Россия и международные организации




Все международные организации можно разделить на две группы. Первая - организации всемирные, например Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В эти организации может вступить на определённых условиях любая страна. Большинство таких организаций входит в систему Объединённых Наций, т. е. в союз, включающий в себя почти все страны мира. Вторая группа - организации региональные. Они образованы в интересах стран какого-либо региона или континента, например Организация американских государств (ОАГ) или Европейский союз (ЕС). В них могут вступать только те страны, которые расположены в определённом регионе. Однако бывают и исключения из правил. В качестве примера можно назвать Организацию Североатлантического договора (НАТО). Вопреки названию, в эту организацию входят также государства, не имеющие прямого выхода в северную часть Атлантического океана, например Турция. Таким образом, первый принцип деления международных организаций - географический.
Второй принцип деления международных организаций - по сфере их деятельности. Существуют организации политические, например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), или военно-политические (НАТО). Есть также организации экономические (Всемирная торговая организация - ВТО), научные и культурные (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО).
Имеется ряд международных организаций, перед которыми стоит сразу несколько целей и задач. Так, Организация стран - экспортёров нефти (ОПЕК) занимается решением экономических и политических задач. К комплексным, т. е. решающим множество разнообразных задач, международным организациям можно отнести Содружество Независимых Государств (СНГ) и Организацию Объединённых Наций (ООН). Эти организации сотрудничают в области политики, экономики и культуры.
УЧАСТИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Россия стояла у истоков создания многих международных организаций. После победы над наполеоновской Францией державы-победительницы (Россия, Пруссия, Великобритания и Австрия) созвали международный конгресс. Он проходил в 1814- 1815 гг. в столице Австрии - Вене. На конгрессе были установлены новые политические границы, а также образован Священный союз. Монархи Австрии, Пруссии и России договорились следить за соблюдением международных законов и за сохранением мира в Европе.
На Венском конгрессе была также создана первая международная специализированная организация - Центральная комиссия по судоходству на Рейне, крупнейшей реке Европы. Вплоть до начала XX в. появились ещё несколько специальных организаций. Россия принимала участие в большинстве из них, например во Всемирном почтовом союзе, образованном в 1874 г.
В течение 20-30-х гг. XX в. появились комплексные международные организации, в первую очередь Лига Наций. Она была образована в 1919 г. Лига Наций явилась предшественницей современной Организации Объединённых Наций. Перед Лигой стояли две цели: развитие сотрудничества между народами и сохранение мира и безопасности. Однако эта организация не смогла достичь своих целей и помешать началу в 1939 г. Второй мировой войны. И всё же благодаря усилиям именно Лиги Наций удалось погасить многие политические и военные конфликты, вспыхивавшие в 20-х и 30-х гг.
В 1917 г. в России произошли две революции - Февральская и Октябрьская. Вместо Российской империи на политической карте мира в 1922 г. появилось новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В первые годы существования СССР другие государства не признавали его, и поэтому страна долго не могла вступить ни в одну международную организацию. Но в конце 20-х гг. картина изменилась: Советский Союз установил дипломатические отношения со многими западными государствами, а в 1934 г. был принят в Лигу Наций. СССР сразу стал членом её высшего органа - Совета, который принимал самые важные решения.
После Второй мировой войны возникло много новых международных организаций. Пожалуй, главной из них является Организация Объединённых Наций, созданная в 1945 г. Перед ней стояли те же цели, что и перед Лигой Наций. Но, в отличие от своей предшественницы, ООН лучше организована, имеет большие финансовые возможности, хороший аппарат управления и даже вооружённые силы для поддержания мира в разных регионах. Наша страна принимала активное участие в создании ООН и как держава - победительница во Второй мировой войне вошла в число постоянных членов Совета Безопасности ООН - высшего исполнительного органа организации. Россия и сейчас является членом Совета Безопасности (в который входят также США, Великобритания, Франция и Китай) и обладает правом вето, т. е. может наложить запрет на любые решения, принимаемые Организацией Объединённых Наций.
В послевоенный период мир как бы раскололся на две части. Появилось два военно-политических блока. В 1949 г. США и их союзники (Федеративная Республика Германии, Великобритания, Италия и др.) объединились в Организацию Североатлантического договора. (Любопытно, что у истоков создания НАТО стоял высокопоставленный английский военный - Ким Филби, являвшийся одновременно и советским разведчиком.) В ответ на это в 1955 г. СССР и ряд государств Восточной Европы (Польша, Болгария, Германская Демократическая Республика, Венгрия и др.) создали Организацию Варшавского Договора (ОВД). Сразу после этого стали возникать политические, военные и экономические организации, в которые могли вступить только члены одного из этих двух главных политических блоков. Например, СССР и его союзники не могли быть членами НАТО и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которые объединяли только западные капиталистические государства. Членами же Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) являлись только социалистические страны.
В 1991 г. распалась вся социалистическая система, в том числе Советский Союз. Исчезли политические и экономические организации, созданные в рамках этой системы. Новая Россия стала членом тех организаций, в которые СССР не вступал по идеологическим соображениям, например Международного валютного фонда и Мирового банка.
РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Россия - евразийское государство. Поэтому она не только поддерживает связи с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. В прошлом этому часто препятствовали политические и военные конфликты между нашим государством и европейскими державами, а также необъективные представления друг о друге.
Наиболее значимые среди европейских политических и экономических организаций - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,(ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские - Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.
Для того чтобы вступить в Совет Европы, от нашей страны потребовалось внести изменения в своё законодательство: было необходимо приблизить его к правовым нормам большинства европейских государств. Но законодательство России ещё не полностью удовлетворяет этим требованиям. Например, россияне пока (в 1998 г.) не имеют права свободно выбирать себе место проживания в собственной стране (т. е. сохраняется обязательная регистрация), в российском законодательстве до сих пор не отменена смертная казнь и др.
Россия принимает участие в двух региональных европейских организациях - Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС).
Совет государств Балтийского моря был основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании. В него вошли десять государств Балтийского региона. Основные области сотрудничества этой организации - политика, экономика, торговля, энергетика, экология, туризм и культура. Участие в СГБМ позволило России наладить более тесные политические и культурные связи со странами этого региона. Особенно важен опыт совместного решения экологических проблем, так как Балтийское море - одно из самых загрязнённых.
"Общее" море послужило причиной создания и другой региональной организации европейских государств - Черноморского экономического сотрудничества. Она была образована в 1992 г. в столице Турции - Анкаре. В неё вошло 11 стран (включая Россию), с общим населением более 400 млн человек и площадью, превышающей общую площадь стран - участниц Европейского союза. Целью организации является прежде всего развитие политических и экономических связей причерномор-ских государств.
Наша страна пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия ещё не достигла, с точки зрения европейских партнёров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце XX в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнёром России.
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада Советского Союза. Постепенно в неё вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме стран Балтии). В 1998 г. СНГ состояло из 12 государств. Россия играет в Содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации.
Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу XX в. почти все государства Содружества находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты, например между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств.
Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т. е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор.
Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить своё влияние в государствах - бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охрану внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно ещё и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн русского и русскоязычного населения.
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАУИЯМИ
Существуют организации, в которых наша страна по разным причинам - политическим, экономическим или географическим - участвовать не может. Однако сотрудничество со многими из них необходимо и выгодно России. В конце XX в. наиболее полезным было сотрудничество с НАТО, Европейским союзом и Организацией стран - экспортёров нефти (ОПЕК). В Организацию Североатлантического договора входят несколько государств Европы, а также США и Канада. После распада Советского Союза и социалистической системы НАТО стала самой мощной военно-политической организацией в мире. Изменились и задачи этой организации, так как потенциальных военных противников у неё не стало. НАТО создаёт систему военной и политической безопасности для всех стран Европы. С этой целью в 1994 г. была разработана программа "Партнёрство во имя мира" для государств, которые, не являясь членами Организации Североатлантического договора, заинтересованы в сотрудничестве с ней. Россия тоже участвует в этой программе: проводятся совместные военные учения бывших противников, а также предоставляется друг другу военная информация, которая раньше добывалась только с помощью разведки. Но НАТО не спешит принять в свои ряды Россию, так как считает её недостаточно демократическим государством. Наша страна в свою очередь противится тому, чтобы в Организацию Североатлантического договора были приняты государства, ранее входившие в социалистическую систему, особенно страны Балтии. Но несмотря на эти разногласия, в 1997 г. в Париже между Россией и НАТО был подписан договор о военно-политическом сотрудничестве.
Россия - один из крупнейших экспортёров нефти. На мировом рынке часто происходят сильные изменения цен на нефть, что очень невыгодно её экспортёрам. Для того чтобы стабилизировать цены и проводить единую нефтяную политику, ряд государств объединились в Организацию стран - экспортёров нефти. В неё вошли в основном страны Персидского залива, которые добывают и экспортируют большую часть мировой нефти. После распада СССР экономика России стала ещё сильнее зависеть от экспорта нефти и газа. Кроме того, в 1998 г. на мировом нефтяном рынке разразился кризис. Цены на этот вид энергоресурсов упали более чем в два раза, и страны - экспортёры нефти, в том числе и Россия, стали терпеть большие убытки. Поэтому нашей стране стало необходимо более чётко координировать и согласовывать с ОПЕК свои действия на нефтяном рынке. В Вене были проведены переговоры между странами - членами ОПЕК и Россией. В результате поставки нефти на мировой рынок сократились и падение цен на неё приостановилось.
РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛУБЫ
Среди международных организаций есть несколько не совсем обычных. Их часто называют клубами, так как членство и условия приёма в эти организации строго не оформлены. Попасть в них очень трудно. Условия приёма могут меняться - всё зависит от страны, которая хочет вступить в такую организацию. Быть членом клуба очень престижно, поскольку это даёт возможность влиять на политические и экономические процессы, происходящие в мире. В 1997 г. Россия вступила в три подобные организации - Лондонский и Парижский клубы и в "большую семёрку", которая в результате стала "большой восьмёркой".
Лондонский клуб объединяет крупнейшие в мире частные банки-кредиторы. Если страна исправно выплачивает долги и проценты по финансовым кредитам, а также имеет репутацию "надёжного должника", то она может установить официальные отношения с этим клубом добиться определённых льгот. В конце XX в. экономический кризис в нашей стране привёл к тому, что её внешний долг увеличился, однако она по-прежнему считается "надёжным должником". Договор с Лондонским клубом позволил России ослабить долговое бремя и маневрировать своими финансовыми средствами.
Наряду с Лондонским существует ещё один международный клуб - стран-кредиторов. Парижский клуб возник в 1956 г. Страны, входящие в Парижский клуб, объединились, поскольку, действуя совместно, легче получить обратно "свои кровные". Часть кредитов, которые выдали эти государства, практически невозможно вернуть (например, страны-должники разорились и т. д.). Поэтому государство-кредитор при вступлении в Парижский клуб безвозвратно теряет часть выданных денег (как бы прощает своих должников), зато выплата остальных ему гарантируется.
После распада СССР большинство советских кредитов перешло к России, и сейчас другие государства должны нашей стране более 100 млрд долларов - почти столько же, сколько должна сама Россия. Большая часть этих долгов не выплачивается или выплачивается очень медленно, так как должники России - в основном бедные развивающиеся страны. Поэтому наша страна решила вступить в Парижский клуб. Российские кредиты и состояние выплат по ним были внимательно изучены в Парижском клубе, и его специалисты решили, что большую их часть можно получить обратно. В 1997 г. Россия стала членом этой престижной международной организации.
"Большая семёрка" - объединение семи ведущих промышленно развитых государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии. Оно было создано для решения наиболее важных, глобальных экономических и финансовых проблем. Встречи глав государств "большой семёрки" проводятся каждый год. Со временем круг обсуждаемых актуальных тем расширился. И теперь большое внимание уделяется таким важнейшим вопросам, как загрязнение окружающей среды, сохранение энергоресурсов, международная преступность, торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия является полноправным членом этого самого престижного международного клуба.


Совет Безопасности ООН - постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.
Состав
В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:
* пять — от государств Африки и Азии;
* один — от государств Восточной Европы;
* два — от государств Латинской Америки;
* два — от государств Западной Европы и других государств.

ПредседателиСовета сменяются ежемесячно согласно списку егогосударств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.
Постоянные члены
Постоянныечленысовбеза ООН имеют «право вето».
* Великобритания
* Китайская Народная Республика Китай, до 25 октября 1971 года место занимала Китайская Республика Китайская Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова
* Россия, до 24 декабря 1991 год — Союз Советских Социалистических Республик СССР
* Соединённые Штаты Америки (США)
* Франция

Непостоянные члены
В настоящее время непостоянными членами СБ ООН являются:
2010—2011 2011—2012
Босния и Герцеговина, Германия
Бразилия, Индия
Габон, Колумбия
Ливан, Португалия
Нигерия, Южно-Африканская Республика (ЮАР)

В исторической перспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались:
* Бразилия, Япония - по 20 лет в качестве члена СБ;
* Аргентина - 16;
* Индия, Колумбия - по 13;
* Италия, Канада, Пакистан - по 12.

После окончания "холодной войны" и масштабных территориальных изменений в Европе в 1991-1992 эта статистика выглядит так:
* Бразилия, Япония - по 8;
* Аргентина, Германия - по 6;
* Габон, Италия, Испания, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Нигерия, Пакистан, Португалия, Чили, ЮАР - по 4.

Полномочия
Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять … для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. При этом все иные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные решения.
На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
Принятие решений
Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения.
Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.
Исторические решения Совета Безопасности
Предложения по реформированию Совета Безопасности
Основная статья: Реформа Совета Безопасности ООН
15 сентября 2004 занимавший пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.
22 сентября 2004, перед началом 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, с совместным заявлением выступили бразильский президент ЛуишИгнасиуЛула да Силва, немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер, премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер-министр ЯпонииДзюнъитиро Коидзуми, отметившие намерение их стран получить постоянное представительство в Совбезе: Япония и Германия — как одни из самых развитых промышленных стран мира и главных спонсоров ООН; Индия — как страна с миллиардным населением, стремительно развивающимися высокими технологиями и ядерным оружием, а Бразилия — как самое крупное государство Латинской Америки. Они также полагают, что структура Совбеза, сложившаяся в 1946 году, безнадёжно устарела, и считают необходимым увеличить число постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето, для эффективного противостояния новым глобальным угрозам. Эта группа стран представляет собой так называемую «четвёрку» — G4.
Тем временем Индонезия заявила, что она должна быть представлена в Совбезе как самая населённая (230 млн человек) мусульманская страна планеты. А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного государства ЕС другому. Кроме того, о своих претензиях заявили и три африканские страны — ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. Эта группа стран представляет собой так называемую «пятерку» — G5.

Также на место в совете безопасности претендуют Северная Корея и Израиль.
Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы, на постоянное членство рассчитывают два африканских государства. Наиболее вероятные кандидаты — Египет, Нигерия и ЮАР.
Против расширения СБ выступают Китай, США, Россия, Франция и Великобритания. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза[6], так как это затруднит процесс принятия решений.
9 июня 2005 на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН «четвёркой» внесён скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.
Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсуждён на саммите «большой восьмёрки» 6-8 июля 2005 в Глениглз (Шотландия).
По состоянию на 2010 год, реформирования СБ ООН не произошло.
Критика
Совет безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране-постоянному члену, может быть заблокировано, а другие члены помешать этому не могут.
Во время геноцида в Руанде в 1994 году в течение нескольких недель были убиты сотни тысяч человек. В адрес Совбеза были высказаны обвинения в том, что он не справился с ситуацией и его санкции оказались без результата.
Почти десять лет спустя, при Дарфурском конфликте, обсуждение проблемы в Совбезе было заблокировано Китаем из-за интересов страны в нефтяном секторе Судана; США блокировали передачу дела в Международный уголовный суд, потому что его не признают. Нарушения прав человека в Судане тем временем продолжались. Только в марте 2005 года Совет безопасности принял решение, чтобы Международный уголовный суд исследовал военные преступления в регионе. Китай и США воздержались при принятии этой резолюции. До этого США добились того, что при рассмотрении дела граждане США, работающие в регионе по поручению ООН, получили иммунитет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: