ЧЕЛОВЕК В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ




Лекция 8

Человек может включаться в сферы занятости и производить блага, вовсе не появляясь на рынке труда. Речь идет о занятости в домашнем хозяйстве. В этой сфере, находящейся вне "бюрократического государства" и "свободного рынка", производится весомая доля продуктов и услуг в любом сколь угодно развитом или отсталом обществе. И трудно найти людей, которые совершенно в ней не задействованы.

Для традиционных экономистов сфера домашнего хозяйства (house-
hold) является "периферией" не первого и даже не второго порядка.
Отчасти это объяснимо, поскольку экономические отношения здесь
становятся слабо измеримыми. Менее ясно, почему на данную сферу
недостаточно обращали внимания социологи (мы постараемся показать
далее, что эта тема весьма "социологична"). Видимо, сказывается инер-
ционное увлечение ведущими хозяйственными укладами, по отноше-
нию к которым домашнее хозяйство выглядит несколько "архаично"
Домашнее хозяйство, с его относительно низкой технической осна-
щенностью и неразвитым разделением труда, считается сферой деятель-
ности традиционного (докапиталистического, доэкономического) че-
ловека. В современный же период его функции рассматриваются как
второстепенные и целиком увязываются с обеспечением личного
потребления. К тому же долгое время домашние занятия не считались
трудом, даже если имели прямые рыночные аналоги. В условиях господ-
ства "рыночной" и "государственнической" (или "плановой") пара-
дигм труд ограничивался сферой оплачиваемой занятости.

Понятие домашнего хозяйства и домашнего труда. Прежде всего опре-
делим понятие "домашнего хозяйства" Зачастую к нему относят сово-
купность всех хозяйственных функций, выполняемых членами семьи в
рамках их домашнего пространства. В таком понимании, на наш взгляд,
имеются два недостатка. Во-первых, трудно определить, где заканчива-
ется "дом" и начинается активность вне "дома" А во-вторых, домашний
труд по натуральному самообеспечению смешивается с формальной и
неформальной оплачиваемой занятостью на рынке труда.

Подходить к выделению домашнего хозяйства можно как минимум
тремя разными способами.

1. По кровнородственному признаку (кровное или тесное формаль-
ное родство).

2. По пространственному признаку (общность проживания).

3. По экономическому признаку (общность бюджета).

Домохозяйства, выделенные по этим трем параметрам, зачастую
не совпадают. На одной площади могут проживать несколько демогра-
фических семей. В рамках одной большой демографической семьи ее
члены могут иметь раздельные бюджеты (исключая, скажем, совмест-
ную оплату коммунальных услуг). Наконец, люди могут проживать вме-
сте и иметь совместный бюджет, не состоя ни в каком родстве. Мы
будем понимать под домашним хозяйством совокупность людей, посто-
янно проживающих на общей площади и имеющих совместный бюджет
(последний предполагает совместное принятие решений по основным
статьям расходов). Таким образом, мы выделяем домохозяйство по пе-
ресечению пространственного и экономического признаков.

Члены домашнего хозяйства могут трудиться на рынке труда и за-
ниматься домашним трудом. И первая проблема связана с необходимо-
стью разграничения двух этих видов труда. Под рыночным трудом, на-
помним, мы понимаем всякую оплачиваемую работу, включающую наем
(формальный и неформальный), предпринимательскую деятельность и
самостоятельную занятость. Главный критерий, отделяющий рыночную
занятость от других форм занятости, — получение денежного вознаг-
раждения от других хозяйственных агентов (нанимателей или потреби-
телей продуктов и услуг). В отличие от рыночной занятости, домашний
труд
представляет собой труд по натуральному самообеспечению в го-
родском домашнем хозяйстве. Он связан преимущественно с производ-
ством услуг и отчасти с изготовлением продуктов питания и вещей в
малых масштабах для нужд личного и семейного потребления. Причем
продукты и услуги здесь изначально не принимают денежную форму.

Домашнее хозяйство, определенное в этом более узком значении — как сфера домашнего труда, — является сферой занятости, в которой члены семьи или группы семей обеспечивают своим трудом свои личные потребности в форме натуральных продуктов и услуг.

Здесь мы сталкиваемся со второй, более сложной проблемой —
определением домашнего труда. Дело в том, что время труда в домашнем
хозяйстве тесно переплетается или даже сливается с временем потребления и досуга. Потребление будет темой следующей главы. А пока возникает вопрос, как отделить труд в домашнем хозяйстве от того, что трудом не является.

Неоклассическая экономическая теория долгое время проводила
жесткое различие между сферой производства, в которой действовали
фирмы, и сферой потребления, к которой безоговорочно относились
домашние хозяйства. Первые были ориентированы на получение при-
были, вторые — максимизировали полезность. Ситуация начала меняться
с середины 1960-х гг., когда появилась новая экономическая теория до-
машнего производства
(Г. Беккер, Я. Минцер и др.). Она предполагает,
что домашние хозяйства используют время и купленные на рынке това-
ры не как прямой источник полезности, но как "сырье" для домашнего
производства конечных потребительских благ. Это позволило распрос-
транить производственную терминологию далеко за пределы собствен-
но производства — в такие, например, сферы, как планирование се-
мьи, рождаемость и многие другие3 Действительно, при желании в до-
машнем хозяйстве можно найти все основные атрибуты производствен-
ного процесса. Здесь есть работники с разными уровнями производи-
тельности, есть свои средства производства и инвестиции, свои про-
цессы механизации и приватизации4.

Тем не менее на пороге домашнего хозяйства мы сталкиваемся с
проблемой: человек в таком хозяйстве может быть занят полный рабо-
чий день и полную рабочую неделю, но вправе ли мы считать его дея-
тельность трудом? Как, например, квалифицировать домашний уход за
детьми: это затрата трудовых усилий, отдых или внетрудовая деятель-
ность? Вопрос далеко не отвлеченный. В какой мере женщины, всю
жизнь занимавшиеся воспитанием детей, могут претендовать на "трудо-
вую" пенсию и соответствующие социальные гарантии? Может, это
зависит от количества детей (т.е. размера совокупных "трудовых" уси-
лий по их воспитанию)? Как вообще отделить домашний труд от сво-
бодного времени, а домашнее производство от чистого потребления?

Может быть, решать данный вопрос в зависимости от того, как люди
сами квалифицируют свои занятия, полагаясь на их субъективное само-
определение?

Экономисты пытаются решить эту проблему, не прибегая к субъек-
тивным оценкам. Для них домашний труд выступает опосредующим
звеном между сферой рынка и сферой потребления. Более конкретно
домашний труд определяется как виды деятельности, которые могут быть
замещены рыночной занятостью.
Иными словами, вы можете восполь-
зоваться платными услугами няни, чтобы она ухаживала за вашим ре-
бенком, или отдать ребенка в платный детский сад. Но никому не при-
дет в голову нанимать человека, чтобы он смотрел за вас телевизор.
Следовательно, в первом случае речь идет о домашнем труде, а во вто-
ром — о времени потребления и досуга. К видам домашнего труда соот-
ветственно следует относить весь спектр занятий по самообеспечению
жизнедеятельности:

■ уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи;

■ приготовление пищи;

■ совершение покупок;

■ уборка квартиры, стирка;

■ строительство для собственных нужд;

■ изготовление и бытовой ремонт предметов, используемых в до-
машнем хозяйстве;

■ перевозка домашнего имущества.

Часть этих занятий совершается в домашнем пространстве, часть —
за его пределами, но для нужд домашнего хозяйства. Особой разновид-
ностью домашнего труда является труд в подсобном хозяйстве, который
производится вне городского домашнего хозяйства — на даче, садово-
огородном участке, более крупных земельных наделах. Здесь к домашне-
му труду мы также относим "нерыночную" часть деятельности, не свя-
занную с реализацией продукции подсобного хозяйства, а обеспечива-
ющую потребности натурального самообеспечения семьи.

Неизмеримая экономика. После исходного определения домашнего
труда возникает вопрос о способах его измерения. Дело в том, что ре-
зультаты деятельности домашнего хозяйства являются частью нефор-
мальной экономики, которая выпадает из статистического и налогово-
го учета. Да и само измерение стоимости продуктов и услуг, которые не получают денежной оценки на рынке, представляет немалую проблему. Посмотрим, как решают ее экономисты. Домашнее хозяйство рассматривается ими как единица, которая максимизирует свое благосостояние в рамках двух основных ограничений: денежного бюджета и бюджета времени. И так как предполагается,
что доход семьи может быть увеличен за счет сокращения домашнего
труда или свободного времени в пользу рыночной занятости, то оста-
ется одно ограничение — дефицит времени.

С измерением временного ресурса сразу возникают трудности. Прежде
всего сказывается нехватка систематических данных о семейных бюдже-
тах времени. Но, главное, не ясно, как измерить цену времени, затрачи-
ваемого в домашнем хозяйстве. Предлагаются два способа преодоления
этой основной трудности. Первый — исчислять время, затрачиваемое в
домашнем хозяйстве, альтернативными издержками (opportunity costs),
т.е. величиной заработной платы, которую данный человек мог бы по-
лучить за данное время на рынке труда. Однако, заметим, что в этом
случае рыночная цена труда не всегда оказывается адекватным измери-
телем. Ведь получается, что цена домашнего труда более образованных
работников намного выше. В то же время мы понимаем, что производи-
тельность и качество труда в домашнем хозяйстве (например, кулинар-
ные способности) могут совершенно не зависеть от того, имеет ли до-
мохозяйка диплом о высшем образовании и ученую степень по эконо-
мике. А в каких-то случаях зависимость может быть и обратной, ибо
домашний труд сопряжен с освоением иных навыков.

Второй способ — вменить плодам домашнего хозяйства ту цену,
которая установлена рынком на данный вид продукта или услуги. Ины-
ми словами, определить, сколько придется заплатить членам домохо-
зяйства, если они не будут сами готовить, стирать или убирать, а купят
эти услуги на рынке. Этот способ измерения нам кажется более адекват-
ным. Но всех проблем он тоже не решает. Дело в том, что чужое время,
затраченное кем-то на рынке труда для оказания нам услуги, и наше
собственное время, затраченное в домашнем хозяйстве на самообслу-
живание, вопреки предпосылкам экономической теории зачастую оце-
ниваются очень разными мерками.

Влияют ли экономические расчеты на решение домохозяйки, сто-
ящей перед выбором: купить стиральную машину, сдавать белье в прачечную или стирать его вручную? Да, влияют, и серьезным образом. Но из этого не следует, что рыночный и домашний труд исчисляются в одних и тех же единицах. Во-первых, данные виды труда могут оцениваться в разных денежных единицах. А во-вторых, домашний труд не всегда измеряется деньгами. Зачастую до количественных оценок дело не доходит, и человек взвешивает альтернативы скорее на качественном уровне.
Скажем, когда мать решает, пойти ли ей работать, чтобы получить до-
полнительный заработок, или посидеть с ребенком, уделив ему больше
внимания и заботы, для нее принятие решения не сводится к простому
сопоставлению двух денежных сумм. Хотя денежный фактор и принима-
ется в расчет, он скорее играет здесь подчиненную роль.

Производимое человеком ранжирование своих предпочтений сплошь
и рядом остается плодом "качественного" решения. Иными словами, мы
можем сказать, "что выгоднее" с точки зрения данного человека, но не
можем утверждать, "насколько выгоднее" Следовательно, возникает со-
мнение в допустимости универсального использования математических
операций и представления поведенческих характеристик в виде непре-
рывных кривых. Конечно, исследователь волен производить калькуляции
за своих обследуемых, считая, что они "как будто" исчисляют денежные
прибыли и издержки домашнего труда. Но не подменяем ли мы в данном
случае главные причины второстепенными? И не подталкивает ли это
нас к признанию того, что здесь экономический анализ наталкивается на
пределы, за которыми простирается область неизмеримой экономики?

Вообще специфика домашнего хозяйства заключена в том, что в нем
тесно сплетаются рациональные и нерациональные элементы, и крайне
трудно отделить от рационального традиционные, ценностные и аф-
фективные начала. Так, влиянием не вполне рациональных пристрастий
и привязанностей объясняется отчасти тот факт, что несмотря на раз-
витость современной сферы услуг, очень многие обременительные обя-
занности по-прежнему выполняются внутри домашнего хозяйства, хотя
экономически эффективнее было бы нанять профессионалов на рынке
труда. Многие люди просто не хотят приглашать в дом "чужих" или
отдавать личные вещи "на сторону" Если следовать экономической
логике, то при наличии свободных средств почему бы, скажем, не от-
править родителей в комфортабельный дом для престарелых. Однако в
большинстве семей так не поступают. В подобных случаях происходит
систематическое смещение или даже полное отрицание экономическо-
го расчета. В результате в стенах домашнего хозяйства homo economicus
чувствует себя весьма неловко. Если где-то и существует "чистая эконо-
мика", то здесь она превращается в изможденную абстракцию.

Субстантивная экономика. Заземленность домашнего хозяйства на есте-
ственные процессы проявляется в форме особых социально-экономичес-
ких стратегий. К их числу относится стратегия выживания. Она нацелена на
обеспечение минимально необходимой устойчивости домохозяйства в ус-
ловиях повышенной неопределенности, порождаемой внешней средой. Такая
стратегия опирается на принцип действия "безопасность превыше всего" и
выражается в избегании риска и дополнительных издержек сверх опреде-
ленной нормы, пусть даже ценой снижения средних доходов. За столетия
была выработана целая система социальных приемов, включающая об-
щинное перераспределение земли, взаимную помощь, добровольное фи-
нансирование общих нужд богатыми хозяевами, дабы гарантировать каж-
дому "святое право на жизнь", застраховаться от развала хозяйства перед
лицом резких колебаний производительности по годам Политика выжи-
вания была выявлена при исследовании докапиталистических крестьянс-
ких хозяйств, но, разумеется, она важна не только для них.

В домашнем хозяйства зачастую царствует не формальная экономи-
ка (formal economy), сопряженная с рациональным (денежным) про-
счетом вариантов использования ограниченных ресурсов, а, в терминах
К. Поланьи, субстантивная (содержательная) экономика (substantive
economy), связанная с жизнеобеспечением семьи. Действия человека в
такой экономике обусловлены существенно иными мотивами, нежели
конвенциональная максимизация прибыли или полезности. Российский
экономист А.В. Чаянов неоднократно указывал на то, что, например,
крестьянское хозяйство руководствуется преимущественно не стяжа-
тельскими мотивами. В противоположность фермерскому хозяйству,
стремящемуся к максимизации прибыли, оно ориентируется на "быто-
вые формы трудопотребительского баланса", пытаясь уравновесить тя-
жесть труда и уровень удовлетворения насущных потребностей".

Классический "экономический человек" чаще всего представляется
нам в обликах предпринимателя, максимизирующего прибыль, или
потребителя, максимизирующего полезность. В домашнем же хозяйстве
мы сталкиваемся с другой ипостасью хозяйствующего субъекта, не сво-
димой ни к первому, ни ко второму облику.

Здесь возникает второе, по существу, альтернативное определение
домашнего труда. Если ранее, с подачи экономистов, мы определяли
домашний труд как виды нерыночной занятости, которые в принципе
могут быть замещены рыночной занятостью, то во втором (более социо-
логическом или антропологическом) определении к нему относятся виды
нерыночной занятости, которые вносят вклад в материальное выживание
домашнего хозяйства.
Иными словами, предлагается иной объективный
критерий, позволяющий относить или не относить конкретные занятия
к "труду" по характеру их связи с нуждами домашнего хозяйства.

Помимо прочего, это означает, что многие домашние занятия (на-
пример, работа в саду или рыбная ловля) могут рассматриваться и как
труд, и как отдых, в зависимости от того, какие функции они выполня-
ют в данном домохозяйстве. Определение деятельности в качестве до-
машнего труда не проистекает из его предметной формы. Одна и та же
деятельность может выступать как труд, если она вносит принципиаль-
ный вклад в выживание домохозяйства и поддержание уровня жизни
его членов, а может квалифицироваться как хобби, если этот вклад не
принципиален, а сама деятельность осуществляется, скорее, по моти-
вам неутилитарного (например, развлекательного) порядка.

Таким образом, мы получили два определения домашнего труда.
Первое связано с формальным значением экономического — деятель-
ностью по натуральному самообеспечению, которая может быть в резуль-
тате осознанного выбора замещена рыночной деятельностью. Второе —
вытекает из субстантивного (содержательного) определения экономи-
ческого: домашний труд выступает как способ натурального жизнеобес-
печения, ориентированного на выживание домашнего хозяйства.

Стратегии выживания и воспроизводства семейного хозяйства вов-
се не обязательно имеют краткосрочный характер. Они могут быть рас-
считаны даже на более длительную перспективу по сравнению с вре-
менными горизонтами хозяйственной фирмы, оперирующей на рынке.
Специфические принципы действия, лежащие в основе такого стра-
тегического перспективного планирования, тесно увязаны с социально-
демографическим воспроизводством: как и чему обучать своих детей,
когда и за кого выдать замуж (на ком женить), где и на какие средства
построить дом молодой семье до того, как у них появятся дети, и т.д.
Откладывание сбережений и накопление имущества, получение потре-
бительских и ипотечных кредитов, развитие домашнего производства —
все это связано с заботой о том, кто придет на смену, встанет во главе дома, обеспечит его рабочими руками. Добавим, что подобные страте-
гии не следует изначально квалифицировать как сугубо традиционали-
стские. Ибо трудно сказать, какой субъект ведет себя рациональнее:
домашнее хозяйство или фирма. Скорее они демонстрируют разные типы
рациональности.

Моральная экономика. Стратегии выживания не являются продук-
том индивидуальных решении, принимаемых независимыми индиви-
дами и тем более не сводятся к эгоистическому интересу отдельного
человека. Они тесно связаны с моральными нормами данного сообще-
ства. И организация домашнего хозяйства вновь оказывается характер-
ным примером. Здесь важным элементом хозяйственных процессов ста-
новятся межпоколенческие трансферты, когда весомая часть ресурсов
расходуется в форме односторонней и безвозмездной материальной помощи,
которая обусловлена существованием нормального демографического жиз-
ненного цикла (от родителей к детям, и наоборот). Конечно, можно
представить дело и так: сегодня мы кормим детей, чтобы завтра они
заботились о своих собственных детях, а заодно поддержали в старости и
нас самих. Но сомнительно, чтобы эту помощь можно было свести к
чисто экономическому обмену благами. Ибо она обусловлена существо-
ванием моральных норм, обеспечивая "право на жизнь" и цементируя
порядок, складывающийся внутри семей и родственных кланов.

В еще большей степени моральная окрашенность хозяйственных
действий проявляется в отношениях между отдельными домохозяйства-
ми в рамках локальных общностей (например, соседской общины).
Требования, касающиеся обеспечения выживания и минимальной ста-
бильности, адресованы тем, кто в трудной ситуации оказывается дер-
жателем "избыточных" ресурсов и, следовательно, в состоянии оказать
материальную поддержку. Причем подобная поддержка слабых распро-
страняется отнюдь не только на горизонтальные отношения между сво-
ими. Она еще чаще транслируется по вертикали социальных структур и
вменяется в обязанность принципалам — обладателям собственности и
властных полномочий.

В чем заключаются в данном случае моральные обязательства держа-
телей хозяйственных ресурсов? Речь идет не об абстрактных высших
ценностях, предписывающих помогать людям и "возлюбить ближнего
своего" Эти достаточно жесткие обязательства не связаны со свобод-
ным моральным выбором, они проистекают из фундаментальных тре-
бований социума — обеспечить выживание и нормальную жизнедея-
тельность каждого человека и его семьи. И в тот момент, когда это вы-
живание или нормальная жизнедеятельность отдельного человека, его
семьи или какого-то локального сообщества оказывается под угрозой,
к агентам, которые в этот момент обладают относительно избыточными ресурсами, будь то более обеспеченные соседи, владелец феодальноо поместья или государство, выдвигаются требования о помощи. Хотя с формальной точки зрения такие обязательства могут нигде не прописываться и даже никак не оговариваться, это не мешает в критических ситуациях запрашивать поддержку в весьма настоятельной форме, вплоть до насильственных действий. Они могут оформляться в виде взываний к моральным устоям ("помогите несчастным") или напоминаний о реципрокных обязательствах ("все эти годы мы платили налоги"). Но это не просто просьбы о пожертвовании или ожидание воздаяния за прошлые труды. Это субстантивные ("естественные") требования14. В критической ситуации экономическая (рыночная логика) перестает работать, и пострадавшие мгновенно переключаются на нерыночные способы обоснования (гражданский, домашний и т.п.), наполненные моральными оценками

История преподнесла множество примеров того, как люди способ-
ны долгое время относительно безропотно сносить разного рода лише-
ния. Но в критической ситуации, когда возникает опасность голода или
социальной маргинализации, они становятся способными на самые
радикальные и разрушительные действия. В этом отношении субстан-
тивная экономика предстает как моральная экономика, где хозяйствен-
ные расчеты подкрепляются нормативными ожиданиями и неформали-
зованными представлениями о социальной ответственности. И наруше-
ние этих устойчивых ожиданий способно порождать острые социальные
конфликты.

Семейная и гендерная экономика. Еще одно важное обстоятельство
заключается в том, что домашнее хозяйство — дело не индивидуальное.
Конечно, домохозяйство может состоять и из одного человека, но чаще
оно включает нескольких членов разного пола, возраста, образования,
с относительно разными принципами действия. По существу, речь идет
не об индивидуальной, а о семейной экономике.

Традиционный экономист находит выход из положения, представ-
ляя домашнее хозяйство как целостную единицу и отождествляя его с
отдельным человеком, принимающим рациональные решения (напом-
ним, что подобное проделывалось в экономических теориях и по отно-
шению к фирме). Таким образом, сложная внутренняя структура до-
машнего хозяйства из рассмотрения исключается. Новая экономическая
теория домашнего производства подходит к делу иначе, представляя
домашнее хозяйство как пространство реализации не одной, а несколь-
ких функций максимизации полезности. Члены семьи взаимодействуют
как относительно автономные индивиды, самостоятельно принимаю-
щие решения.

С точки зрения экономической социологии семья или несколько
семей, ведущих совместное хозяйство, не являются какой-то нерасчле-
ненной целостностью. Но еще менее семья выглядит как группа незави-
симых индивидов, соединенных пунктиром контрактных обязательств.
Скорее это тесная надындивидуальная общность, связанная узами со-
циальных норм и скрепленная обручами кровного родства. Брачные и
прочие контракты существуют далеко не везде и выступают лишь одной
из форм урегулирования семейных отношений. Но даже если, напри-
мер, супруги имеют раздельные счета в банке и сохраняют раздельные
права собственности, или если в семье только один кормилец, то и
тогда отношения редко строятся на базе независимых индивидуальных
решений. "Совместное хозяйство", "семейный бюджет" — не пустые
слова. Помимо принадлежности к местному сообществу, организации,
социальным группам, "экономический человек" также принадлежит
семье (клану) как узлу "сильных связей" (strong ties). Здесь определяют-
ся пределы и последовательность доступа к ресурсам домашнего хозяй-
ства, дифференцируются хозяйственные права и обязанности его чле-
нов17 Подчеркнем, что наличие такой совместности не отменяет внут-
ренних различий в стратегиях и практиках хозяйственного действия,
тем более, что люди зачастую принадлежат к разным поколенческим
группам. Однако механизмы взаимного сочетания и "притирки" этих
стратегий и практик серьезным образом отличаются от рыночных вза-
имодействий. Семья как хозяйственная единица возникает в результате
обсуждения и согласования принципов действия. Причем подобное согла-
сование не является неким разовым актом достижения договоренности
(или подписания брачного контракта). Оно представляет собой длитель-
ный процесс периодического прояснения и отстаивания позиций.

Одна из наиболее серьезных проблем внутренней структуры до-
машнего хозяйства связана с существованием гендерных различий. Эко-
номисты (и отчасти социологи) долгое время были индифферентны к
этой проблеме. В раннекапиталистическую эпоху совокупность решаю-
щих собственнических и гражданских прав принадлежала мужчине. И по
существу, под "экономическим человеком" понимался именно мужчи-
на. В XX же столетии утвердилось демократическое равенство прав муж-
чины и женщины. И на первый взгляд, оба в равной степени начали
претендовать на роль homo economicus. Но перепрыгивание к предпо-
сылке формального гендерного "равенства" вновь позволило избежать
постановки щекотливых вопросов.

Между тем разница гендерных позиций особенно видна именно в
разделении функций в домашнем хозяйстве, где трудовая нагрузка в
значительной степени лежит на плечах женщины. Такие экономисты,
как Г. Беккер, уделяющие внимание внутренней структуре домохозяй-
ства, объясняют это следующим образом. В силу биологических причин
женщины больше вовлечены в уход за детьми и сопряженные с этим
домашние обязанности. А раз женщины тратят на них больше времени,
то у них появляется и больше стимулов делать вложения не в рыночный
человеческий капитал, а в те его виды, которые повышают эффектив-
ность их труда в домашнем хозяйстве. Соответственно мужчинам в такой
ситуации более рационально инвестировать в рыночный человеческий
капитал и получать более высокие вознаграждения на рынке, чтобы
максимизировать совокупную "семейную" полезность. Так возникает
замкнутый круг, в котором биологические различия закрепляются и
усиливаются экономически ориентирующими действиями.

Когда мужчина является основным добытчиком средств существо-
вания, тогда закрепление за женщиной домашней работы еще можно
посчитать "рациональным" И относительно более низкая средняя зара-
ботная плата женщин действительно способствует закреплению их
положения как домашних работниц. Но только как, приняв эту рацио-
налистическую терминологию, объяснить, почему в семьях, где жена
работает, а муж безработный, часто не происходит коренного перерас-
пределения домашних обязанностей? Ничего не поделаешь, прихо-
дится, махнув рукой, делать бессодержательные ссылки на роль тради-
ции и "менталитета"

Распределение труда между супругами. Рассмотрим несколько под-
робнее аспект гендерных отношений, связанный с распределением тру-
довой нагрузки между супругами в домашнем хозяйстве. При этом бу-
дем учитывать совокупную нагрузку, включающую оплачиваемый труд
на рынке труда и домашний труд. Мы представим эти отношения в виде
ряда моделей, предлагающих разные варианты объяснения социального
порядка в локальной семейной сфере.

Приведем пример типологии таких моделей, предложенный бри-
танскими экономсоциологами.

■ Традиционная модель трудовой зависимости (Dependent Labour),
когда женская рыночная занятость вторична по отношению к
мужской и не затрагивает домашних обязанностей женщины.

■ Эгалитарная модель адаптивного партнерства (Adaptive Partnership),
когда при увеличении занятости женщины на рынке труда муж-
чина берет на себя часть ее домашних обязанностей, балансируя
тем самым сравнительную трудовую нагрузку.

■ Переходная модель постепенной адаптации (Lagged Adaptation),
когда перераспределение домашних обязанностей происходит,
но с достаточно большим (порою поколенческим) временным
разрывом.

Мы хотели бы предложить более развернутую и детальную класси-
фикацию подобных моделей. Начнем с объяснений экономического и
социологического толка, а затем дополним их социопсихологическими и социально-демографическими объяснениями.

1. Модель максимизации совокупного дохода. Эта модель исходит из
ярко выраженных экономических предпосылок. Трудовые усилия на-
правляются туда, где есть возможность их наибольшей отдачи для блага
всей семьи. Если возрастает доля дохода в семейном бюджете, обеспечи-
ваемая мужчиной или женщиной, основной кормилец получает воз-
можность снижать затраты труда в домашнем хозяйстве. Тот, кто зараба-
тывает меньше, независимо от гендерного признака, вынужден взять
эту нагрузку на себя.

2. Модель эффективной специализации, или разделения труда между
супругами.
Происходит разумное распределение видов труда. Если один
из супругов берет на себя одни обязанности, другой старается взять на

себя другие. Например, если рыночная активность мужчины более вы-
сока, то женщина больше занимается домашним хозяйством. Но если
женщина вовлекается в рыночную занятость, то мужчина начинает боль-
ше заниматься домашним трудом или уделять больше времени личному
подсобному хозяйству. Эта модель также в сильной степени соответству-
ет принципам экономического рационализма. Только вместо максими-
зации совокупного дохода оптимизируется распределение трудовой
нагрузки.

3. Модель растущего благосостояния. Повышение уровня доходов и
материального благосостояния семьи в целом позволяет женщине осво-
бодиться от необходимости рыночного труда и стать обеспеченной до-
мохозяйкой. Определяющим здесь является фактор минимизации уси-
лий, не связанный, в отличие от первых двух моделей, с принятием
оптимизационных решений.

4. Модель домашней эксплуатации. Женщина является объектом экс-
плуатации в домашнем хозяйстве со стороны мужчины. Домашний труд
в значительной степени лежит на ее плечах. При этом увеличение на-
грузки женщины на рынке труда не приводит к серьезному перераспре-
делению ее домашних обязанностей, так же как и снижение оплачива-
емой занятости мужчины не приводит к его большему вовлечению в
домашние дела. Подобное положение вещей покоится на воспроизведе-
нии многовековой традиции тендерной дискриминации. Такова пост-
марксистская интерпретация, которой симпатизируют многие феми-
нистские движения

5. Модель статусных преимуществ. Женщины дискриминируются в
домашнем хозяйстве в силу того, что часто имеют более низкий долж-
ностной статус на рынке труда. Повышение должностного статуса жен-
щины не приводит к обратной дискриминации, однако усиливает рав-
номерность в распределении домашнего труда. Отношения в домашнем
хозяйстве складываются как следствие отношений в рыночной сфере.

6. Модель неизжитой "патриархальности" Повышение уровня об-
разования и накопленного человеческого капитала членов семьи приво-
дит к более равномерному распределению рыночной и домашней тру-
довой нагрузки. Воспроизводство "патриархального" (неразвитого) раз-
деления труда остается уделом семей с более низким уровнем человечес-
кого капитала.

7. Модель компенсирующего третьего. Привлечение к участию в до-
машнем хозяйстве "третьих лиц" — других взрослых членов семьи —
позволяет супругам освободиться от части домашнего труда. Причем в
первую очередь от этого выигрывает женщина. Например, супруга в
будние дни не успевает готовить еду и ухаживать за детьми, часто за нее
это делает ее мать. В результате трудовая поддержка других членов семьи
(в первую очередь, бабушек) снижает степень неравенства между суп-
ругами в домашнем труде. Здесь проявляется зависимость от структуры
не экономического, а социального капитала.

8. Модель дифференцированной трудовой активности, или неравной
дееспособности супругов.
Трудовая нагрузка между супругами распреде-
ляется неравномерно. Тот, кто более активен, скажем, на рынке труда,
оказывается относительно более активным и в домашних занятиях. Тен-
дерные различия в данном случае роли не играют. Это зависит, во-
первых, от индивидуальных характеристик супругов (склад характера,
состояние здоровья). Например, кто-то более ленив, кто-то слабее фи-
зически. Во-вторых, она зависит от специфики аффективных связей в
семье, неравного распределения власти в гендерных отношениях. На-
пример, один из супругов может использовать благорасположение дру-
гого(ой). Эта модель опирается на психологические и физиологические
объясняющие факторы.

9. Модель уравнительного соучастия, или эгалитарного распределения
труда.
Затраты труда распределяются между супругами относительно
равномерно. Если один занимается чем-то (например, домашним или
подсобным хозяйством), то другой втягивается в процесс соучастия,
чтобы работать вместе, оказывая поддержку друг другу, проявляя соли-
дарность и к тому же соблюдая принцип уравнительной справедливости.
То есть примерное равенство достигается как в отношении совокупной
трудовой нагрузки, так и отдельных сфер приложения труда. Перед нами
разновидность социально-психологического объяснения.

 

10. Модель дифференцированной семейной привязанности. Появление
в семье несовершеннолетних детей в большей степени привязывает
женщину к домашнему хозяйству. Рост в семье доли иждивенцев в це-
лом также способствует усилению относительной нагрузки женщины в
домашнем труде. Здесь аргумент строится прежде всего на демографичес-
ких основаниях.

11. Модель возрастного уравнивания. Чем старше становятся супруги,
тем более эгалитарным выглядит разделение труда в семье. Во-первых,
родив и вырастив детей, женщина становится более активной на по-
прище публичной жизни. А во-вторых, с возрастом и увеличением
семейного "стажа" возрастает взаимная поддержка и солидарность суп-
ругов, что может пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: