Тест «Грибы» (приложение 2)
Проверяем правильность ответов путем фронтального опроса и сверяем с правильными ответами по дешифратору. Дешифратор: да: 2, 4, 5, 6, 7; нет: 1, 3, 8, 9, 10.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) Учебник, с. 26-28, до статьи «Класс базидиомицеты», вопросы на с. 31.
2) Творческие задания.
УРОК 3 «КЛАСС БАЗИДИОМИЦЕТЫ.
КЛАСС ДЕЙТЕРОМИЦЕТЫ, ИЛИ
НЕСОВЕРШЕННЫЕ ГРИБЫ. ОСОБЕННОСТИ
СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОТДЕЛ ООМИЦЕТЫ»
Девиз урока: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием» (К. Д. Ушинский).
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся с целью изучения строения, классификации и значения грибов.
Задачи урока:
• образовательная: раскрыть особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов; показать особенности питания оомицетов;
• развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
• воспитательная: прививать навыки коммуни
кативного общения, воспитывать внимательность
и наблюдательность, любовь к природе; совершен
ствовать навыки работы с лабораторным оборудо
ванием и живыми объектами.
Оборудование: мультимедийная установка, ком
пьютерная презентация к уроку, плодовые тела шля
почных грибов, лупы, муляжи грибов, мультимедийное
учебное издание «Многообразие живых организмов»,
таблицы «Грибы», динамическая модель — аппликация
«Размножение шляпочного гриба».
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Актуализация знаний,
Учитель. Ребята, сегодня нам предстоит продолжить путешествие в царство Грибы для того, чтобы лучше узнать окружающую нас природу и её законы. Знания и желание расширить их помогут вам открыть много интересного и полезного.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тест «Царство Грибы» (приложение 3)
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с наиболее известными представителями грибного царства — шляпочными. Они являются представителями класса Базидиомицеты. Базидиомицеты объединяют 30 тыс. видов с многоклеточным мицелием и особыми органами спороношения — базиди-ями (выросты). Широко известные представители этого класса — шляпочные грибы — название получили от строения: их ножка прикрыта шляпкой. Они могут быть как однолетние (за один сезон растут от 10 до 14 суток), так и многолетние деревянистые, растущие на деревьях, пнях, корнях.
БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
№ 3 (75) март 2017 г.
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
Шляпочные грибы являются высшими, наиболее развитыми среди всех представителей своего рода. К ним относятся все трубчатые и пластинчатые грибы.
С разнообразием шляпочных грибов нас познакомит презентация ученика «Какие они, шляпочные грибы? ».
Трубчатыми называются грибы, у которых нижняя сторона шляпки, напоминающая губку, состоит из мелких, как правило, круглых трубочек. Эти грибы имеют мясистые плодовые тела. Среди них есть съедобные, несъедобные, и ядовитые.
К пластинчатым относится большая группа грибов, которые объединяются общим признаком — наличием пластинок на нижней стороне шляпки. Большинство этих грибов съедобные. Часть из них можно употреблять в пищу только после надлежащей кулинарной обработки. Имеются и ядовитые, вызывающие сильное отравление, опасное для здоровья и даже жизни человека.
Учитель. Сегодня мы рассмотрим строение плодового тела пластинчатого и трубчатого гриба.
Лабораторная работа № 2 «Строение плодового тела шляпочного гриба»
Информационная зарядка
Вырос гриб на тонкой ножке. Встань и ты, постой немножко, Крышу сделай над собой, Словно шляпкой грибной. Все тихонечко вздохнём. Вновь грибы учить начнём.
Учитель. А теперь давайте мы отправимся с вами за грибами в лес. Каждому предлагается собрать по одному грибу.
Ребята, а почему же вы не все грибы собрали?
(Ядовитые: мухомор красный, мухомор по-ганковидный, сатанинский гриб, ложный опёнок, бледная поганка)
Почти каждый съедобный гриб имеет в лесу своего ядовитого «двойника». Об этом всегда нужно помнить, собирая грибы и не допуская, чтобы «двойники» попадали в вашу корзину, а тем более на стол.
О грибах-двойниках нам расскажет презентация (демонстрируется презентация).
Ребята, только помните, что настоящий грибник, увидев ядовитый и совершенно бесполезный для него гриб, никогда не пнёт его ногой. Потому что бледная поганка может пригодиться в качестве лекарства лосю или другому лесному зверю. А кроме того, эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный мусор.