II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
(приложение 1)
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель. Мы привыкли отождествлять гриб с его плодовым телом. Стоит произнести слово «гриб», как сразу представляется крепкий боровик или красноголовый мухомор. Между тем, с не меньшим основанием можно было бы восклицать,
указывая на яблоко: «Это яблоня!» Ведь в первую очередь гриб — это грибница (мицелий) — разветвленная, похожая на паутину сеть, расползающаяся по заплесневевшему продукту или заболевшему растению, пронизывающая почву. Мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Это, действительно, своеобразное царство природы, населенное очень непохожими организмами, объединенными общим названием — грибы.
Сегодня мы знаем, что грибы — столь же земные создания, как растения и животные, хотя отличаются и от тех, и от других. Как и животные, грибы — «нахлебники на шее у растений»: потребляют готовые органические вещества. Производить их сами, как это делают растения, грибы не могут, но в отличие от животных пищу они не заглатывают, а всасывают её всей своей поверхностью, как растения. Ну и, наконец, от бактерий грибы отличает наличие ядра в клетке.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа с учебником и научным текстом
Пользуясь предложенным материалом, найдите доказательства того, что классификация настоящих грибов основана на отличительных особенностях строения и жизнедеятельности. (Биология растений, грибов и лишайников. 10-11 класс: Учебное пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. — М.: Дрофа. 2010. — С. 178-181.) (См. табл.)
Обсуждение результатов
Учитель. Сегодня мы рассмотрим строение плесневых грибов и дрожжей.
Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»
Черты сравнения | литридиомицеты | зигомицеты | Аскомицеты (Сумчатые) |
Среда обитания | Преимущественно водная | Преимущественно на- | Преимущественно наземная |
земная | |||
Способ питания | Паразитируют на пресноводных | Большинство почвенные | Сапрофиты (в почве на расти- |
и морских водорослях, водных | сапрофиты, есть пара- | тельных остатках, пищевых | |
грибах, простейших, редко — на | зиты грибов, высших | продуктах и т. п.) и паразиты | |
высших наземных растениях | растений, насекомых, | растений (возбудители муч- | |
и в почве | других животных и че- | нистой росы, плесеней), жи- | |
ловека | вотных и человека (например, возбудители микозов). Многие : аскомицеты в симбиозе с водорослями образуют лишайники | ||
Особенности стро- | Одноклеточные формы микроско- | Одноклеточные, хорошо | Имеют многоклеточный ми- |
ения | пических размеров. Вегетативное | развитый неклеточный | целий и органы спороноше- |
тело представлено голой плазмен- | многоядерный мицелий, | ния — сумки (аски) | |
ной массой. Более высокооргани- | изредка многоклеточ- | ||
зованные формы характеризуют- | ный. В клеточных стен- | ||
ся зачаточным мицелием. Основа | ках содержится хитин | ||
клеточной стенки — хитин | |||
Размножение | Споры | Споры в спорангиях | Споры в сумках |
№ 3 (75) март 2017 г.
БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
Физкультминутка
Раз волнушка, два волнушка —
По грибы пошла старушка.
Целый день в лесу ходила
И волнушкам говорила:
«Раз волнушка, два волнушка —
Ждет вас новая кадушка».
Учитель. Мы познакомились со строением гриба пеницилла, а сейчас узнаем как появился в наших аптеках препарат пенициллин.
Сообщение «Чудодейственный пеницилл»
Учитель. Одноклеточные аскомицеты, дрожжи являются источником спирта этанола и используются в виноделии и пивоварении, а также в хлебопечении, как источники С02. Многие народы издавна знакомы с дрожжами, и это подтверждают археологические раскопки. Дрожжи не имеют настоящего мицелия. Они представляют собой либо отдельные клетки, либо цепочки, возникшие в результате размножения — почкования. Сначала на клетке появляется бугорок. Он постепенно увеличивается. Ядро материнской клетки делится, и одно из дочерних ядер переходит в растущий бугорок. Так возникает новая клетка, которая остается соединенной с материнской клеткой или совсем отделяется от нее. В диком состоянии дрожжи не известны. Как некоторые бактерии, они осуществляют процесс брожения. Дрожжи разлагают сахар с образованием спирта и углекислого газа.
Презентация ученика «Дрожжи»
Сообщение «Что такое "злые корчи", или "антонов огонь"»
Но нет худа без добра. Со временем вредным грибком заинтересовались ученые и выяснили: из него можно получить замечательное лекарство. Оно останавливает самое сильное кровотечение. С тех пор «чертовы рожки» стали выращивать на специальных полях — там, где они не мешают посевам ржи.