Публицистический стиль. Устное выступление
Название этого стиля — однокоренное слово к словам «публицистика», «публика», то есть стиль этот обращен прежде всего к людям, обществу.
Цель публицистического высказывания — воздействие на массовое сознание с помощью значимой для общества информации. Информационная функция таких текстов сочетается с функцией убеждения, следовательно, чертами стиля являются логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Публицистический стиль, как и другие, характеризуется своей системой жанров. Жанр — это определённый способ организации речи, особая речевая форма, в которой самую важную роль играет образ автора.
Образ автора в публицистике — это «авторское я» журналиста, характер его отношения к действительности (например, описание, оценка). В разных жанрах образ автора различен. Так, в передовой статье журналист выступает как представитель общества, коллектива, организации и т. п. Создаётся своеобразный коллективный образ автора. Более конкретен этот образ в очерке (событие не только воспроизводится, но и служит поводом для размышлений, обобщений, постановки проблем; это очень «личный» жанр с большой психологической нагрузкой; в очерке портреты людей и описания не выдуманы; очерк оголяет мораль, бросает вывод читателю); весьма специфичен в фельетоне, отличаясь сатирическим отражением событий и анализом фактов. Очень слабо «авторское я» журналиста проявляется в заметке, потому что заметка концентрируется на сообщении. Главное — точно выразить суть информации, кратко и лаконично сообщить о факте без выводов и комментариев. Репортаж наглядно представляет событие глазами наблюдавшего, наблюдающего или участвующего человека, поэтому здесь необходима оценка происходящего, выражение собственного отношения к событиям, людям. Важнейшее свойство репортажа — эффект присутствия.
|
Основные стилевые черты:
- сочетание экспрессии и штампов;
- информация адресована широким массам;
- быстрота в передаче информации;
- убеждение путём эмоционального воздействия, выражение в открытой форме своего отношения к сообщаемому;
- доступность.
Публицистический стиль одновременно консервативен и изменчив. Функция сообщения обусловливает использование нейтральной лексики (политической, экономической). В принципе весь лексикон литературного языка в распоряжении публицистики. Главное — общедоступность. Функция воздействия — важнейшая. Недаром журналистику называют четвёртой властью наряду с законодательной, судебной и исполнительной. Даже был такой анекдот: экономический кризис не был бы мировым, если бы об этом не сообщили СМИ. Для цели воздействия берётся не только готовый языковой материал, но и трансформированные слова из разных сфер деятельности. К примеру, используется специальная лексика в переносном значении: инкубатор преступности, тур переговоров (спорт), драма народа (литературоведение). Но ярче всего функция воздействия проявляется в синтаксисе: это выразительные разговорные конструкции, крылатые выражения и афоризмы, вопросительные и восклицательные предложения, повторы, параллелизм предложений, анафора и эпифора, антитеза и другие тропы и фигуры речи. Редко встречаются причастные и деепричастные обороты: они заменяются придаточными предложениями. Предложения обычно сжаты, лаконичны, ёмки.
|
215. 1) Выразительно прочитайте текст. Опираясь на его содержание,
объясните, какую мысль стремится донести до читателя Владимир
Алексеевич Солоухин. К чему призывает нас писатель? УСТНО!
Родина
Родина складывается из конкретных и зримых вещей:
изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектур-
ных красот. Родина — это не очертание на карте, лежащее в
железных обручах меридианов, как выразился один поэт, но,
может быть, скорее, это берёза под окном, по выражению то-
го же поэта.
Контуры на карте и даже саму географическую карту
любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, тихое
озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставни-
ков… Да, из любви к конкретным вещам складывается лю-
бовь к родине, если же эта любовь озарена и оплодотворена
любовью к преданьям, к легендам, к истории, то это и будет
культура.
Коровник, паровоз, подъёмный кран, дорожный каток,
безусловно, полезны, но любить их нельзя. А Покров на Нер-
ли любить можно, а Василия Блаженного, Московский
Кремль, песни, стихи Пушкина, романы Толстого любить
можно. Будем же собирать по крохам, по камешку всё, что
можно любить и что в целом будет составлять нашу любовь к
России.
2) Докажите, что текст относится к публицистическому стилю. Устно.
216. 1) Прочитайте запись устного выступления, подготовленного на
тему «Я приглашаю вас на праздник!». Захотелось ли вам после его
прочтения ощутить себя причастным к этому празднику и откликнуть-
|
ся на приглашение? Объясните почему. УСТНО!
Нужны ли нам праздники? Я думаю, нет ни одного чело-
века, который ответил бы «нет». Согласитесь, праздники лю-
бят все!
Есть праздники, существовавшие испокон веков, а есть
появившиеся совсем недавно. Я хочу пригласить вас на
празднование Дня народного единства, который мы отмеча-
ем с 2005 года 4 ноября в память об освобождении нашего го-
сударства от польских интервентов в 1612 году. Этот день на-
поминает нам о том, что могущество страны — в единстве её
народа. В 1612 году все люди, независимо от вероисповеда-
ния и национальности, смогли объединиться и отстоять сво-
боду своего Отечества.
Я приглашаю всех в День народного единства к памятни-
ку Минину и Пожарскому — копии монумента, возвышаю-
щегося на Красной площади. Памятник был открыт у нас в
Нижнем Новгороде 4 ноября 2005 года на том месте, с кото-
рого земский староста Кузьма Минин обратился к согражда-
нам с пламенным призывом собрать средства на ополчение
для освобождения Родины.
(Светлана К.)
218. 1) Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Свой ответ
обоснуйте.
Жаркие. Зимние. Твои
Помимо общепринятого девиза Олимпийских игр «Бы-
стрее, выше, сильнее!», каждая из стран, принимающих
Олимпиаду, стремится придумать собственный слоган.
В 2014 году зимние Олимпийские игры проводились в
России, в городе Сочи. У Олимпиады в Сочи был свой слоган:
«Жаркие. Зимние. Твои».
Слово «Жаркие» в слогане означает борьбу спортсменов
и накал страстей болельщиков, а также указывает на место
проведения зимней Олимпиады — южный город-курорт
Сочи.
Слово «Зимние» символизирует время проведения Олим-
пиады и традиционное восприятие России с её снежными зи-
мами в мире.
Слово «Твои» подчёркивает масштабность олимпийского
проекта и возможность для каждого сопереживать спортсме-
нам и радоваться их победам и достижениям.
Слоган зимней Олимпиады-2014 в Сочи раскрывает ши-
роту национального характера россиян, он адресован каждо-
му человеку, близок и понятен ему.
Зимняя Олимпиада-2014 проходила в России, и этим
нельзя не гордиться!
(А. Ильинский)
2) Устно перескажите содержание текста
Домашнее задание
221. Орфографический и пунктуационный практикум. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте орфограммы.
Наше Отеч..ство
Наше Отеч..ство наша Родина — матушка Россия.
Отеч..ством мы з..вём Россию потому, что в ней жили
испокон веку и живут отцы и деды наши.
Родиной мы з..вём её потому, что в ней мы р..дились.
В ней говорят р..дным нам языком и всё в ней для нас
р..дное; а матерью — потому, что она вск..рмила нас св..им
хлебом всп..ила своими водами выучила св..ему языку, как
мать, защ..щает и бер..жёт нас от всяких врагов.
(К. Ушинский)
Примечание