Многие исследователи видят в синергетике только частную теорию, не способную пояснить процессы и явления социально-гуманитарного характера.




Синергетика в состоянии выявлять общие принципы и закономерности саморазвития и самоорганизации в различных отраслях социального знания; раскрывает универсальные механизмы самоорганизации в социальных системах.

Томас Кун в середине ХХ в.: «Есть все основания утверждать, что в мировой науке идет активный процесс формирования новой исследовательской позиции, которая развивает представления о человеке и обществе. Эта парадигма - становление нового взгляда человека на мир и на себя в этом мире. Но синергетика не является антропоцентрической в отличие от классической науки, она опирается на волю не человека, а оперирует всеобщими законами развития Вселенной».

Социальные отношения находятся в постоянном движении, образуя структуры. Эти структуры формируются неупорядоченно, их упорядочение происходит через осознанную деятельность человека и осуществляется в форме права. Однако не все способствует общественному прогрессу.

Поиск наиболее приемлемого выхода из неопределенности, нестабильности системы являются основными задачами синергетики в области преобразования социальной действительности. В сфере управления социальными системами синергетика исходит из следующих положений:

1. Социум - это самоорганизующаяся, нелинейная, сложная система, изменение в которой происходит через ее внутренние механизмы. Внешние воздействия не полностью их детерминируют.

Социуму присущи свойства:

- бурное реагирование на личность;

- ее роль при принятии решений;

- идеологические, националистические, гендерные стереотипы иногда существенно влияют на структуру общества.

Управление современными социальными процессами встречается с рядом взаимосвязанных проблем:

- современная социальная реальность сложна, противоречива и динамична;

- процессы, происходящие в современном социуме носят ускоренный характер;

- возросла роль личности в социальных процессах - повышение ответственности не только тех, кто принимает управленческие решения, но и тех, кто воплощает эти решения в жизнь.

Господствующий в современной науке подход к управлению - результат управляющего воздействия является прямо пропорциональным следствием приложения усилий - когда управляемая система находится в равновесном состоянии с окружающей средой и внутренними процессами. Когда же система находится в сильно неравновесном состоянии она начинает подчиняться законам нелинейного характера. Резонансное воздействие приводит к большему эффекту.

В условиях существования множества путей развития системы необходимо выйти на желаемый вектор развития системы, согласованный с внутренними тенденциями и закономерностями системы и отвечающий интересам её развития. Если есть алгоритм выхода на такой вектор, то сохраняется время и сокращаются материальные затраты. Надо не строить и перестраивать, а выводить социальные системы на собственные механизмы развития и совершенствования.

Три концептуальных положения:

Во-первых, в синергетике общество рассматривается как сложная открытая нелинейная система, которая обменивается энергией и информацией с внешней средой и приобретает потенциал к саморазвитию.

Во-вторых, синергетика позволяет отойти от жесткой схемы «черное-белое» или «хаос-порядок» к пониманию хаоса, который может быть как разрушительным, так и креативным, подталкивая систему к установлению нового порядка, к новому этапу самоорганизации и структурирования.

В-третьих, навязывание социальной системе определенного порядка, который противоречит ее природе, это неизбежно приводит к разрушению «запланированной» схемы в будущем.

Выводы. Существует убедительное преимущество синергетической парадигмы в социально-гуманитарном знании по сравнению с господствующими ныне теориями и подходами.

Оно заключается в том, что они рассматривают процессы упорядочения и организации под специфическим углом зрения. Синергетика же охватывает все этапы универсального процесса самоорганизации общества как процесса эволюции: его возникновения, развития и разрушения, то есть весь цикл развития системы.

Контрольные вопросы:

1. Кто впервые ввел понятие «синергетика»?

2. Основные положения синергетики.

3. Назовите концептуальные положения синергетики.

Задания на СРС:

1. Что означает синергетика?

2. Томас Кун о синергетике

3. Какие свойства присущи социуму?

Задания на СРСП:

1. Что Вы знаете об универсальной схеме эволюционного процесса?

2. Что происходит в процессе самоорганизации?

3. Что означает «принцип отбора» в синергетике?

ГЛОССАРИЙ

на русском на казахском на английском
  Синергетика Синергетика Synergetics
Междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.
  Эволюционизм Эволюционизм Evolutionism
Система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.
  Изменчивость Өзгергіштік Changeability
Разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм. Изменчивость вместе с наследственностью представляют собой два неразрывных свойства живых организмов, являющихся предметом изучения науки генетики.
  Наследственность Тұқым қуалаушылық Heredity
Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.
  Принцип отбора Іріктеу принципі Principle of selection
Выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами.
  Самоорганизация Өзін-өзі ұйымдастыру Self-organization
Процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим либо подавляющим воздействием).

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012.

2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014.

3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013.

4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014.

Дополнительная:

1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010.

2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011.

3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014.

4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011.

Интернет-источники:

1.Справочная система «Философия» - www.философия.kz.

2.www. «filosofia» kz

3.Электронная Философская книга // filosof.historic.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: