I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ




Актуализация знаний

Случалось ли вам собирать грибы В лесах, где тропинки протоптаны

лешим, Где кони тумана встают на дыбы В проемах полян и зеленых

проплешин? Ложилась ли вам на горячие щеки Лесных паутинок прохладная вязь? А если вам это знакомо и дорого. То значит, вы знаете, как хороши Внезапные встречи средь хвойного

шороха В местах, где, казалось бы, нет и души.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
(приложение 4)

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Изучение нового материала начинается по мо­дели «Корзина идей».

КОРЗИНА ИДЕЙ

Это прием организации индивидуальной и груп­повой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсужда­емой теме урока. На доске рисуется значок кор­зины, в которой условно будет собрано все то, I что ученики знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Что мы знаем о грибах Псковской области?

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записы­вает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, про­должительность — 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение — не более 3 минут. Это обсуж­дение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали име­ющиеся представления, по поводу чего возник­ли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записыва­ются учителем в «корзину идей» (без коммен­тариев), даже если они ошибочны. В «корзину идей» можно «сбрасывать» факты, мнения,


 


БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


№ 3 (75) март 2017 г.


РАЗРАБОТКА ТЕМЫ


имена, проблемы, понятия, имеющие отноше­ние к теме урока. Далее в ходе урока эти разроз­ненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освое­ния новой информации.

Учитель. Царство Грибы очень многочислен­но. Оно включает более 100 тысяч видов, которые объединены в два или три отдела и шесть или во­семь классов.

Сколько видов грибов обитает на территории Псковской области, сказать трудно, так как спе­циальных работ по их изучению не проводилось. Можно только говорить, что у нас встречаются представители всех классов грибов и всех экологи­ческих групп.

Экологические группы выделяются по приуро­ченности грибов к субстрату: почвенные, водные, дереворазрушающие, паразиты растений, парази­ты животных и другие, а также по типу питания: сапротрофы, паразиты и симбионты.

Какие грибы встречаются на территории нашей области, каково их значение?

(Самостоятельная работа по учебному посо­бию «Растения, грибы, лишайники Псковской об­ласти», с. 56-66. Учащимся предлагается запол­нить таблицу.)

Экологические группы грибов Псковской области

 

Экологическая группа Примеры Значение в природе Интересное
Водные грибы      
Почвенные грибы      
Дереворазрушаю­щие грибы      
Грибы -паразиты культурных расте­ний      
Микоризные грибы      
           

Презентация «Малоизвестные съедобные грибы Псковской области»

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (ПРОВОДИТСЯ ПО МОДЕЛИ «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»)

Смысл этого приема заключается в попытке сис­тематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «Корзина идей», поскольку систематизации чаще всего подлежит со­держание «корзины». Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в пе­реводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик запи­сывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее.

Грибы Псковской области

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Таблица в тетради, подготовка к зачёту. Выполнить одно из предложенных творческих заданий: 1. 2. 3.

Сделать рекламу белого гриба.

Сделать рекламу мухомора.,

Написать письмо шампиньона, выращенного

в теплице, своим лесным сородичам.

Например: Я — мухомор! Посмотрите, какой я красивый: красная шапочка в белый горошек, на ножках беленькая юбочка! Положите меня в свою корзинку, попробуйте на вкус. Гарантирую, вам долго не придется ходить в школу, делать уроки, зато вы побываете в больнице.


 


Обсуждение результатов

Учитель. Грибы в нашей области очень мало изучены.

На территории области произрастают некоторые охраняемые виды грибов. Это, например, осиновик белый. Гриб отличается от обычного подосиновика красного белой окраской шляпки. Гриб съедобный.

Польский гриб по внешнему виду похож на белый гриб или моховик, так как шляпка может быть каш-таново-бурой или буровато-зеленоватой, ножка жёл­тая с сетчатым рисунком. Хороший съедобный гриб.

Синяк похож на белый осиновик, но мякоть более плотная и на разрезе интенсивно-синяя. Съедобный.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: