Есть несколько причин существования монополий.




Первая: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь — экономия от масштаба, — чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В России таковыми являются предприятия нефтяной и газовой промышленности, энергетические предприятия, предприятия машиностроения, авиа-, железнодорожный транспорт и некоторые другие.

Естественные монополии существуют в отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков. Такими в России являются "Газпром", "Рос нефть", РАО "ЕЭС России", "Рос вооружение", "Аэрофлот", "МПС" и некоторые другие. От их работы зависит экономическое положение России. Государство пытается установить контроль над этими крупнейшими монополиями, чтобы как-то контролировать и влиять на поставки и цены. Часть акций крупнейших монополий находится в руках государства, представители государства введены в правление этих компаний. Все это делается для того, чтобы избежать монополистского влияния на жизнь страны, на ее экономическое положение. Чтобы избежать необоснованного повышения цен на нефть и газ, на товары и услуги, на транспортные грузовые и пассажирские перевозки, т.к. повышение цен на продукцию монополий неизбежно влечет за собой повышение цен на все другие виды товаров и услуг.

Как же в этом вопросе обстоят дела в развитых капиталистических странах, в которых рыночная экономика уже устоялась, и имеет давние традиции. В США, например, образованы комиссии для регулирования цен и установления стандартов на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования подвергаются такому регулированию. Принято несколько законов по антимонопольной и антитрестовской политике, начиная с закона Шермана 1890 года с усиления конкуренции, для защиты эффективного бизнеса. У нас же все эти процессы находятся еще в стадии становления и развития.

Монополизация экономики — это процесс захвата фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции, установление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение.

Низшими формами монополизации экономики являлись временные соглашения о ценах — их участники обязывались в течение известного периода продавать свои товары по единым ценам (такие соглашения именовались конвенциями, пулами, рингами).

Такие соглашения могут возникать и сегодня. Но основными формами монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тресты и концерны.

Антимонопольная политика. Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас — от ракет до хлеба, света и тепла в домах — зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их, как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

· обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

· определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

· стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

· создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:

· Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.

· Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

· Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) — запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

Нашу экономическую политику все время кидает из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором — несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.

Перспективы развитий монополий. В России будет создаваться государственная нефтяная компания — национальная нефтяная компания — ННТ. Такие компании есть в Бразилии, Мексике, Индонезии. Компания будет заниматься реализацией совместных проектов, как на своей, так и на чужой территории, привлечением инвестиций, сбором налогов в бюджет и т.д.

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне — коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

В России нет хороших моделей крупных корпораций, нет и механизмов их формирования. Имеющиеся разработки являются слабо измененными прототипами из прошлого. Они неспособны, выжить в условиях резкого изменения экономического климата. В российском законодательстве закреплено отрицательное отношение к объединению предприятий и противодействие консолидации корпорации. Это ослабляет конкурентоспособность компаний и вытесняет в среду теневой экономики. Нет серьезной научной базы, нет теории крупных корпораций. Имеющиеся же крупные компании сложились в большей степени стихийно в ходе наступления капитала на социальную собственность.

России нужны собственные модели современных корпораций — стратегических объединений предприятий как эффективных структур управления. Они нужны в качестве ориентиров промышленной политики, как основа практической работы, они нужны для серьезной реструктуризации промышленности. В России работают разного рода корпорации:

· крупные акционерные компании, созданные с участием стратегически важных предприятий и крупных банков, находящихся под имущественным государственным контролем (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром»), а также вертикально интегрированных нефтяных компаний, акции которых переданы в уставные капиталы центральных компаний (например, компания «ЛУКойл», устойчиво работающая как на внутреннем так и на мировом рынке).

· ФПГ, образованные в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. На 1998 год в государственном реестре было зарегистрировано 76 таких групп. Некоторые из них успешно работают и на сегодняшний день.

· промышленные и торгово-промышленные компании, созданные по законодательству об акционерных обществах. Среди них есть крупные конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках. Они сотрудничают с ведущими российскими банками.

· банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления.

Вывод российской экономики из кризиса, создание условий для ее подъема и развития в большей степени зависит от формирования и успешной работы крупных компаний. Проводимые сначала 90-х годов реформы направили хозяйственную систему по пути, ведущему к мелкотоварному производству. Произошел развал крупных производственных и научно-производственных комплексов. Образовались слабые хозяйственные субъекты, формировалась «мнимая» конкурентная среда как следствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка. Это повлекло колоссальные потери. Например, на базе «Аэрофлота» было создано более 400 самостоятельных авиакомпаний. Из них только 20 жизнеспособны, остальные, имея на балансе 1-3 самолета, лишены возможности нормальной работы. Объем перевозок снизился в несколько раз, количество действующих аэропортов сократилось в 2 раза. Намечается реформирование системы управления железнодорожным транспортом. Если это пойдет по примеру «растаскивания» «Аэрофлота», то экономика страны потеряет очень много, нельзя разрушать уже существующую структуру крупных монополий. Их трудности заключаются не в плохой работе, а в неплатежеспособности потребителей продукции.

Представление о естественной монополии как отрасли, в которой издержки ниже, если производство осуществляется одной фирмой, а не несколькими, совершенно ясно. Неясно, о каком понимании отрасли идет речь, о чистой или хозяйственной, каких издержках, о производстве, каковы границы фирмы и т.д. Формулировки закона 1995 года регламентирующего деятельность отраслей естественных монополий в России, не вносят ясности в этот вопрос. Одним из условий отнесения отрасли к сфере естественных монополий в Законе принято снижение средних издержек по мере роста объема выпуска продукции. Но это свойство сохраняется не всегда, а для много продуктовых отраслей — просто неверно. Согласно Закону, к деятельности субъектов естественные монополии относятся транспортировка нефти и газа, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки и т.д. таким образом, ни «Газпром», ни РАО «ЕЭС России», ни МПС как хозяйственной отрасли не относятся к числу естественных монополии, хотя с их деятельностью и связывают все проблемы естественных монополий. О них говорят просто как о монополиях, при этом происходит соединение понятия монополии и естественных монополии. Опасность состоит в том, что это приводит к предложениям о способах разбиения этих отраслей на части с целью ослабить власть монополий, создать конкурентную среду. Но если это произойдет, то неизбежны негативные социально-экономические последствия. Если раздробить единую сеть железных дорог России, отдав управление ими частным лицам, то возможное закрытие железных дорог, например, по чисто экономическим соображениям, может нарушить связность сети. Тогда, при отсутствии других видов сообщения, окажутся разобщенными целые регионы страны, утрачена целостность экономического пространства. Другие негативные последствия могут появиться, если попытаться создать конкурентную среду, образуя параллельные железные дороги. Будет происходить дублирование целого ряда управленческих и хозяйственных подразделений, возрастут издержки из-за увеличения затрат. Вырастут и цены на транспорт.

Разбиение этих отраслей может иметь для России разрушительные последствия, неоправданный рост цен на тарифы и услуги. Принятие правительством РФ концепции реформирования этих отраслей содержат программы мероприятий, в которых одновременно ограничивается монопольная власть и укрепляется власть этих отраслевых структур. Можно привести и другие примеры противоречий. Для правильного их разрешения нужна хорошая теоретическая основа. Устойчивая естественных монополия оказывается неуязвимой при входе на ее рынок других фирм, оптимальная структура отрасли продолжает существовать. Такие тарифы называются устойчивыми ценами. Для обеспечения устойчивости естественных монополий могут использоваться меры прямого государственного регулирования по созданию жестких барьеров входа на данный рынок. Кроме мер государственного вмешательства могут создаваться иные условия для развития и поддержки естественных монополий. В отношении естественных монополий должен учитываться весь набор геостратегических, экономических, управленческих и других факторов. Узко экономический подход бесперспективен и даже вреден. Расчленение таких гигантов как РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС и других, не только не оживит конкуренцию, но и создаст условия для образования многочисленных посреднических структур, что приведет к росту цен и разрастанию криминализации бизнеса. Возможны и другие негативные тенденции; после передачи ценообразования в руки частных хозяев, руководителей государственных предприятий, а также отраслевых министерств и ведомств цены пошли вверх быстрее, чем в немонополизированных отраслях.

Так, в промышленности наибольший рост цен в 10386 раз в 1996 году по сравнению с 1991 годом — в электроэнергетике (РАО «ЕЭС России»), транспорте (МПС) — в 8961 раз, в то время как на раздробленном, на множество фирм воздушном транспорте — в 5982 раза, в сфере морских перевозок при наличии многочисленных зарубежных фирм — в 5885 раз. В немонополизированном сельском хозяйстве цены выросли в 1055 раз, т.е. медленнее, чем в монополиях.

Взвинчивание цен монополиями послужило решающим фактором увеличения издержек производства в других отраслях, включая не монополизируемые. Повлияли и другие факторы; снижение производительности труда на 2/3 ее прежней величины в промышленности, увеличение номинальной заработной платы (в 1996 году она была в 2167 раз выше, чем в 1991 году.) Закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» был принят 26 апреля 1990 года.

Для укрепления в России мощного корпоративного звена нужно сделать еще очень много совместными усилиями законодательных и исполнительных органов власти. В связи с этим возрастает роль государства, которое должно контролировать эти процессы.

Рассматриваются как недопустимые и квалифицируются в соответствии с антимонопольным законодательством действия, которые:

· приводят либо могут привести к ограничению конкуренции;

· приводят либо могут привести к ущемлению законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей;

· являются проявлением недобросовестной конкуренции.

К таким действиям относятся:

1. злоупотребления доминирующим положением, в частности:

· навязывание (поддержание) покупных или продажных цен или других несправедливых условий сделки для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

· ограничение производства или сбыта в целях необоснованного повышения цен, создания или поддержания дефицита на соответствующем рынке в ущерб потребителям;

· применение к хозяйствующим партнерам неодинакового подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции;

· создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам.

2. антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами и другие виды согласованных действий, которые могут ограничивать свободу конкуренции на товарных рынках или соответствующей их части посредством:

· раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту или кругу потребителей;

· ограничения доступа на соответствующий товарный рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;

· установления покупных или продажных цен или других условий сделки;

· контроля над производством, сбытом, техническим развитием, инвестиционными процессами;

· навязывания хозяйственным партнерам дополнительных условий сделки и ущемляющих их интересы;

· использования неодинакового подхода к хозяйствующим партнерам при равных условиях, что создает неблагоприятные условия для конкуренции на соответствующем товарном рынке;

3. недобросовестная конкуренция, в частности:

· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

· самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирования формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Ниже приведем основные определения используемые в юридической практике, в частности при применении антимонопольного законодательства.

Хозяйствующие субъекты — юридические лица всех форм собственности, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров и услуг, а также физические лица, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Товарный рынок — сфера обращения товаров (продукции, работ, услуг), не имеющих заменителей либо взаимозаменяемых товаров в пределах территорий государств — участников настоящего Договора (далее — государства — участники) или их части.

Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, дающее ему возможность самостоятельно или совместно с другими хозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и/или конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию.

Монополистическая деятельность — противоречащие национальному антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и/или ущемляющие законные интересы потребителей.

Антимонопольное законодательство — действующие на территории государства нормативные правовые акты, содержащие положения по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Указанные нормативно-правовые акты могут действовать и на территории двух и более государств при заключении ими соответствующих соглашений.

Антимонопольный орган — орган государства, осуществляющий контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. В России таким органом является Министерство по антимонопольной политике Российской Федерации.

 

1 Ленский Е.В. Корпоративный бизнес / Под ред. О.Н. Сосковца. — Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 2001. — 480 с. (Серия «Мировая экономика») с.138.

Общие сведения

Изучив тему, студент должен:

Знать:

1. Предпосылки развития и характерные черты монополии.

2. Основные виды монополий и формы монополистических объединений.

3. Основы государственной антимонопольной политики.

Уметь:

1. Выявлять и анализировать факторы влияния монополий на экомиику.

2. Применять основные термины, используемые в антимонопольном законодательстве.

 

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 лекционных часа, 1 час практических занятий, 1 час самостоятельной работы. Предусмотрена самостоятельная работа студентов в формах:

1. Подготовка к лекциям.

2. Подготовка к семинарским занятиям.

3. Работа с Практикумом по курсу «Теория корпоративного управления» (Тема 4. П.п. 4.1 и 4.2).

4. Подготовка докладов и рефератов.

5. Изучение основной и дополнительной литературы.

План практических занятий

1. Монополии и монополистические проявления в деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Государственное регулирование корпоративной деятельности. Государственная антимонопольная политика.

Доклады и рефераты по теме:

1. История возникновения и развития монополий в мировой экономике.

2. Характерные черты монополии

3. Барьеры, защищающие монопольный рынок

4. Источники монополии

5. Предельный доход монополиста. Монопольная цена

6. Обобщение базовой модели монополии.

7. Общая характеристика форм и видов монополий

8. Возникновение и развитие монополий в России

9. Антимонопольная политика в России

10. Антимонопольное законодательство зарубежных стран

Контрольные вопросы:

1. Назовите признаки, определяющие доминирующее положение корпорации.

2. В какой период исторического развития корпораций в мире начали проявляться основные монополистические тенденции?

3. Раскройте понятие международной монополии.

4. Каковы основные направления государственной антимонопольной политики?

5. В чем суть совершенной и несовершенной конкуренции?

6. Каковы характерные черты монополии?

7. Охарактеризуйте существующие виды монополий.

8. Охарактеризуйте основные формы монополистических объединений.

9. Охарактеризуйте способы образования монополий.

10. Каковы тенденции развития монополистических проявлений корпораций в современных условиях?

 

Основная литература:

1. Орехов С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного управления. Курс лекций. – М.: МЭСИ, 2002.

2. Орехов С.А., Селезнев В.А. Методические материалы к курсу «Теория корпоративного управления». – М.: МЭСИ, 2001.

3. Селезнев В.А. Практикум по курсу «Теория корпоративного управления». – М.: МЭСИ, 2002.

Дополнительная литература:

1. Закон Российской Федерации от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

2. Приказ МАП РФ от 13.08.1999 №276 «Об утверждении положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

3. Бандурин А.В. Деятельность корпораций. – М.: Буквица, 1999. – 600 с.

4. Федоров В.Н., Загоруйко И.А. Управление современной корпорацией. – Краснодар, 1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: