Совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.
Изучая особенности формирования условных рефлексов, И. П. Павлов отметил, что у разных собак условные рефлексы вырабатываются по-разному: у кого быстрее и дольше сохраняются, у кого медленнее и быстро угасают. Это дало основание разделить животных на несколько типов в зависимости от индивидуальных свойств нервной системы (рис. 3).
Рис.3 Типы ВНД у человека.
В основу деления были положены 3 свойства нервной системы:
• Сила нервной системы – это устойчивость нервной системы к длительному воздействию раздражителя, как возбуждающего, так и затормаживающего характера. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом заключается ее преимущество перед сильной.
• Уравновешенность (баланс – возможность перехода от одних реакций к другим. Например, от реакций возбуждения к реакции торможения в критических ситуациях.
• Подвижность – это скорость образования новых условных связей.
Характеристика типов ВНД
1) Сильный уравновешенный подвижный – имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.
2) Сильный уравновешенный инертный – сильные процессы возбуждения и торможения, плохая подвижность, затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.
3) Сильный неуравновешенный – характеризуется сильным возбудительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представители такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.
4) Слабый – характеризуется слабостью обоих нервных процессов (возбуждения и торможения), плохо приспосабливается к условиям окружающей среды. Человек с таким типом подвержен невротическим расстройствам.
У человека в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы:
• художественный – доминирует первая сигнальная система, образное мышление, доминирует правое полушарие;
• мыслительный – преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию, доминирует левое полушарие;
• средний (смешенный) тип – характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем, к которому относят большинство людей.
Эти различия человеческих типов высшей нервной деятельности связаны с явлением функциональной асимметрии головного мозга, которое проявляется в том, что правое и левое полушария мозга выполняют различные функции. Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие, а правое – за образное восприятие и мышление, эмоциональность психических процессов.
Особенности типов ВНД у детей
1) Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип.
Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность которых значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Их безусловно - рефлекторная деятельность регулируется функционально сильной корой. Такие дети имеют хорошо развитую речь, с богатым словарным составом.
2) Сильный, уравновешенный, медленный тип.
У детей условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3) Сильный, неуравновешенный, повышено возбудимый, безудержный тип.
Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у них быстрая, с отдельными выкрикиваниями.
4) Слабый тип с пониженной возбудимостью.
Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легко тормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.