Развития политической мысли в Западной Европе в Новое время.




Развития политической мысли в Западной Европе в эпоху Возрождения.

Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и контрреформации, крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий.

Н.Макиавелли. В своих трудах («Государь» и др.) сформулировал светскую концепцию гос-ва, возникновение кот.связывал с необходимостью обуздания эгоистической натуры человека. Лучшей формой государства считал республику, но утверждал, что итальянская действительность требует единовластия. Для достижения своих целей правитель может использовать любые средства, в том числе и аморальные. Государь должен сочетать в себе качества льва (смелость и решительность) и лисицы (хитрость и осторожность). Жан Боден. В труде «6 книг о государстве» впервые сформулировал и обосновал понятие суверенитета как важнейшего признака гос-ва. Т.Мор в труде «Утопия» критиковал существующий общ.строй, неравенства, паразитизм эксплуататоров. Гл. причиной всех общественных бед считал частную собственность. В своем труде он нарисовал гос. строй выдуманного острова Утопия, кот.носит демократический хар-р. На острове установлена выборность служебных лиц, общественная собственность на средства производства, обязательность труда. Жители острова трудятся только 6 часов в день, остальное время они посвящают духовному самосовершенствованию и самообразованию. Обучение всеобщее и обязательное. Общественная и семейная жизнь строго регламентирована. Личные интересы подчинены общественным.

Развития политической мысли в Западной Европе в Новое время.

Томас Гоббс. Все люди созданы равными, и каждый из них имеет одинаковое с другими право на всё. Но человек—существо эгоистичное и честолюбивое, поэтому в обществе царит «война всех против всех». Избавление от нее приходит тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохранения, отказываются от части своих прав, передав их по договору определенному лице или группе лиц. Последние представляют собой государство, которое и является гарантией лира между людьми. Гоббс—сторонник абсолютной монархии, которая должна защищать права человека и разрешать подданным делать все, что не запрещено законом. Джон Локк. До возникновения государства люди живут в естественном состоянии, где господствует равноправие. Для защиты равноправия, свобод и прав личности люди договариваются о создании государства, которое получает от них ровно столько власти, сколько необходимо для защиты и реализации гражданских интересов. Обосновал идею разделения властей в государстве между различными органами, чтобы не допустить злоупотребления ею. Главное для государства — следование законам. Берк, будучи родоначальником консерватизма, большое значение придавал традициям в развитии политики и права, а также роли государства в обществе как гаранта стабильности и порядка. Токвиль в знаменитой работе «Демократия в Америке» рассматривал проблему соотношения политического равенства и политической свободы в демократическом обществе. Он утверждал, что именно широкое участие масс в политике посредством создания гражданских и политических ассоциаций – гарантия демократии. И. Бентам создал учение о позитивном законе, обосновал необхо­димость крупных прогрессивных реформ в Англии. Дж.Ст. Милль был последовательным защитником представительного правле­ния. В работе «Размышления о представительном правлении» он высказывался за пропорциональное представительство; против подавления образованных людей; за повышение социальных функций государства

 

4.Становление и развитие политической мысли в России.

Политическая мысль в России долгое время развивалась в тесной связи и в рамках церковной православной мысли. Первые памятники политической мысли на Руси: «Слово о законе и благодати киевского митрополита Иллариона» (11в.), «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»(12в.) Основные идеи политического характера, отразившиеся в них: обоснование независимости Руси от Византии, укрепление княжеской власти, объединение Руси, борьба с врагами.В период монголо-татарского ига распространение получают идеи укрепления центральной власти московских государей и вопрос о роли русского государства среди мировых держав.В 15в. В монашеской среде возникла теория «Москва—третий Рим», обосновывавшая политическую и духовную приемственность России от Римской империи и Византии. Уже в 16в. русская политическая мысль приобретает светский характер.. 18в. формируется идиология российского просвещенного абсолютизма. Екатерина II в произведении «Наказ», которое было адресовано комиссии об уложении, высказывала идеи в духе просвещения: равноправие граждан, их свободы, ограничение государственной власти и др.В этот же период разрабатывались несколько проектов конституции России, но в итоге Екатерина 2 решила вообще отказаться от идеи её введения. В это же время разворачивается критика крепостничества и абсолютистских порядков с позиций просветительства. Основоположник революционного демократизма А.Н.Радищев в своём произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» высказывался за революцию, свержение монархии, разделение России на несколько республик и создание затем их союза.К началу 19 века в России широко распространяется идеология либерализма. Государственный деятель и друг Александра I М.Сперанский разрабатывал проект государственных реформ, который включал разделение властей, создание парламента или государственной думы и независимого верховного суда, но при этом император оставался высшей инстанцией в государстве и наделялся правом роспуска Думы. Более прогрессивными были конституционные проекты декабристов Никиты Муравьёва и Павла Пестеля. Они включали идею учреждения республики, провозглашения равного избирательного права, создание правительства пяти диктаторов по образцу французской Директории, введение ответственности правительства перед народом, провозглашение прав и свобод личности, гарантия ее неприкосновенности, отмену крепостного права, уничтожение сословий, но в то же время создание государства жестокого террора и репрессий.

 

5.Становление и развитие политической мысли в Беларуси.

1. Средневековье (XI—XV вв.). Складывание белорусской народности, возникновение раннефеодальных государств (Киевской Руси, Великого княжества Литовского), период противоречивых религиозных процессов. 2.Возрождение и Реформация (XV—XVI вв.). Активиз.экономич., политич. и культ.разв. белорусско-литовского общества. Устанавливаются многосторонние связи со странами Зап. Европы. Распространяются идеи гуманизма, начинается книгопечатание, происх. становление старобелорусского языка, разв. нац.лит-ры и искусства. Формируется нац. философская, правовая и общ.-политич. мысль. Идеи естественного права, равенства людей перед законом, прав и свобод личности, религиозной терпимости и политич. плюрализма, свободного и независимого нац.разв. 3.Контрреформация и феодально-католическая реакция (нач. XVII — сер. XVIII вв.).Преобладание религиозно-полемической лит-ры. Сложилась система среднего образования, а в 1579 г. появился первый в Восточной Европе университет. С конца XVII в. использ.старобел. языка прекращ., а соц.-политич. идеи излагаются на латинском, польском и русском языках. Критика феодально-крепостнической системы, гос. и судебного устройства, системы феодального права. В религиозной полемике обсуждаются вопросы гос. суверенитета, права, церковной власти. 4.Просвещение (2-я пол.XVIII в.).Идеи естеств. права и договорного происхождения гос-ва. Проекты улучшения общ.-политич. строя РП на основе опыта европейских стран. Конституция 3 мая 1791 г., распад РП. 5.Отражение процессов, происходящих в Российской империи (1795—1918 гг.). Обоснование права белорусского народа на нац.-культ. автономию и политич. самоопределение. Форм. важнейшие идейные направления общ.-политич. мысли. Появл. газеты группы «Гоман» (1884 г.), программные док-ты Белорусской социалистической Грамады и др. бел.политич. партий, материалы «Нашайдолi» и «Нашайнiвы», 6.Советская Белоруссия (1919—1991 гг.).Хар-ся продолжением разв. идеи нац.гос-сти. Появл. бел.вузы и научные учреждения (БГУ (1921), Институт белорусской культуры (1928), преобраз. в Академию наук БССР). 7. Совр. период (90-е годы XX — нач.XXI вв.).

 

 

6. Основные направления современной политологии.

1. Социологическое направление.

М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже работа «Социология политики» изучает явление политики через призму общества и его развития.

Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы».

М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества.

2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику с точки деятельности политических институтов, их влияние на соц политические процессы.

3. Концепция политического плюрализма.

Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин.

Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений.

4. Теория демократии.

А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ.

5. Теория бюрократии.

М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма.

6. Концепция тоталитаризма.

Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы.

7. Теория международных отношений.

Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.0

 

7. Политическая власть: понятие, структура, функции

Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.

Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.

Структура власти:субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;

объекты власти: инститгос власти, полит партии и общ организации; источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.

Функции власти:• управление делами государства и общества;• поддержание гражданского мира и общественного порядка;• выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;• принуждение во имя соц-значимых целей и сохрстабильн в общ-ве;

Признаки власти:• власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.• власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.• власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.• власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.• высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.

Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:• Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;• Парламент – НацСобр РБ, законодат, представительный орган власти;• Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть;• Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;• Прокуратура,

 

 

8. Ресурсы, правовые и нравственные нормы, способы и инструменты реализации власти.

 

9. Понятие легитимности власти.

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса.Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:1 в древних традициях, обычаях; 2 действующем законодательстве; 3 революционной харизме.

Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности. Вебер выделил три основных типа легитимности. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. 2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля.

Выделяют три уровня легитимности власти: легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов; легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение; легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества.

 

 

10. Понятие политической системы общества.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система общества имеет свою структуру, которая означает, из каких элементов она состоит и как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы.

-политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

-политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

-социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

-политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

-политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Функции полит. систем:1.Властно-интеграционная (объединение в общественное целое);2.Целеполагающая (определение целей и задач развития общ-ва);3.Организаторская(мобилизация ресурсов для достижения целей);4.Регулятивная(объяснение и оправдание политич. решений,обеспечение деятельности политич. институтов).5 Институты государственной власти Республики Беларусь

 

 

11. Структура и функции политической системы общества

Политическая система общества имеет свою структуру, которая означает, из каких элементов она состоит и как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы.

-политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

-политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

-социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

-политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

-политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Функции полит. систем:1.Властно-интеграционная (объединение в общественное целое);2.Целеполагающая (определение целей и задач развития общ-ва);3.Организаторская(мобилизация ресурсов для достижения целей);4.Регулятивная(объяснение и оправдание политич. решений,обеспечение деятельности политич. институтов).5 Институты государственной власти Республики Беларусь

 

 

12. Основные направления развития по­литической системы в Республике Беларусь.

Политическая система РБ прошла в своем развитии 2 этапа:

§ Политическая система БССР.

§ Политическая система РБ.

Процесс реформирования политической системы БССР начинается с периода перестройки и 19 конференции КПСС.

Наиболее быстро реформирование старых и создание новых политических институтов идет с 1994 года.

Институциональное направление связано с появлением института президентства. Реформирование парламента, реформирование органов местного самоуправления, возникают политические партии, общественные объединения.

Развитию нормативной подсистемы.

Разработка идеологических ценностей белорусского государства, соответствующих общечеловеческим ценностям и менталитету белорусского народа.

Развитие коммуникационной подсистемы, то есть совершенствование, взаимодействие внутри политической системы и системы с обществом.

Совершенствование политической системы происходит неоднозначно, сопровождается противоречиями.

 

 

13.Политический режим: понятие и сущность. Типы политических режимов.

Тоталитарный: централизованное рук-во в сфере экономики, вся жизнь под упр. партии; частная собственность запрещена, все принадлежит гос-ву, люди работают как наемные рабочие; полная монополизация цен, отчуждение граждан от политич. жизни; руковод. роль одной партии в политике и осущ. ее в политике; гос. идеология в дух.сфере, и принудительное навязывание ее всем членам общества; сосредоточение в руках гос-ва СМИ, коммуникаций, связи; сущ. цензура, кот.все контролирует; сращивание партийной системы с гос. аппаратом, концентрация всех средств вооруж. борьбы; обожествление личности, создание образа великого вождя (Сталин, Фюрер, Муссолини); суровые репрессии, слежки. Тоталитарный режим - это порождение ХХ века. Авторитарный: власть не формируется, не контрол. народом, а народ не имеет гарантий прав; реальная власть в руках правящей элиты, в кот.происходит отбор, сращивание с правящим аппаратом; парламенту принадл. второстепенная роль, выборы носят второстепенный характер; опора на военно-карательный режим; партии могут функц-вать, но чаще фиктивны, оппозиция ограничивается или запрещается вообще. (Египет, Ливан); власти прислуш. к общ.мнению. Либеральный: отдельные черты авторитарно-демократич. и демократич.-авторитарного режимов власти, но сохраняется авторитарный режим: д-ют в более свободном виде авторитарные партии, союзы; политич. система обеспечивает гласность, может быть компромисс между политич. силами. Осущ. разделение законод., исполнит.и судебной власти. Распростран. в 18 веке. Монтескье, Вольтер, Гоббс. Демократический –это форма политич. режима, основ. на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан (участие граждан в выборах; наличие самоупр.; реальность, гарант. и полнота политич.прав,огранич. единство с соц.-эконом. и культ. правами; равенство всех перед законом, защита личности от власти, власти от произвола общества; принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная).

Политический режим — это система методов и способов осушеста - лсния государственной власти^степень^реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственной власти к право­вым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью. Можно сказать, что политический режим — это способ организации и функционирования политической жизни общества, определенный по­литический климат общества.

Выяснение сущности политического режима позволяет дать всесто­роннюю характеристику формы государства, раскрыть сущность вла­стных отношений в обществе, состояние законности и т. д. Политиче­ский режим, конкретные формы его существования предопределяются тремя основами:

• экономической, в качестве которой выступает собственность на ос­новные средства производства;

• политической, которой служит государство, наделенное политиче­ской властью, устанавливающее и поддерживающее в обществе порядок в интересах господствующих социальных групп;

• идеологической, которая представляет собой определенную идей­но-политическую доктрину, выражающую интересы господствую­щего класса и утверждающую в сознании людей мысль о целесо­образности существующего социально-политического устройства. Эта обусловленность политического режима определяет его спе­цифику и конкретные формы проявления.


 

14.Причины возникновения государства.

Причины возникновения государства: переход от «присваивающей» экономики к «производящей» (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров); создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни; социально-классовое расслоение членов общества.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству. Монархия может быть: абсолютная (всевластие главы государства); конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией). Республик а — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок. Республика может быть: парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом); президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом

 

15. Признаки и функции государства.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы.

Основные признаки: территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы); публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления); суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях); принудительный характер власти («монополия на законное насилие»); исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег; обязательность членства в государстве; представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага; наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Функции государства: обеспечение национальной безопасности; отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере; развитие взаимовыгодного сотрудничества; участие в решении глобальных проблем.

 

16. Формы государства.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, кот.хар-ет территориальную организацию гос. власти. По форме государственного устройства государства делят на: унитарные, федеративные, конфедерации. Унитарные гос-ва — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Федеративные гос-ва — это союзные гос-ва, складывающиеся из ряда гос. образований (штатов, кантонов, земель, республик). Конфедерация — временный союз гос-тв, созданный для совместного решения политич. или экономич. задач. Виды конфедераций:межгосударственные союзы;содружества;сообщества государств.

 

 

17. Правовое государство: понятие и признаки.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную

2. Наличие Конституционного

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов

8. Правовая культура граждан

 

 

18. Понятие и принципы деятельности социального государства.

Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «обще­ственный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «соци­альным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «со­циальным государством» понимается государство, обладающее особыми ка­чествами и функциями.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — нача­ле XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объек­тивных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржу­азного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства.

 

 

19. Понятие и сущность гражданского общества.

Понятие “гражданское общество” используется как в широком, так и в узком смысле. Гражданское общество в широком смысле охватывает все сферы человеческой деятельности, которые находятся вне непосредственного влияния государства и его институтов. Из такой трактовки вытекает, что гражданское общество в той или иной мере всегда существовало в человеческом социуме, принимая на каждом этапе его развития конкретную форму. В более узком и наиболее распространенном смысле понятие “гражданское общество” связано с существованием демократических институтов и правового государства, которое обеспечивает верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни.

Сущность гражданского общества

Стоит также сказать о том, что хотя понятие гражданского общества и понятие государства неразрывно связаны между собой, гражданское общество постоянно выступает в качестве естественного продолжения любого общества, условий его существования, в том числе и самого государства. Данное понятие просто-напросто необходимо для различий и удостоверений части общества, постоянно формирующей государство для того, чтобы оно обслуживало интересы данного общества. Формирование государства со стороны гражданского общества осуществляется с целью защиты от противников внешних, но и внутренних. Кроме того, за счет этого обеспечивается сбережение моральных устоев, нравственных ценностей, на которых базируется общество и государство. Несмотря на это, основными целями гражданского общества являются: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) постоянное обеспечение оптимальными условиями работоспособности в экономических отношениях общества; 3) приведение в жизни идеологии, социальных программ, которые смягчают разного рода противоречия, возникающие между людьми и социальными группами.

 

 

20.Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

27 июля 1990 г. Беларусь приняла свою Декларацию «О государст-венном суверенитете Республики Беларусь», что послужило первым ша-гом на пути целого ряда преобразований в деле создания своей государ-ственности. В преамбуле Декларации о суверенитете было провозглаше-но о «…решительности создать правовое государство» [10].

Идея правового государства прошла в нашей стране сложный эволю-ционный путь от полного (начиная с 1917 года) отрицания до частичной, а затем и окончательной рецепции, выразившейся в конституционном провозглашении Республики Беларусь правовым государством. Проана-лизировав отличительные особенности эволюции правового государства в Беларуси, можно заметить, что складывание уникальной государст-венности происходило экстенсивным путем за счет централизованного стиля правления. Существенным факторами детерминации правовой культуры и гражданского общества в Беларуси были непопулярность либеральных ценностей. Задачи настоящего исторического момента свя-заны с укоренением и развитием основ правовой государственности.

А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбатюк, В.А. Кучинский отмечают, что за-крепление принципа правового государства Конституцией Республики Беларусь следует «…трактовать не как достигнутое завоевание, а в каче-стве цели, которая должна определять организацию и функционирова-ние всей государственной системы» [11, с. 520].

Важно не только провозгласить то или иное государство правовым, но и обеспечить «содержательную сторону» государства, для которого характерно наличие определенных элементов, и реализацию этих эле-ментов на практике. На обеспечение основных прав и свобод направлено действие ряда статей Конституции Беларуси, в том числе посвящённых конкретным правам и свободам. Следует отметить, что в Республике Бе-ларусь создана нормативная правовая база становления правового госу-дарства. Хотя, как считают многие юристы, в утверждении правового государства в Республике Беларусь имеются свои трудности.

Я считаю, путь Республики Беларусь к правовому государству не бу-дет простым и быстрым. Причин тут несколько. Прежде всего, необхо-дим полный отказ от командно-административных методов руководства, нужно преодолеть правовой нигилизм и субъективизм. Требуют своего разрешения теоретико-правовые вопросы. Необходимо также совершен-ствовать правовое воспитание граждан, постоянно информируя их о пра-вах, возможностях защиты. Также не обойтись и без учета опыта других

стран, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями

 

и реалиями.

В Республике Беларусь надо воспитывать глубокое уважение к Кон-ституции и закону, формировать высокую правовую культуру и право-сознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, по-строить правовое государство.

 

21. Законодательная власть как одна из ветвей власти.

.Законодательная власть – это одна из ветвей госвласти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона

 

 

22. Понятие парламента, его структура и полномочия. Развитие парламентаризма в Республике Беларусь.

Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат ― Палаты представителей и Совета Республики. В Конституции Республики Беларусь закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы в принимаемом ею регламенте. Общий орган палат отсутствует. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Это обращения Президента Республики Беларусь с ежегодными посланиями к белорусскому народу и Парламенту, заслушивание отчетов Правительства.

Деятельность Национального собрания основывается на принципах:

· демократичности;

· гласности;

· разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

· верховенства права и законности;

· приоритета общепризнанных принципов международного права;

· равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов;

· свободного обсуждения и принятия решений;

· участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни.

Срок полномочий Парламента — четыре года. Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Обе палаты Национального собрания Республики Беларусь собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: