Физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин им. В.У. Агеевца
Ф И Л О С О Ф И Я
Учебное пособие
49.03.01
Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Менеджмент
Реклама и связи с общественностью
Международные отношения
Сервис
Сестринское дело
Туризм
Экономика
Журналистика
Форма обучения
очная
Автор-разработчик: Оганян К.М.
Санкт-Петербург
Предисловие................................................................................ 4 Введение...................................................................................... 5 1. Место и роль философии в культуре................................. 6 1.1. Предмет философии.......................................................... 6 1.2. Структура философского знания.................................. 13 2. Исторические типы философии...................................... 24 2.1. Индийская философия................................................... 24 2.2. Китайская философия.................................................... 31 2.3. Античная философия..................................................... 39 2.4. Философия западно-европейского Средневековья.... 61 2.5. Философия Возрождения.............................................. 69 2.6. Философия Нового времени......................................... 75 2.7. Современная философия............................................... 89 2.8. Русская философия………………………………….. 105 Заключение............................................................................... 118 Терминологический словарь.................................................. 119 Библиографический список........................................................................................ 128 |
ПРЕДИСЛОВИЕ |
Цель пособия - создать у студентов целостное представление о роли философии в культуре разных исторических эпох, о наиболее существенных закономерностях развития философской мысли. Каждый тематический раздел завершается списком контрольных вопросов, которые обращают внимание на наиболее важные моменты его содержания, что помогает подготовиться к семинару, тестированию, экзамену. В учебном пособии имеется терминологический словарь, раскрывающий смысл и содержание ключевых понятий, необходимых для успешного освоения предмета и совершенствования речевой культуры. Дополнительную информацию к содержанию пособия можно найти в предложенном списке литературы. |
Изучение философии является важной составляющей гуманитарной подготовки будущих специалистов. Оно способствует формированию мировоззрения, личностной культуры и жизненной позиции молодого человека и дает те навыки свободного критического мышления, которые востребованы в любой профессиональной деятельности. За многие века своей истории философия накопила огромный объем знаний, и ни один учебник не способен охватить его в полной мере. Мы рассматриваем историю философии в широком контексте основных исторических типов культуры с тем, чтобы увидеть неповторимое своеобразие каждого этапа, оценить уникальный вклад мыслителей прошлого в мировое наследие, понять, насколько разнообразна философская мысль. Представляется важным рассмотреть взаимосвязи философского процесса с динамикой общественной жизни, религией, наукой, искусством. Важно освоить ключевые философские категории, выделить основные концепции, школы и направления, характерные для мировоззрения той или иной эпохи. Понимание существенного открывает возможность более глубокого и детального изучения философии. |
1. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ |
Этот раздел учебного пособия дает общее представление о своеобразии философских проблем, о функциях, которые выполняет философия в культуре, а также об основных разделах философского знания. 1.1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Слово «философия» происходит из греческого языка и означает любовь к мудрости (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость). Согласно преданию первым, кто употребил это слово, был Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку подлинная мудрость, в его понимании, - только у Бога, человеку же дано любить мудрость, т. е. стремиться к обладанию истиной, никогда не достигая желаемого в полной мере. Таким образом, мыслители, раздумывающие над предельными проблемами бытия и человека (а именно таковы философские проблемы), стали называться философами. Независимо от достоверности данной легенды, термины «философ», «философия», утвердившиеся с античных времен, используются во всех европейских языках, а также в арабском. Философия как мировоззрение. Великий Кант считал, что философия призвана ответить на вопросы: что есть человек? что он может знать? что должен делать, на что смеет надеяться? Эта сфера духовной культуры возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире. Философия, в первую очередь, является мировоззрением, т. е. совокупностью представлений о том, как устроен мир и каковы возможности человека в этом мире. Эти общие взгляды представляют собой не просто знания о действительности, но и ее оценку с позиций справедливости, добра, красоты. Это такие знания, которые стали убеждениями. Мировоззрение определяет цель и смысл жизни личности, оно реализуется в поступках. Осознание человеком своего места в мире, меры своих возможностей позволяет ориентироваться в сложных проблемных ситуациях, оценивать происходящее, принимать решения и нести за них ответственность. Бытующее в обыденном сознании представление, будто у каждого есть свой взгляд на мир, своя точка зрения, вряд ли можно счи |
тать обоснованным. Создать оригинальное мировоззрение, которое бы убедительно и аргументированно трактовало основные проблемы человеческого существования, так же сложно, как и сотворить особенное художественное произведение или разработать научную теорию. Выдающийся философ - столь же редкое для культуры явление, сколь талантливый поэт, художник, ученый. Еще сложнее сделать собственное философское мировоззрение достоянием современников или потомков, превратить его в часть общественного сознания. Такое удавалось лишь немногим из философов, большая их часть вела уединенный образ жизни, адресуя свои рассуждения узкому кругу единомышленников, собратьев по цеху, и оставалась на вершинах элитарной культуры. Люди той ли иной эпохи мыслят и оценивают мир в рамках определенной парадигмы, доминирующей системы ценностей. Философия участвует в создании такой системы ценностей наряду с религией, искусством, правом, наукой. При этом именно философия выражает дух культуры, мировоззрение эпохи наиболее ясно и отчетливо. Мировоззрение может быть и нефилософским. Задолго до возникновения философии, а затем и одновременно с нею социально значимое мировоззрение было представлено религией. В чем же состоит особенность философии? Она является формой теоретического знания о мире, оформленного как система абстрактных понятий, принципов, законов. Причем, это исторически первая, самая древняя форма теоретического знания, предшествовавшая науке. Первые успехи философии были основаны на великом открытии древними мудрецами силы разума, рационального мышления. Они поняли, что можно устанавливать и доказывать истину на основе логических выводов, без обращения к опыту. Искусство добывать истинное знание рациональным методом древние греки называли теоретическим. На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменялось. Но она никогда полностью не теряла из вида задачи, поставленные еще античными мыслителями. С древности предметом философских размышлений являются самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней. Каждое поколение, каждый выдающийся мыслитель вносит свой вклад в понимание предмета философии. Определение предмета - самостоятельная философская проблема. |
Платон считал предметом философии «познание сущего, вечного и непреходящего», Аристотель - «исследование причин и принципов всех вещей», Гегель - «мыслящее рассмотрение предметов», Бердяев - «раскрытие разумом вселенской истины», Шлик - «деятельность, посредством которой утверждается или объясняется смысл высказываний». Философия, по меткому замечанию Г. Гегеля, - это «эпоха, схваченная в мысли». Чтобы понять ту или иную историческую эпоху, ее идеалы, сомнения и надежды, нужно обратиться к ее философии. В процессе исторического развития менялся круг вопросов, занимавших мыслящих людей. Это могли быть вопросы происхождения мира, социального устройства, свободы личности и другие, в результате чего видоизменялись предмет философии и его понимание. Таким образом, предмет философского знания не локализован в пределах той или иной области, как в точных науках. «Размытость» его границ и невозможность его окончательного определения составляет специфическую особенность философии. Однако в основе философского знания всегда лежит установка на выяснение связи между человеком и миром. Принципиальная особенность философского мышления - самокритичность и неудовлетворенность достигнутым. Это продукт свободной творческой деятельности человеческого разума. Философия - незавершенное знание, так как мир, общество, человек представляют собой открытые саморазвивающиеся системы. Философии свойственна рефлексия. Этот термин означает мышление человека о своем мышлении, осознание им своего сознания. Философская рефлексия представляет собой критический анализ форм, установок, стереотипов человеческого сознания и поведения с целью осмысления их предельных оснований. Мировоззрение человека, не знакомого с философией и не способного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и поверхностный характер. Оно, как правило, страдает отсутствием основательности и широты, неустойчивостью или догматичностью. Многовековая мудрость и опыт решения мировоззренческих вопросов, накопленные в философии, - хорошая школа для человека, желающего овладеть культурой мышления. Философы редко сами занимаются открытием новых фактов, касающихся природных или общественных процессов. Они не производят каких-либо специальных научных наблюдений и эксперимен |
тов. Единственное орудие философа - сила его собственной мысли, умозрение. История философии свидетельствует о неустанном поиске идеала, способного наполнить жизнь человека и народа смыслом. Это, прежде всего нравственный идеал. Философские размышления помогают человеку определить сущность таких высших жизненных ценностей, как счастье, добро, красота, любовь, справедливость. Для этого необходимы свои собственные усилия, а изучение философии дает знания, на которые следует опираться. Цель изучения философии в системе образования состоит в усвоении определенного объема философских знаний и формировании умения применять их. Это составляет то, что называют философской культурой личности. Еще с древности философия возводилась в ранг высшего знания. Ей отводилось главенствующее место среди прочих форм знания и многообразных форм культуры. Аристотель полагал, что есть науки более полезные, чем метафизика («первая философия»), но нет более благородной и прекрасной. Именно метафизика дает человеку знание «первых причин», т. е. фундаментальных основ мироздания. Ф. Бэкон, живший много веков спустя, также считал философию матерью остальных наук. Несмотря на существенное различие во взглядах этих мыслителей, оба утверждали, что философия проникает во все области культуры, являясь их общим основанием. Отношение к философии как к высшей мудрости было пересмотрено только в XIX в. мыслителями позитивистского направления. Однако их идея о превосходстве научного знания над философским не стала общепринятой, так как была оспорена представителями других направлений. В настоящее время сохраняется двойственное отношение к философии. Самостоятельная область духовной деятельности, отличающаяся от всех других ее областей, философия в ходе истории могла сближаться с религией, искусством, наукой, политической идеологией и даже принимать их облик. Границы, отделяющие философию от прочих форм культуры, являются достаточно тонкими, и все же ее нельзя подвести ни под понятие науки, ни под понятие искусства или религии. Философия и религия. Религия как и философия формирует мировоззрение, общие принципы, которыми люди руководствуются в своей жизни. Фундаментальные религиозные идеи по своему характеру сходны |
с философскими, но они не нуждаются в обосновании, так как являются предметом веры. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. С помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы и при этом постоянно подвергает критике свои собственные выводы. Религия авторитарна: религии цивилизованных народов имеют священные книги и кодифицированные толкования к ним, в которых закреплено ортодоксальное понимание смыслов. Философия же стремится к свободе от всяких авторитетов, автономный разум не подчиняется никакому давлению и все решения принимает сам. Однако в истории культуры мы найдем немало примеров гармонического содружества религии и философии. Так, в индуизме философское познание мирового абсолюта расценивается как богослужение, как жертвоприношение. «Истинное знание» в буддизме, т. е. философское углубление в смысл четырех благородных истин - первая ступень на пути спасения от страданий. Европейское Средневековье породило своеобразный тип христианской религиозной философии - теологию. Русская религиозная философия - одна из вершин мировой философской культуры. Существует, однако, множество философских учений, несовместимых с религией. Яркий пример конфронтации философии и католицизма - век Просвещения. Существуют философские системы, принципиально несовместимые с религиозной верой и практикой. Трудно представить материалиста или позитивиста, который одновременно был бы верующим человеком. Философия и наука. Философия возникла в синкретическом единстве с наукой и на всем протяжении всей своей истории сохраняла черты сходства с ней. Наука и философия - два типа теоретического знания, особенность которого состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Основные понятия философии и науки называются категориями. В каждой науке есть свои категории (например, в термодинамике - теплота, энергия и пр.). К философским категориям относятся как понятия, хорошо знакомые каждому (сознание, время, свобода и др.), так и понятия экзотические для обыденного сознания (монада, вещь в себе, экзистенция и др.). Высшей целью и ценностью для философии, как и для науки, является |
истина. В прочих видах человеческой деятельности истинное знание ценится как средство для достижения какой-то конкретной цели, а для философа и ученого истина добывается ради нее самой, она - самоценно, независимо от того, будет ли приносить практическую пользу впоследствии. Однако считать философию разновидностью науки неправомерно, учитывая их существенные отличия. Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Ее норма - объективность - стремление знать предмет таким, каков он есть на самом деле. Субъективное отношение ученого к исследуемому предмету неуместно. Теоретическое объяснение действительности в философии, даже в тех учениях (Спиноза, Гегель, Маркс и др.), которые стремятся к максимальной объективности, т. е. научности, дополнено ее оценкой с позиций идеала. Философ высказывает свое отношение к действительности, как правило, критическое, и думает о ее совершенствовании. Каким может и должен быть человек? Как привнести в общество гармонию? - это философские, но не научные вопросы. Научное знание основывает на прочной почве фактов. Здесь гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта, в то время как философские идеи нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-то совокупностью эмпирических фактов. Философия выходит за рамки опыта, размышляя о том, что в опыте не дано. Философия и искусство. Между философией и искусством есть также много общего. Главный предмет внимания - человек, человеческие страсти, драмы, ценности и идеалы. Вечные темы философии и искусства делают бессмертными великие произведения как художественной, так и философской культуры. Они всегда остаются современными и в каждую эпоху приобретают новый смысл и актуальность. Отличие же заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство - художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, а поэт художественными образами; в искусстве главное - эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем; философский же текст обращен к разуму читателя. Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Не случайно многие из философов были одновременно и прекрасными писателями (Цицерон, Вольтер, Руссо, Гете, Л. Толстой, А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.). Функции философии. Вопрос о функциях философии - это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется |
ими философское знания. Основными функциями философии являются мировоззренческая, социальная и методологическая. Мировоззренческая. Философии выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, как теория решения мировоззренческих вопросов. Мировоззрение образуется под влиянием самых различных обстоятельств - воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. Существуют разнообразные виды и варианты мировоззрений: мифологическое, религиозное, атеистическое, научное. Между философией и мировоззрением имеется тесная и непосредственная связь. Философские размышления - это средство разработки мировоззрения. В создаваемых философами учениях в конечном счете выражаются, обобщаются, систематизируются и обосновываются разнообразные варианты имеющихся у людей взглядов и убеждений. Благодаря этому они получают признание и распространение в обществе. Социальная. В философии формулируются проблемы, поставленные, в конечном счете, самой жизнью, и философские дискуссии представляют собой поиск таких их решений, которые отвечают потребностям различных социальных групп, народов, общества в целом на том или ином этапе истории. Выполняя социальную функцию, философия осмысливает проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. С одной стороны, философская критика проливает свет на неблагополучие и болезни социума, разрушая укоренившиеся порядки. С другой - она обсуждает возможные варианты его изменений, вырабатывая идеалы, стремление к которым призвано определить вектор перемен. Выполняя данную функцию, философская мысль создает социально-значимые культурные ценности, социальнополитические идеологии. Так, например, учение Конфуция в Китае стало основой национальной традиции, философия французских просветителей создала идеологию Великой французской революции. Методологическая. Методология - это знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой из них формируется и специфическая система методологических знаний. Но наряду со специфическими используются также и методы, которые имеют всеобщий характер. Философия занимается анализом и разработкой общей методологии познания и деятельности. |
Из философских представлений о мире и человеке вытекают методологические рекомендации, которые помогают ориентироваться в действительности, позволяют определить исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели. Это особенно важно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с принципиально новыми задачами, методы решения которых неизвестны. Велика роль философских идей в революционные периоды развития науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий. Философские идеи при этом выполняют эвристическую функцию, выступая в качестве методологических средств для определения и оценки перспектив дальнейшего развития новых теорий. Контрольные вопросы 1. Каково происхождение термина «философия»? 2. Что такое мировоззрение? В чем заключается специфика философского мировоззрения? 3. В чем сходство и различие философии и религии? 4. В чем сходство и различие философии и науки? 5. В чем сходство и различие философии искусства? 6. Каковы функции философии в культуре? 1.2. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ В ходе развития в философии складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем они превращаются в разделы философского знания - «философские науки» или «философские дисциплины». Так образовались главные разделы философского знания: - онтология (теория бытия), исследующая принципы мироустройства; - гносеология (теория познания), занятая изучением общих принципов, форм и методов познания; - антропология (учение о человеке), включающая в себя аксиологию (общую теорию ценностей), этику (теорию морали), эстетику (теорию прекрасного); - социальная философия (теория общества и его исторического развития). |
Состав философского знания, однако, этим не исчерпывается. Существуют и более узкие предметные области - философия науки, культуры, религии, философия права, искусства, философия техники или бизнеса. Подобного рода «частные философии» возникают, когда ощущается потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности, того или иного явления. Процесс образования отдельных философских дисциплин продолжается и в наши дни. Важное место в составе философского знания занимает история философской мысли. Нельзя изучать философию, не изучая ее истории. Можно даже сказать, что философия и история философии - это в некотором смысле одно и то же. История философии насчитывает около трех тысячелетий и охватывает великое множество идей, учений. Чтобы разобраться в этом многообразии учений, стоит сделать их самую общую классификацию, выявив пути решения наиболее важных проблем в основных разделах философии. Онтологию - учение о бытии - уже в древности считали важнейшей частью философии. Категория бытия возникла как предельно обобщенная характеристика того, что присуще всему миру. Сам термин «бытие» связан с понятиями «быть», «существовать», «пребывать». Общий признак множества вещей, процессов, явлений, которые фиксирует человек в своем восприятии действительности, сводится к тому, что все они существуют, наличествуют как некая данность. Факт существования всего единичного является эмпирическим обобщением, от которого мышление отталкивается в своем движении к познанию сущего. Категория бытия в самом широком смысле есть понятие о всеохватывающей реальности, предельно общее понятие о существовании, включающее в себя бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений. Уже древние философы осознавали существование двух рядов явлений в самой реальности: это вещи, процессы, предметы и представления человека о них, т. е. различали саму вещь и идею вещи. Разделение бытия на две сферы - материальное и идеальное - связано с осознанием различия между объективным бытием и бытием субъективным. Главный отличительный признак объективного бытия - его существование вне и независимо от сознания человека. Субъективное бытие означает существование внутри человека. Специфика |
каждого рода бытия была зафиксирована соответственно в понятиях - материя и сознание. При помощи этих понятий фиксируют различие в самом бытии. Бытие же как предельно общее понятие охватывает и материальное, и духовное, ибо для человека существуют и внешние тела, и его мысли. Противоположностью категории «бытие» является категория «небытие». Существенной характеристикой всего конечного является его преходящий характер: все конкретные материальные и духовные образования имеют начало и конец. За пределами границ своего бытия, как до возникновения, так и после исчезновения они не обладают качественной формой, т. е. определенностью. Единичные вещи возникают, существуют некоторое время, исчезают, а мир остается. Это свидетельствует о том, что понятие «небытия» носит относительный характер: относительно какой-либо качественной формы бытия, из которой конкретное образование произошло или в которое оно превратилось после своего уничтожения. Конечные образования переходят в другую качественную определенность. В переходе материальных и духовных образований из одной качественной формы в другую заключается диалектика бытия, становление. Осознав бытие как предельно общую абстракцию, которая объединяет по признаку существования самые различные явления, можно выделить важнейшие проявления (сферы) бытия. - бытие природы - природные неорганические и органические формы; - бытие человека как уникального существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного; - бытие общества как мир духовно-практической деятельности людей и их отношений; - бытие духа как особого рода реальности - норм, ценностей, идеалов и т. п., составляющих духовную культуру общества. Все формы бытия развиваются и функционируют по своим законам и являются объектами исследования для различных наук. Вместе с тем многообразные формы бытия взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру. Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия складывается единый и противоречивый, но целостный мир. Разделив бытие на две сферы - материальную и духовную, осознав различие форм существования мира, человек ставит вопрос об их |
единстве. Стремление теоретической философии к целостному познанию мира, в котором все формы бытия взаимосвязаны и представляют собой единую предельную по общности структуру, составляет специфику собственно философского мышления. Отметив уже на начальных этапах своей истории фундаментальное различие двух типов реальности: материальной и идеальной, философская мысль поставила вопрос об их отношении. Как соотносятся друг с другом дух и природа, сознание и материя, субъект и объект, что из них является основным и что производным, что первичной, а что вторичной реальностью? Этот вопрос часто называется основным вопросом философии, потому что с него начинается формирование мировоззрения, от него зависит решение других философских проблем. Характер его решения позволяет разделить философов на идеалистов и материалистов. Материализм полагает началом материю, которая существует вне и не зависимо от сознания, вообще от любого духовного начала, первична по отношению к нему. Идеализм, напротив, исходит из принципа первичности духовного начала, полагая, что материя производна и зависима от духа. Эти философские позиции в истории обретали различные формы в зависимости от того, каким образом понимались сами материя и дух. Так, в Европе в XVII-XVIII вв. успехи теоретической механики стимулировали расцвет механистического материализма. Истолкованная в рамках этой философии Вселенная напоминала что-то вроде часового механизма или заводной игрушки. Различают субъективный и объективный идеализм. Согласно первому философскому воззрению, внешний мир существует благодаря сознанию человека, восприятию субъекта, ибо без такого восприятия о нем ничего не может быть известно. Согласно второму, все сущее в мире производно от высшего духовного начала (мирового разума, мировой воли, Бога Творца и Промыслителя, Брахмана-Атмана и т. п.), которое объективно, а не рождено человеческим сознанием. И материализм, и идеализм - монистические (от лат. mono - один) философские учения, поскольку постулируют одно первоначало бытия. Помимо монистической, существуют дуалистические концепции. Примером дуализма может служить учение Р. Декарта, который считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга субстанциями, а в человеке материальные и психические процессы идут параллельно, независимо друг от друга. В онтологии существует так |
же плюрализм, постулирующий множество первоначал. Ограничимся примером из античности: Анаксагор учил о многочисленных «гомеоме- риях» - «семенах», из которых силой Любви созидаются тела. Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis - знание и logos - учение, и означает «понятие о знании», «учение о знании». Разработка гносеологических проблем начинается в Древней Индии, Китае, Греции, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (1854). Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или профессиональная, научная или художественная. В этом отношении следует отличать теорию познания от эпистемологии (теории научного познания), предмет которой значительно уже. «Познаваем ли мир?» - этот вопрос возник перед любителями мудрости, когда философия делала свои первые шаги. Большинство философов, да и обычных людей, отвечают на этот вопрос утвердительно. Их можно назвать гносеологическими оптимистами, или гносеологическими реалистами (общеупотребительного термина для названия этого воззрения не существует). Однако есть философы, которые в той или иной форме оспаривают возможность достоверного познания мира, говорят о принципиальной ограниченности познавательных способностей человека. Эта философская позиция получила название агностицизма. Агностицизм - это убеждение, установка, а у ряда мыслителей - развернутое и обоснованное учение о невозможности достоверного познания глубинной сущности явлений, фундаментальных закономерностей действительности. Наличие агностицизма в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен, что оно заслуживает специального продумывания. Через всю гносеологию в явном или неявном виде проходит конфронтация агностицизма и гносеологического реализма; противоборство этих позиций присутствует и в современной теории познания. Традиционной для гносеологии задачей является исследование методов познания. Эмпиризм, полагающий опыт наиболее надежным источником достоверных знаний, и рационализм, полагающий таким источником логические процедуры, проходят рука об руку через всю историю философии, не прекращая полемики о способах приближения человеческого ума к истине. Особую актуальность эта полемика |
приобрела в европейской философии Нового времени в связи с развитием экспериментально-математического естествознания. Эмпиризм ориентировал науку опираться на опыт, постигать законы природы на основе обобщения опытных данных. Рационализм предлагал исходить из интуитивно-ясных истин разума и путем дедуктивных рассуждений выводить из них достоверные знания. Заслуживает внимание концепция иррационализма, согласно которой ни опыт, ни разум не способны сформировать знание о принципах, лежащих в основе мировоззрения. Эти изначальные постулаты (скажем, о вечности или конечности мира, бессмертии и смертности души) «схватываются» мыслителем интуитивно, они укоренены в области веры и убеждения. Антропологию, безусловно, можно считать главной философской дисциплиной. Вся философская проблематика вращается вокруг смысла бытия человека в этом мире. Философия стремится выяснить, что такое человек вообще, какова его природа, его сущность. Представление о человеке меняется, в разные эпохи на первый план выдвигается тот или иной аспект философской антропологии. В античной культуре человек предстает органической частью Космоса - природного и социального, и сам является микрокосмом, в котором гармонически сочетаются красота тела и добродетели души. Средневековая христианская философия видит в человеке образ и подобие Бога, поврежденный грехопадением, и полагает смыслом его жизни обретение Царства Небесного. Человек - существо природное, а потому зависимое и смертное. Но благодаря уникальному дару - свободе, он одновременно сверхприроден. Человек протестует против природного рабства, заявляя о своем стремлении к творчеству и бессмертию. Он не приспосабливается к природе, как это делают животные, а преобразует и одухотворяет ее. Одновременно он преобразует и созидает самого себя, становясь творцом культуры, «второй природы», в которой протекает собственно человеческая жизнь. Философы эпохи Возрождения уподобили человека Богу, расценив его деятельность как продолжение Божественного творения. Он становится центром мира и в какой-то мере соперником Творца. Так сформировалось гуманистическое мировоззрение, в пространстве которого существует современная цивилизация. В современной модификации гуманизма человек предстает существом, не имеющим заранее данной сущности. Он должен сам выбрать и выстроить свою сущность. Его свобода оборачивается беспредельной ответственностью за свою судь |
бу и все происходящее в мире. Поиск смысла жизни оказывается неотделимым от самой жизни. Кроме него есть другие люди, отношения с которыми и создают собственно человеческий мир. Сущность человека раскрывается именно в диалоге и взаимодействии с другими. Человек, таким образом, становится частью еще одного, социального мира, имеющего собственные законы.
Центральными понятиями, раскрывающими смысл жизни, являются идеал и ценность. Раздел философского знания, предметом которого является теория ценностей, называется аксиологией. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в структуре личности, в социально-культурной реальности. Представление о том, каким может и должен стать человек, общество и культура, составляет суть идеала. Преобразование реальности в соответствии с нормативами идеала приводит к понятию ценности. Ценность есть не что иное, как воплощение идеала в объекте, поступке, событии. Материальный или духовный объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения своих желаний и потребностей. Ценность определяется не столько свойствами объекта, сколько отношением человека к объекту. Свойства объекта приходится учитывать, но решающее значение имеют не они сами по себе, а сложившееся в культуре представление о том, что действительно ценно для человека.
В аксиологии существуют различные способы классификации ценностей. Обычно их разделяют на материальные и духовные. К первым относят «материальные блага», а ко вторым - такие ценности, как истина, добро и красота. Поскольку любая ценность представляет собой единство субъективного и объективного, идеального и материального, то такое разделение следует признать относительным: духовные ценности имеют не менее прочную материальную основу, чем утилитарные. Один из родоначальников аксиологии Г. Риккерт разделил все ценности на 6 классов: логичес<
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |