1. Какие системы в нашем организме называют транспортными? Почему?
2. Какие органы образуют кровеносную систему? Её функции?
3. Что такое артерия? вена?
4. Объясните связь между строением стенок сосудов и функцией, которую они выполняют?
5. Какие органы образуют лимфатическую систему?
6. Какие функции выполняет лимфатическая система в нашем организме?
7. Как связаны между собой лимфатическая и кровеносная системы?
1) Артерия |
♦ Установите соответствие между названием сосуда и его строением и функцией.
1)Артерия | А. Стенка состоит из трех слоев | |
2) Вена | Б. Есть кармановидные клапаны | |
3) Капилляр | В. Стенка образована однослойным эпителием | |
4) Лимфатический сосуд | Г. Самая толстая стенка | |
Д. Происходит обмен веществ Е. Самое высокое давление | ||
Ж. Гладкий слой мышц в стенке не такой мощный |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 20 «Транспортные системы организма». Выполнить задание 81 в печатной рабочей тетради.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл.
Кровеносная система человека
сред. шк. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1989. — 240.: ил.
2. Пепеляева О. В., Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам: «Биология. Человек». 8 (9) класс Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева; А. С. Батуева и др.; А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша / О. В. Пепеляева, И. В. Сунцова. — М.: ВАКО, 2005. — 416 с. — (В помощь школьному учителю).
3. Никишов А. И. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене человека / А. И. Никишов, В. С. Рохлов. — М.: РАУБ: Топикал, 1995. — 144 с.
БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
№ 3 (75) март 2017 г.
современный урок
![]() |
ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ. БЕЛАЯ ПЛАНАРИЯ. 7 КЛАСС Ю. В. Данилова,учитель биологии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя школа № 1», г. Остров, Псковская обл |
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока информации об особенностях строения и жизнедеятельности плоских червей на примере белой планарии.
Задачи урока:
• сформировать общее представление о типе Плоские черви, об особенностях внешнего и внутреннего строения, образе жизни свободноживущих плоских червей;
• помочь выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;
• установить взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей;
• создать условия для развития умения самостоятельно добывать знания, критически, творчески и продуктивно оценивать информацию;
• учить объяснять, аргументировать;
• совершенствовать умения работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Оборудование: учебник: Константинов В. М., Бабен-ко В. Г., Кучменко В. С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В. М. Константинова. — М.; Вентана-Граф, 2005; таблица по зоологии («Белая планария»), рабочий лист «Белая планария» (на каждого учащегося, см. приложение), мультимедийная презентация*.
Тип урока: изучения нового материала.
ХОД УРОКА
ОРГМОМЕНТ (ГОТОВНОСТЬ К УРОКУ)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель. Мы продолжаем изучение удивительного мира животных. (Слайд 2) Рассмотрите иллюстрации животных на слайде (гидра пресноводная, португальский кораблик, корнерот, белая планария). Кто лишний? Почему? (Гидра пресноводная, португальский кораблик, корнерот — представители типа Кишечнополостные, который изучали на предыдущих уроках, имеют лучевую симметрию, щупальца и т. п. Лишней является белая планария — имеет плоскую форму тела, двустороннюю симметрию, нет щупалец и т. д.)
• Что вы знаете о белой планарии? (Это животное можно найти на дне пруда и на листьях водных растений, но обычно мы его не замечаем и мало знаем об этом организме)
• Сформулируйте тему нашего урока. («Белая планария»)
• Предложите последовательность изучения белой планарии. (Место обитания, внешнее стро-
ение, внутреннее строение, значение в природе и жизни человека)
♦ Что может служить источником информации для изучения белой планарии? (Учебник, ресур сы Интернет, энциклопедии и т. д.)
♦ Какие группы животных мы уже изучили? (Подцарство Одноклеточные, тип Кишечнополостные)
(Слайд 3)
Для того чтобы легче понять взаимоотношения между группами организмов, можно представить их развитие в виде разветвленной схемы, которую обычно называют эволюционным деревом. На этом дереве низкоорганизованные существа располагают внизу, более высокоорганизованные — вверху. Рассмотрите эволюционное дерево животных. Найдите на нем тип Плоские черви.
Сравните расположение на эволюционном дереве типов Плоские черви и Кишечнополостные. Сделайте вывод. (Животные типа Плоские черви на эволюционном дереве располагаются выше, чем кишечнополостные, следовательно, они более высокоорганизованные, имеют более сложное строение)
(Слайд 4)
Ключевой вопрос урока: как вы думаете, в чем выражается более высокая степень организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными?