Оптическая система отражения невербального поведения




Человека

Мимика — координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции. Мимика лица поддается анализу по следующим основаниям:

· непроизвольные движения, обусловленные эмоци­ями (сведение бровей, прищуренность глаз, вертикальные складки на лбу и т.д.);

· произвольные движения, служащие сознательной передаче определенных сигналов (подмигивание, гримасы, насмешливое выражение и т.д.);

· физиологические параметры (тонус, сила, комбина­ция мышечных сокращений, динамика, амплитуда, симме­трия — асимметрия);

· социальные особенности (межкультурные типы) выражений лица;

· выражения лица, принятые в определенной культуре, социальной группе;

· индивидуальный стиль выражения.

Жесты рассматриваются как внешние проявления вну­треннего состояния человека. Они несут информацию как о психическом состоянии человека в целом, так и об интен­сивности его переживаний.

При увеличении эмоционального возбуждения возрас­тает количество движений руками и ногами, направлен­ными на контакт с телом (нередко такой контакт опосредован каким-либо предметом, например, ручкой или сигаретой), появляется притоптывание ногой или постукивание пальцами рук. Человек начинает ерзать на кресле, чаще наменяет положение туловища, несколько более активной становится жестикуляция.

В психологии невербального общения не выработана общепринятая классификация жестов. В целом жесты можно разделить на естественные (спонтанные) и искусственные (профессиональные жесты, используемые в раз­личных профессиях: у моряков, дирижеров, биржевиков, а также жесты глухонемых).

Диагностическая ценность естественных жестов заклю­чается в их спонтанности, непосредственности, потому что человек чаще всего не осознает свою жестикуляцию, не обращает на нее сознательного внимания. Жестикуляция изменяется в случае эмоционального подъема или волне­ния, когда происходят события, значимые для человека.

Существует «алфавит» жестов, который можно сгруппировать на 5 групп.

1. Жесты-иллюстраторы – жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»), идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты-регуляторы – жесты, выражающие отношение говорящего к чему – либо: улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – своеобразные заменители слов в общении: жесты приветствия, прощания, отрицания, запрещения.

4. Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движениями рук: почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышца лица определенные эмоции. Выделяются основные функции жестов:

1) коммуникативная – служит для передачи информации: жесты – иллюстраторы, жесты – регуляторы, жесты – эмблемы; коммуникативные жесты производятся специально.

2) экспрессивная – служит для выразительности средств общения: жесты – адапторы, жесты – аффекторы. Экспрессивные жесты и движения часто бывают непроизвольными, по ним можно понять состояние человека, его отношение к происходящему. Установлено, что устойчивыми и однозначными являются лишь экспрессивные коды эмоциональных основных состояний.

Большинство жестов являются все же многофункциональными. Существуют микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр. Люди, все, что думают, чувствуют, обязательно хотят выплеснуть, выразить. При общении возникают следующие виды жестов:

− жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; прохаживание (человек оценивает ситуацию);

− жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;

− жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую;

− жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

− жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа;

− жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику;

− жесты доминирования – жесты, связанные с выступлением больших пальцев напоказ; резкие взмахи сверху вниз;

− жесты неискренности – жест «прикрытие» рукой рта; «прикосновение к носу», как утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем–то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд».

Тактильные средства общения. Эта группа невербаль­ных средств общения используется реже других и менее других изучена и описана. Можно говорить о том, что при­косновение к человеку в различных проявлениях может содействовать установлению контакта с собеседником и в целом воздействию на него.

Поза — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализи­ровать позу достаточно трудно, поскольку перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания.

Позы можно классифицировать по следующим основа­ниям:

 

Основания для классификации Виды позы
Этапы общения Позы вступления и выхода из контакта
Виды отношений и взаимоотношений Позы, выражающие: симпатии — антипатии, подчинение — доминирование, включенность — отчужденность  
Основания для классификации Виды позы
Психофизиологические состояния Позы: напряженная — расслабленная, активная — пассивная
Соответствие поз пар­тнеров в общении Позы: синхронные — несинхронные
Направленность позы Позы партнеров: лицом друг к другу, спиной друг к другу, лицом к спине
Соответствие позы другим элементам экс­прессии Поза: гармоничная — дисгармоничная

 

Одинаковые или подобные позы партнеров по общению говорят о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы — на значительные расхождения и подходах к обсуждаемому вопросу. При этом необхо­димо учитывать то количество времени, которое партнеры провели в согласованных позах. Это отражает степень их включенности в общение, степень доброжелательности отношения друг к другу. При этом зеркально согласован­ные позы участников общения являются более надежным показателем того, что партнеры понимают друг друга, чем идентичные позы.

Важным компонентом коммуникации являются также позы собеседников (открытые или же закрытые).

Открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом; эта поза собеседника способна облегчить контакт, продемонстрировать симпатию к партнеру.

Закрытая поза характеризуется отклонением корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.

Контакт глаз. Под контактом глаз понимается обмен в взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. Контакт глаз является наиболее тонким показателем складывающихся между людьми взаимоотношений.

Глаза дают пять источников информации.

1. Изменения во внешнем виде глаз вследствие сокращения мышц, окружающих глазное яблоко. Движения них мышц определяют форму век, видимую зону белков и радужной оболочки глаз, а также общее впечатление, которое производят глаза.

2. Направление взгляда. Человек отводит глаза, когда переживает различные чувства: опускает глаза в печали, опускает или отводит в сторону от стыда или чувствуя себя виноватым, отводит взгляд, испытывая отвращение. Но направлением взгляда достаточно легко управлять.

3. Моргание. Усиливается при эмоциональном возбуж­дении.

4. Когда человек возбужден, зрачки расширяются. За расширение зрачков ответственна вегетативная нерв­ная система. Это может быть признаком волнения, гнева, страха. Произвольно, по собственному желанию, добиться этого нельзя.

5. Слезы также являются функцией вегетативной нерв­ной системы, они характерны лишь для некоторых эмоций. Слезы вызываются печалью, страданием, чувством облег­чения, в некоторых случаях наслаждением и неудержимым смехом. Таким образом, может просочиться страдание или печаль. Но слезы счастья не появятся, если сам смех будет подавлен.

Более всего изучен контакт глаз, связанный с характе­ром взаимодействия и темой разговора. Установлено, что если говорящий смотрит на собеседника в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий на говорящего, осуществляя, таким образом, информаци­онный поиск и транслируя партнеру о своей готовности слушать.

Как правило, контакт глаз составляет от 30 до 60% всего периода общения. Если два человека во время делового разговора смотрят друг на друга больше 60% времени, то они, скорее всего, больше заинтересованы в личности пар­тнера, чем в предмете контакта. При позитивном развитии отношений партнеры смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают, а не тогда, когда говорят. В том слу­чае, если отношения приобретают агрессивный характер, то частота и интенсивность взглядов резко увеличиваются.

Контакт глаз существенно связан с отличиями в ста­тусе коммуникаторов: контакт глаз находится на среднем уровне с адресатом очень высокого статуса, достигает мак­симума при умеренно высоком статусе адресата и снижа­ется до минимума при низком статусе собеседника. Если взгляды участников взаимодействия сконцентрированы на каком-то одном человеке, то это говорит о его явной лидер­ской позиции в группе.

По своей специфике взгляд может быть: деловой – когда фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание деловой атмосферы; светский – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы непринужденного общения; интимный – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на части тела до уровня груди, это предполагает большую заинтересованность друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Проксемика – дисциплина, исследующая взаимное расположение людей. Она исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство – дистанцию между собой и другими людьми, свое положение относительно них (стоя, сидя и т.п.) и ориентацию в пространстве (наклонившись, откинувшись). Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений.

Экспериментальным путем Э. Холлом, Дж. Трейджером были выведены четыре межличностных расстояния, каждое из которых имеет ближнюю и дальнюю фазы. Вокруг человека существует несколько пространственных зон, имеющих психологическое значение. Чем меньше радиус зоны, тем большее значение приобретает она для личности.

1. Интимное расстояние (0–45 см) – расстояние на котором общаются самые близкие, знакомые люди. Типичными проявлениями являются негромкий голос, доверительный разговор. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга. Иногда близорукие люди невольно «нарушают» эту невидимую границу. «Вход» чужого человека в эту сферу ощущается, как нечто весьма неприятное, нарушение зоны (в транспорте, лифте – если при наличии массы свободного места к вам кто-то подсаживается слишком близко, прижимается) вызывает тревогу, раздражение, протест.

2. Персональная дистанция (45–120 см) – расстояние на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии происходит основная часть разговора. Громкость голоса средняя. В этом радиусе человек чувствует себя вполне уютно и спокойно. Именно поэтому, если позволяют места в транспорте, человек сядет всегда на отдельное сиденье.

3. Социальная дистанция (120–400 см) – на этом расстоянии осуществляются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и общественных местах.

4. Публичная дистанция ((400–750 см) – расстояние, подразумевающее общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге, пр. Не улавливаются детали лица, мелкие движения. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и старательно выговариваются. Общение носит формальный характер, происходит чаще с незнакомыми людьми.

Стремление увеличить расстояние трактуется как нежелание контакта. Стремление уменьшить его – как желание контактировать. Часто в проксемике применяется термин «персональное пространство» – это область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение других, не близких ему людей, которым он не доверяет, воспринимается им как покушение на неприкосновенность. Персональное пространство каждого человека имеет свои размеры. Замечено, что уравновешенный человек с чувством собственного достоинства, подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, неуравновешенные люди чаще стараются держаться подальше.

 

ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЖЕСТОВ И ПОЗ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

 

Значимость невербального общения бесспорна. Невербальное общение полифункционально и полисенсорно. Оно усиливает эмоциональную насыщенность сказанного, поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися, указывает на актуальные состояния личности, позволяет экономить речевые сообщения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: