Понятие композиции и состав деятельности оратора при построении речи.




Этапы Работы над речью

 

РИТОРИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ЭТАПЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

 

Последовательность действий:

· выбор темы, если будущему оратору дана такая возможность;

· формулирование названия речи;

· осмысление целевой установки речи;

· продумывание предварительного, эскизного плана;

· работа с источниками информации;

· создание окончательного плана.

 

1. Выбор темы. Тема для выступления либо предлагается оратору извне, либо избирается им самостоятельно. При возможности выбора темы (например, при анализе предусмотренной преподавателем тематики докладов и сообщений для подготовки к семинарскому занятию) следует руководствоваться такими важнейшими критериями, как:

· соответствие познаниям и интересам самого оратора. Сам оставаясь "хладным и безучастным" к своей теме, оратор вряд ли сможет пробудить энтузиазм в слушателях. Огромное значение имеет "эффект заражения" собственной увлеченностью;

· соответствие интересам слушателей (общечеловеческим или групповым). Такая тема речи, как " Профилактика и преодоление стрессов ", выигрышна постольку, поскольку относится к категории имеющей общечеловеческий интерес. В то же время, планируя выступление перед аудиторией студентов-филологов о философии экзистенциализма, разумно связать тему с профессиональными интересами слушателей, например, сформулировав ее так: " Мировоззрение экзистенциализма и литературное творчество ";

· новизна и актуальность. Так, можно ожидать, что тема выступления " Судьбы книги в компьютерный век " благодаря злободневной постановке вопроса будет воспринята с бóльшим интересом, чем близкая к ней, но более общая (" Роль книги в духовном развитии человека ";

· дискуссионность, проблемность, которая придает драматизм изложению, позволяет оратору не оставаться в стороне и высказать свою личную точку зрения на вопрос, что обычно ценится слушателями. К примеру, читая лекцию о предметном своеобразии риторики или педагогики, оратор может из методических соображений усилить проблемное начало в формулировке темы, представив ее так: " Риторика (Педагогика): наука или искусство? " (хотя подобная однозначная формулировка вопроса с чисто научной точки зрения не правомерна и суть дела заключается именно в синтетической природе предмета обсуждения).

 

2. Продумывание заглавия. Дополнительным резервом привлечения внимания слушателей служит специальное придумывание более яркого и броского (" рекламного ", заинтересовывающего) названия для выступления. Так, с риторико-психологической точки зрения само по себе название знаменитого уморительно смешного выступления из фильма "Карнавальная ночь" (" Есть ли жизнь на Марсе? ") было, несмотря на всю свою расхожесть, сформулировано удачнее (доступнее и интереснее, чем если бы речь для той же ситуации произнесения в клубе именовалась строго и сухо (скажем, " Проблема существования внеземных цивилизаций "). Рекламное и тематическое наименования высказывания иногда соединяются в двойном заглавии, например: " Жемчужины речи (Об использовании пословиц и поговорок) ".

Существуют разнообразные приемы придания названию рекламного, заинтересовывающего характера, которые могут с успехом комбинироваться друг с другом. Перечислим некоторые широко распространенные приемы, продемонстрировав их реализацию на примере названий студенческих сообщений об особенностях использования жестов в ораторских выступлениях и оценке жестового поведения слушателей:

· привнесение образного начала (" Человек как открытая книга "; " Говорящие руки "; " Жесты (“детекторы лжи ");

· постановка вопроса. По классификации, знакомой из занятий иностранным языком, при этом возможно формулирование вопросов общего, частного либо альтернативного характера, сравним: " Знаете ли вы язык жестов? "; " Как научиться пониманию без слов? "; " Жесты: помощники или предатели? "

· привлечение фразеологизма, цитаты " Безмолвный мысли знак " (цитата из старинного стихотворения, где о жесте говорится так:

Безмолвный мысли знак,

Знак чувства бессловесный);

· рифмовка, которая представляет собой старинную риторическую фигуру гомеотелевта соотносительно с прозаическим текстом остального выступления и обеспечивает особенно прочное запоминание придуманного названия (" Используем жесты вовремя и к месту "; " Ораторcкий жест – на искренность тест "; " Жест – согласье иль протест? " (в комбинации с альтернативным вопросом) и т. д.

· Помимо того, в "рекламных" названиях отмечается использование так называемой "интригующей" лексики и фразеологии относительно универсального характера (слов и выражений типа загадки, метаморфозы, открытия, парадоксы, секреты, необычный, сенсационный, феноменальный, удивительный, путешествие в мир…, к примеру: Тайны жеста; Особый увлекательный язык).

3. Формирование целевой установки речи. Типология выступлений в зависимости от их общей цели. Для успеха речи важное значение имеет также максимально более точное и четкое осмысление оратором цели предстоящего выступления. "Для того, кто не знает, к какой пристани он держит путь, ни один ветер не будет попутным", ‑ заметил философ Сенека. В случае публичного выступления это означает, что сколь бы благоприятными ни были условия речи и первоначальная настроенность аудитории, оно не сможет по-настоящему состояться и оправдать затраченное на него время без осознанно избранной и воплощаемой говорящим цели. Под целью речи в риторике понимается представление о желательной реакции слушателей, на достижение которой должна быть направлена вся работа оратора над высказыванием.

Называются следующие общие цели и соответственно (жанровые группы ораторских выступлений:

1. Информационная (помочь познать и усвоить новое, дать представление о предмете).

2. Убеждающая (логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение).

3. Призывающая к действию (заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, к чему их призывает оратор).

4. Воодушевляющая (обратить внимание слушателей на уже известное, но не до конца осознанное, воздействовать в первую очередь на чувства, активизируя духовную жизнь).

5. Развлекательная (развлечь и потешить слушателя).

6. Сокровенная (поделиться переживаниями, разобраться в собственных ощущениях).

Например, конкретные цели вступительной лекции по курсу риторики могут быть следующими:

· сообщить (проинформировать) о том, что в своем классическом понимании риторика является учением об убедительной речи и искусством ее создания;

· убедить в том, что риторические умения полезны всем и каждому и в деловом, и межличностном общении;

· воодушевить слушателей тем, что умение говорить красноречиво и убедительно поддается постепенному развитию и совершенствованию при условии целеустремленности, трудолюбия, веры в успех ("ораторами становятся").

 

4. Продумывание предварительного плана.

Предварительный план – это эскиз плана, который прорисовывается в сознании до специального поиска информации.

5. Основные источники подбора материала к выступлению.

1. Собственные размышления, воспоминания, фантазия оратора;

2. Специально организованные наблюдения и личный опыт в затронутой области;

3. Консультирование у авторитетных лиц;

4. Чтение, восприятие радио- и телепередач.

Указанные источники возможно, как это делает Михаил Ростиславович Львов, разделить на две группы: группа А (источники 1, 2) (материал, добытый непосредственно оратором); группа Б (источники 3, 4) (материал, полученный оратором опосредованно, с помощью иных держателей информации).

Как правило, чем более разнообразные источники изобретения привлекаются оратором, тем содержательнее и интереснее для слушателей становится выступление. Особенно выигрышным и любопытным для аудитории является наличие собственного опыта оратора в освещаемой области.

 

6. Создание окончательного плана.

Систематизация материала после получения исчерпывающей информации о предмете выступления. Имеет тесную связь со вторым этапом классического риторического канона (расположение).

 

РИТОРИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ЭТАПЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА

 

Подобрав материал для выступления и обдумав, что именно следует сообщить слушателям (другими словами, дав предварительный ответ на вопрос " Что сказать?"), оратор напрямую сталкивается с проблемой структурирования и упорядочения, систематизации содержания речи. Важно определиться, где конкретно в ходе выступления более выигрышно упомянуть о том или ином обстоятельстве, в какой части высказывания уместнее выдвинуть очередной тезис или аргумент (иначе говоря, найти ответ на вопрос " Где сказать?"). Эта проблема должна быть осмыслена и разрешена на втором из этапов в составе риторического канона (этапе размещения подобранного оратором материала).

Понятие композиции и состав деятельности оратора при построении речи.

Термин композиция в разных сферах своего использования обладает известной общностью значения и обычно трактуется как ‘построение, составление’ (что восходит к буквальному переводу с латыни). При более глубоком осмыслении обнаруживается, что данное понятие не столь элементарно и, как и его означаемое, включает определенные слагаемые. Даже в самом общем плане понятием композиция охватываются 3 составляющие:

· разделение материала на части;

· соотношение частей между собой и со всей речью в целом;

· последовательность их размещения.

Три смысловых компонента рассматриваемого понятиядиктуют состав деятельности оратора на этапе расположения материала.Им соответствуют три глобальные операции: структурирование подобранного материала, установление мотивированной соразмерности (пропорциональности) частей, определение порядка их следования.

Хотя древние авторы, включая Аристотеля, выделяли в структуре выступления восемь составных частей, наиболее закрепившимся и устоявшимся является вычленение в составе любого текста на первом уровне сегментации также трех универсальных элементов: вступление – основная часть (развертывание, или экспликация, темы) ‑ заключение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: