

СОДЕРЖАНИЕ

Сборка и разборка изделий по чертежу. Элементы конструирования и технологии в машиностроительном черчении.

Общие сведения. Общие правила выполнения и чтения чертежей заложены в государственных стандартах ЕСКД 3-й группы, которые устанавливают форматы листов чертежей, масштабы, типы линий, гарнитуру и размеры шрифтов, правила построения изображений (видов, разрезов, сечений), обозначения графических материалов и правила их нанесения на чертежах, правила нанесения размеров и надписей, построения аксонометрических проекций (конкретные обозначения государственных стандартов ЕСКД, которые потребуются при выполнении задач контрольных работ, приводятся в указаниях к выполнению листов).

Теоретическое и практическое освоение положений стандартов этой группы способствует формированию у студента начальной инженерной графической грамоты, без которой невозможно перейти к успешному изучению специфических особенностей построения чертежей машиностроительных изделий, а также геометрических и графических основ современной машинной графики.

В основе любого графического изображения, представленного на поле чертежа (буквенно-цифровое обозначение, надписи, рамка чертежа, основная надпись, виды деталей, размерные линия и числа к ним и т. д.), лежит выполненная умозрительно или зафиксированная тонкими линиями на чертеже определенная последовательность геометрических построений, результат которых оформляется в строгом соответствии с указанными выше государственными стандартами ЕСКД. Грамотные геометрические построения плоских графических фигур являются основой успешного составления алгоритмов и машинных программ их автоматического вычерчивания на чертежном автомате или дисплее. В этой связи студент обязан последовательно и аккуратно выполнять тонкими линиями все геометрические построения, связанные как с оформлением чертежа, так и построением видов, изображаемых объектов или их элементов.

Чтение сборочного чертежа

1. Ознакомиться с описанием, если оно имеется, изображенного на сборочном чертеже изделия.

2. Выяснить назначение изделия. Знание назначения изделия облегчает понимание его устройства и принципа работы.

3. Пользуясь спецификацией и сборочным чертежом, выяснить состав изделия, соединение и взаимодействие его составных частей и деталей. Следует учесть, что правила выполнения чертежей давних сроков разработки могут отличаться от ныне действующих.

4. Уяснить принцип работы изделия.

5. Каждую деталь сборочной единицы найти на всех изображениях чертежа, мысленно обойти все ее элементы по наружному и внутреннему контурам. Определение границ отдельных деталей облегчает штриховка на разрезах и сечениях, которая выполняется для одной и той же детали одинаково как по направлению, так и по плотности.

Деталирование сборочных чертежей

После внимательного ознакомления с устройством сборочной единицы приступают к разработке чертежей деталей по сборочному чертежу, называемой деталированием. Она аналогична выполнению чертежей деталей, рассмотренному в первом разделе. Однако, ввиду меньшей наглядности, затруднено определение формы детали и ее размеров. Поэтому на данном этапе начиняющие допускают много ошибок. Очень часто к изображаемой детали относят элементы сборочного чертежа, к этой детали не относящиеся. Во избежание этого следует быть очень внимательным при разграничении деталей между собой.

Чертеж общего вида и его деталирование. Чтение и деталирование чертежей общих видов и сборочных чертежей. Групповые конструкторские документы.

Завершающей стадией разработки конструктивной докумен­тации является разработка рабочей документации для изготовле­ния опытного образца или опытной партии изделий и проведения их испытаний. По результатам испытаний документацию кор­ректируют и изготавливают по ней установочную серию изделий.

Рабочую конструкторскую документацию разрабатывают на основе проектной конструкторской документации. К такой про­ектной документации относится конструктивный чертеж об­щего вида изделия.

В учебной практике на основе чертежей общего вида раз­личных изделий студенты разрабатывают чертежи деталей и чертежи отдельных сборочных единиц, входящих в изделия (сбо­рочные чертежи). Разрабатываемые чертежи деталей являются основой рабочих чертежей этих деталей: они содержат все не­обходимые виды, разрезы, сечения, размеры всех элементов деталей, но на них еще не указывают требования к качеству обрабатываемых поверхностей, к точности размеров, а также различные специфические технические требования. Аналогично выполняют и сборочные чертежи отдельных сборочных единиц изделия. В некоторых случаях завершающим этапом изучения черчения является разработка сборочного чертежа изделия на основе чертежа общего вида.

Процесс разработки чертежей деталей, входящих в изде­лие, по конструктивному чертежу общего вида обычно назы­вают деталированием.

В процессе деталирования студенты применяют ранее по­лученные знания к анализу конструктивных форм деталей из­делия, выявлению их взаимодействия и работы изделия.

Деталирование является завершающим этапом изучения курса черчения. Выполняя это задание, студенты закрепляют умение читать чертеж общего вида и выполнять по нему чертежи деталей.

Задание на деталирование обычно состоит из чертежа обще­го вида, технического описания к нему и вопросов. Каждому студенту выдают индивидуальный вариант задания. Рекоменду­ется следующий порядок выполнения работы по деталированию:

ознакомление с заданием;

разработка планировки;

выполнение чертежей;

нанесение размеров, корректировка;

обводка чертежей.

Рассмотрим отдельные этапы работы более подробно.

Ознакомление с заданием.Читая описание изображенного изделия и чертеж, устанавливают назначение, устройство и принцип действия изделия, виды примененных соединений, разбираются во взаимодействии деталей, определяют порядок сборки и разборки изделия. Стараются представить форму каж­дой детали.

До начала работы студент готовит ответы на все вопросы задания, не требующие графических построений.

Если по какой-либо причине описание изделия отсутству­ет, то для ознакомления с ним используют литературу с опи­санием аналогичных изделий.

Разработка планировки.В учебном процессе, а также и на ряде производств применяют систему выполнения чертежей, при которой на одном листе располагают чертежи нескольких деталей.

Прежде чем начинать вычерчивание деталей, выполняют пла­нировку листа, т. е. размещают на нем форматы чертежей дета­лей и изображений каждой детали на своем формате. Перед выполнением этой работы нужно установить количество изобра­жений каждой детали, необходимое для выявления ее формы, и выбрать формат чертежа (см. 14.2). Размер формата определяют в зависимости от сложности детали, количества изображений и масштаба. Для правильного выбора формата чертежа сложных деталей можно рекомендовать такой прием: на каждое изображе­ние детали на чертеже общего вида кладут листок кальки или дру­гой прозрачной бумаги и на ней обводят изображение детали. После этого анализируют возможность уменьшения числа изоб­ражений до необходимого минимума. Для оставленных изобра­жений отмечают зоны для размеров вне контура изображений. Изображения с зонами для размеров размещают на поле стандартного формата. При этом используют рассмотренные ранее приемы уменьшения их размеров (см. 14.2) без ухудшения на­глядности изображений. Пример планировки чертежа детали при­веден выше (см. рис. 14.9, 14.10, 6). Поле на рисунке 14.9 между изображениями оставлено для размещения на нем размерных ли­ний. При симметричных изображениях для упрощения можно давать половины этих изображений (см. рис. 14.60).

Обычно с учетом зон для простановки размеров занятая изоб­ражениями площадь составляет 30...40% всей площади формата.

Пример планировки целого листа (формата А1) приведен на рисунке 16.1, основную надпись располагают в нижнем пра­вом углу каждого формата.

Все чертежи выполняют на стандартных форматах. Поле с левой стороны для подшивки листа (20 мм) имеют все черте­жи, по остальным трем сторонам расстояние от линии рамки до границы формата — 5 мм. Для некрупных деталей в учебном процессе допускается использовать формат, полученный деле­нием формата А4 пополам.

Планировка целого листа — ответственный этап работы, гак как здесь решаются вопросы выбора главного изображе­ния, количества изображений и выбора форматов. При непра­вильной планировке неизбежны исправления и переделки.

Выполнение чертежей в тонких линиях.К этой работе при­ступают после того, как убедятся в правильности планировки. Нанесение размеров выполняют после тщатель­ной проверки правильности выполненных изображений.

Простановка размеров и обводка чертежа.При разработке чертежей многих деталей работа по простановке размеров нередко оказывается более сложной, чем работа по выполнению изоб­ражений. При простановке размеров руководствуются рассмот­ренными выше технологическими и конст­руктивными соображениями. Размеры элементов деталей определяют непосредственным измерением по чертежу задания с учетом масштаба изображения. Особое внимание при вписыва­нии размеров обращают на сопряженные размеры, т. е. на те размеры сопрягаемых (соединяемых деталей), номинальные зна­чения которых являются одинаковыми. Во избежание ошибок их целесообразно вписывать в первую очередь и последовательно на всех чертежах сопрягаемых деталей. Например, в конструкции, приведенной на рисунке 16.2, сопряженными одинаковыми яв­ляются номинальный размер А — внутренний диаметр цилиндра 1 и наружные диаметры буртиков крышек 2 и 3 или размер Б — диаметр расположения осей резьбовых гнезд в цилиндре 1 и от­верстии под винты в крышках 2 и 3. Такие размеры на чертежах деталей рекомендуется подчеркивать красным карандашом.

Проверив правильность выполнения чертежа, его обводят.

Чтобы собрать изделие по сборочному чертежу, нужно предварительно изготовить детали.

Для изготовления деталей надо обеспечить производство их рабочими чертежами.

Составление рабочих чертежей деталей производится на основе чертежей общих видов технического проекта, определяющих конструкцию изделия и взаимодействие основных его частей. Выполнение рабочих чертежей деталей по чертежу общего вида называется деталированием.

В учебных условиях чертеж общего вида обычно оформляют не полностью. По существу нет разницы между чертежами общего вида и сборочными, так как сборочные дополняют некоторыми изображениями, позволяющими выявить форму всех оригинальных деталей и характер их соединений, как это сделано на рис. 290, 300 и 322.Это облегчает обучение чтению сборочных чертежей и позволяет проводить деталирование в условиях учебной аудитории.

Рекомендуется такой порядок деталирования:

Прочитать чертеж общего вида (сборочный) в последовательности, обратив особое внимание на форму деталей, их назначение и взаимодействие.

Мысленно расчленить изделие на отдельные детали, из которых оно состоит.

Выделить стандартные и прочие изделия, на которые не составляют рабочих чертежей.

Определить число изображений для каждой детали. Число изображений должно быть минимальным, но достаточным для определения формы и размеров детали. Винт, например, на чертеже общего вида (или на сборочном чертеже) может иметь три вида. Однако на рабочем чертеже этой детали достаточно одного вида.

И наоборот, деталь типа клапана, имея на сборочном чертеже три вида, на ее рабочем чертеже требует не менее пяти изображений. Это объясняется тем, что сборочный чертеж не обязательно должен выявлять полную форму всех деталей.

При выборе положения для главного изображения детали также нельзя копировать ее положение на чертеже общего вида или сборочном чертеже.

Отметить сопрягаемые поверхности деталей, т.е. те, которые взаимодействуют с поверхностями других деталей.

Для сопрягаемых поверхностей нужно согласовать размеры. Это значит, что одинаковыми должны быть, например, номинальный размер диаметра отверстия в зубчатом колесе и номинальный наружный диаметр вала в передаче. К сопрягаемым поверхностям предъявляют повышенные требования в отношении точности обработки и шероховатости поверхностей.

Выбрать масштаб изображения для каждой детали.

Начинать выполнение чертежа лучше с простых по форме деталей. Мысленное удаление этих деталей облегчает определение формы более сложных.

При деталировании, особенно при простановке размеров, нужно пользоваться справочниками. Так, например, размеры пазов для шпонок должны быть выбраны и нанесены в соответствии с данными справочников. Размеры резьбовых изделий также должны быть в соответствии с данными справочников. Наконец, справочником целесообразно воспользоваться, когда что-либо забыто или встретилось впервые. Например, в спецификации сборочного чертежа встретилось обозначение Шплинт 1,5X15 ГОСТ 397—79. Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет форму, представленную на рис. 321. Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстия диаметром 1,5 мм, длина шплинта 15 мм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: