Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.




Педагогическое общение в инновационном образовании

Общение — важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности. Во многих видах деятельности общение — это не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную смысловую нагрузку.

Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностям и культурой общения.

Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.

Две главные фигуры в школе — учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. В наше сложное время в значительной мере изменилась и усложнилась роль педагога. Он теперь является не только источником информации, но человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.

Сегодня парадигма сотрудничества «учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек ». Это значит, что меняется и весь социально-психологический аспект их взаимодействия. В том числе возрастает роль общения, ведь самые интересные и развивающие дидактические материалы, самые прогрессивные методы обучения и воспитания «заработают » только тогда, когда будут использоваться в рамках соответствующего педагогического общения.

Выделяют два вида общения:

Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность.

В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно ориентировано.

Неумение или нежелание правильно общаться с учащимися может являтся причиной педагогических неудач — плохой дисциплины на уроках, отсутствия интереса к предмету, грубости учащихся, даже наших собственных неврозов.

В педагогическом процессе взаимоотношения «человек-человек». первичны, и тем не менее это обстоятельство не всегда осознается даже опытными учителями. Начинающие же учителя очень часто испытывают трудности в общении с учащимися. И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций — он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Самый плодотворный и высокопрофессиональный стильобщение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Граница между педагогом и детьми должна быть обязательно, но возводиться она должна на основе уважения к знаниям, опыту, культуре педагога. В современной школе такой стиль присутствует в той или иной мере и у опытных педагогов.

Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он является предварительной ступенью к стилю педагогического сотрудничества учителя и ученика. Но следует помнить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися. Как, впрочем, и сами учащиеся проявляют такое панибратство, которое затем превращается в неуважительное отношение к учителю.

Многие педагоги выбирают стиль «общение-дистанция ». Здесь в качестве ограничителя панибратства выступает некоторое «расстояние », которое учитель создает между собой и учащимися. При таком стиле тоже стоит соблюдать меру. Дистанцироваться необходимо, но это может повлечь за собой невольный переход к авторитарному стилю, который в конечном счете отрицательно сказывается на формировании личности учащихся.

«Общение-дистанция» в известной степени является переходным этапом к такому негативному стилю, как «общение-устрашение ». Его довольно часто используют не только начинающие, но и опытные учителя, так как этот стиль дает нам желаемое — беспрекословное подчинение учащихся и кажущийся авторитет педагога. Однако такое общение не подразумевает взаимопонимания между учителем и учеником и может вызвать даже тихую ненависть к педагогу.

Отрицательную роль в работе с учащимися играет также «общение-заигрывание », которое вызвано стремлением завоевать быстрый авторитет у детей, понравиться им. Однако практика показывает, что это ложный авторитет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: