История государства и права Беларуси




КУРС ЛЕКЦИЙ
по «Истории государства и права Беларуси»

Тема 1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»

1.1. Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности.

Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело. Государство и право, их многоплановое и активное функционирование суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причем это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, научно-технический прогресс, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка — вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.

История государства и права изучает в конкретном виде великое множество государств и систем права — от существовавших в далеком и не слишком далеком прошлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изучала и не конкретизировала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, история государства и права помогает формулировать понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывать научные рекомендации и выводы, генерировать новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

В то же время жизненность, социальная значимость истории государства и права во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития истории государства и права. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т.е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. «Нет ничего практичнее хорошей теории»,— гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг. Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не вопрос истории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность своего мышления».

Современная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности научных разработок. Сама жизнь выдвигает новые объекты познания, отвергает отжившие. Традиционная проблематика истории государства и права дополняется новыми направлениями исследований, уводящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развивается интеграция различных наук, появляются комплексные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом.

История государства и права Республики Беларусь — это историко-правовая наука, так как изучает лишь историю государственно-правовой надстройки, не касаясь истории культуры, хозяйства и других сторон общественной жизни народа. Как юридическая наука она легла в основу аналогичного учебного курса, который относится к фундаментальным правовым дисциплинам, необходимым для получения высшего юридического образования.

Задачами истории государства и права Республики Беларусь являются не только систематическое изложение конкретных государственно-правовых явлений и их научное объяснение, но и установление тенденций их развития. Именно последнее обусловливает большое практическое значение истории государства и права Республики Беларусь. Уяснение общих закономерностей и тенденций развития государства и права помогает избежать ошибок и научно прогнозировать дальнейшее развитие государственно-правовой надстройки.

В данном курсе исследуются формы правления, государственного устройства, система, структура и компетенция органов власти и управления, а также система права, его отрасли и институты на основе изучения конкретных нормативных актов. Изучение этих государственно-правовых явлений фактически доводится до наших дней и соприкасается с проблемами современного государства и права Беларуси.

Преподавание истории государства и права Республики Беларусь ведется с учетом изучения студентами других историко-правовых дисциплин (истории государства и права зарубежных стран, истории государства и права славянских народов, теории государства и права). Сегодня, когда в историко-правовой науке идет интенсивный поиск новой периодизации истории государства и права, представленная периодизация данного учебного курса в значительной степени условна. В основу ее положены следующие факторы: время, степень развития социально-экономического уклада общества и уровень развития государственно-правовой надстройки.

Необходимость исследования государства и права как сложноорганизованных систем средствами различных наук имеет теоретическое и практическое значение не только для истории государства и права, но и для всего комплекса юридических наук. Оно необходимо в целях обогащения иных научных дисциплин знаниями функционирования государства и общества в их непосредственной данности, в том числе повседневной жизни людей, складывающихся между ними отношений, то есть всего того, что получает выражение в правовой форме. Организуя государственное управление, регулируя отношения людей в процессе познания, деятельности и общения, государство и право учитывают (или должны учитывать) социальные, психологические, интеллектуальные, моральные, физиологические, половозрастные и иные особенности людей, их разнообразные возможности, интересы, устремления и т. д., тем самым ориентируя комплекс наук на изучение этих особенностей в их взаимосвязи, единстве и системной целостности. Государственная деятельность, правовое регулирование соответствующих общественных отношений выступают в роли "акцептора" познания всего комплекса естественных, технических и общественных наук. Так, например, физиология трудовых процессов, как известно, исследует механизмы работоспособности и отдыха, факторы утомления и восстановления способности к труду, связь этих факторов с типологическими особенностями нервной деятельности, общим состоянием человеческого организма и т. д. Данные физиологии, биофизики и биохимии трудовых процессов являются основой гигиены труда, от условий которых зависит профилактика профессиональных заболеваний и которые должны учитываться государством и правовым регулированием. Комплексные медицинские показатели различных групп работающих требуют, далее, установления государством законодательных нормативов режима труда, рабочего времени и отдыха, восстановления работоспособности, безопасности труда, предотвращения профессионального травматизма и т. д. Одним словом, организация производства, его нормальное функционирование требует постоянного и внимательного отношения со стороны государства, предполагает его всеобъемлющий охват средствами права. При этом первостепенное и главное значение государству и праву следует отводить человеческому фактору, самым разнообразным сторонам его проявления.

Исследование труда, равно как и иных сфер жизнедеятельности человека, не должно ограничиваться рамками физиологии, медицины, кибернетики и иных естественных и технических наук. Человек не только биологическое, но и социальное существо, он является сознательным производителем материальных и духовных ценностей, мотивы творчески-созидательной деятельности обусловлены и его социальной сущностью, общей и профессиональной культурой и образованием, моральным обликом и ценностными ориентациями, характером общения с другими людьми и поведением. А это уже сфера общественных наук, призванных на основе биосоциальных данных исследовать человека как субъекта познания, деятельности и общения. На самом деле, возможно ли сколько-нибудь плодотворное решение проблем истории государства и права без профессиональных знаний теории, права философии, социологии, политологии и этики; государственного и административного права без взаимодействия с политологией и наукой организации и управления; гражданского, трудового и хозяйственного права вне органической связи с общей и отраслевой экономикой; уголовного и исправительного права без психологии, педагогики, этики; международного права — помимо теории международных отношений, политологии, вне глобальных проблем мирового сообщества и т. д., и т. п.

Из сказанного вовсе не следует, что история государства и права сливается, растворяется в перечисленных науках. Ее отличие от них (скажем, психологии или педагогики) состоит в том, что государство и право имеют дело с человеком на перепутье его встреч с обществом, на заинтересованности государства в тех или иных особенностях, возможностях и поведении человека. С другой стороны право отражает и тот интерес, который проявляет человек к государственным структурам, нуждаясь в их поддержке, охране, обеспечении. Пренебрежение этим отличием истории государства и права от иных наук, игнорирование ее гуманитарного контекста опасно в переживаемый нами исторический период, когда перед страной стоит задача действительного обновления общества на демократических основах, когда главной целью государства и права должна выступать забота о своих гражданах. Однако чрезмерная формализация истории государства и права отнюдь не умаляя положительных сторон реформирования отрицательно сказалась на раскрытии государства и права в их гуманитарном измерении, на познании особенностей человеческого фактора в правовом регулировании отношений между людьми. В этой связи представляется целесообразным восстановить в отечественной истории государства и права традиции, все то ценное, чем богата не только естественно-правовая доктрина, историческая школы права, правовые исследования, но и так называемая экспериментальная юриспруденция и другие новейшие направления юридической науки. Сказанное и многое другое в современной жизнедеятельности общества и человека со всей очевидностью свидетельствует о необходимости выхода общей истории государства и права, всего комплекса юридических, историко-правовых наук из их изоляции от других естественных и общественных наук, установления контактов и творческого сотрудничества с ними в комплексном познании новых и новейших проявлений государственно-правовой действительности, в усилении роли государства и права в прогрессивном и демократическом развитии общества, обеспечении и охране свобод и прав человека.

Единство материального мира обусловливает и единство науки. Поэтому нельзя противопоставлять естественные науки общественным. При этом превращение науки в преобразовательную силу относится не только к естествознанию, но и в не меньшей мере к науке об обществе. Так, чем интенсивнее и шире внедряются в промышленное производство достижения естественных наук, тем с большей необходимостью выявляется объективная потребность в научном определении социальных условий и последствий этого внедрения. Сами же социальные условия развиваются по законам, изучаемым общественными науками. Более того, именно эти науки не только изучают, но и освещают пути преобразования социальной действительности, создающей предпосылки и условия для свободного развития духовной жизни общества, в том числе и для естественно-научного творчества.

Фундаментальным вопросом настоящего тематического исследования является вопрос об отличии общественных наук от естественных. Объективный мир состоит из многочисленных и разнообразных явлений природы и общества. Эти явления в своем движении и развитии подчиняются определенным закономерностям, которые не зависят от сознания и воли людей, но которые могут быть познаны и использованы ими.

Практическая деятельность людей по мере своего развития выдвигает перед ними все новые задачи, разрешение которых возможно лишь при изучении и использовании сил природы и общества. Познание объективного мира осуществляется людьми, прежде всего через посредство науки, которая на основе исследования реальной действительности формулирует научные законы. Развитие науки, определяясь потребностями общественной практики, нуждами людей, призвано удовлетворять эти потребности, вскрывать закономерности развития бытия, указывать, как эти закономерности целесообразнее всего использовать для того, чтобы достигнуть результатов, к которым стремятся люди в своей практической деятельности. Подлинная наука представляет собой итог, систему знаний об объективном развитии материального мира, о существенных внутренних связях явлений природы или общества. Единство материального мира, как было отмечено выше. обусловливает единство и взаимосвязь различных отраслей науки. Но каждая отрасль изучает определенный круг явлений природы или общества, который и составляет предмет данной отрасли науки. В зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы или к развитию общества, различают науки естественные и науки общественные.

Предметом изучения общественных наук являются общественное бытие и общественное сознание. При этом, будучи по своей внутренней сущности единой, она распадается на множество отраслей знания, различающихся своим специфическим предметом познания. Каждая отрасль общественной науки изучает определенную группу общественных явлений, их необходимые и существенные связи и отношения.
Предметом истории государства и права, как видно уже из наименования данной науки, являются общие закономерности возникновения и развития государственных и правовых явлений, а также объективные социальные закономерности их упадка, исчезновения, являющие особые свойства, черты, признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие, их социальное назначение и отношение к другим явлениям общественной жизни в их историческом развитии на определенной территории. История государства и права в тесном сотрудничестве с другими отраслями научного знания совершенствует научные законы, понятия и определения государственных и правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы государства и права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать государство и право в целях преобразования общества.
Государство и право подчиняются в своем развитии общим и объективным закономерностям развития общества, изучаемым общей социологией, социальной философией. Вместе с тем, будучи относительно самостоятельными звеньями общественной жизни, государство и право имеют свои закономерности, которые оказываются специфическими по отношению к общесоциальным закономерностям, и одновременно общими по отношению к тем конкретным закономерностям, которые действуют в пределах отдельных сфер государственной и правовой практики (и которые изучаются отраслевыми юридическими науками. В соответствии с этим история государства и права изучает как общие закономерности социальной жизни, определяющие развитие государственных и правовых явлений, так и те относительно самостоятельные специфические закономерности, которые вместе с тем являются конкретными для отдельных частей государственно-правового механизма. Отсюда логически вытекает вывод, что она должна не только опираться на всеобщую историю государства и права, но и на такие науки как теорию и метод общей социологии, социальной философии, и в том числе разрабатывать на их основе те конкретно-теоретические принципы, равно как и приемы, способы исследования, которые способствуют глубокому воспроизведению целостной картины государственно-правовой действительности и обеспечивают познание специфических закономерностей ее развития. Следовательно, история государства и права является по сравнению с общей социологией, социальной философией более конкретной ступенью в познании государственно-правовых явлений. Она должна не только проникать в сущность соответствующих государственно-правовых явлений, но и вскрывать их особенное, специфическое содержание, формы внутренней организации и внешнего выражения, условия их функционирования, действия, осуществления на определенной территории в последовательном развитии.

История государства и права — наука высокого уровня, обобщения государственно-правовой действительности. И именно поэтому в ее состав входят не только знания, добытые данной наукой, но и в синтезированном виде знания, накопленные многими другими науками, в той или иной мере исследующими различные проявления государства и права: общей теорией права, другими историко-правовыми науками. Отсюда задачами науки и учебного курса являются:

1. Изучение конкретных причин и конкретного процесса возникновения и развития государства и права у белорусского народа в определенное время.

2. Точное, систематичное изложение основных фактов и событий, вызывавших изменения в государстве и праве.

3. Научное объяснение государственно-правовых явлений и выявление основных тенденций их развития.

Кроме того история государства и права Республики Беларусь помогает вырабатывать и формировать профессиональное (юридическое) мышление: логическое, аналитическое, критическое.

1.2. Место «Истории государства и права Беларуси» в системе юридических наук

Вопрос о предмете истории государства и права, равно как и любой иной науки, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Еще предисловие гегелевской "Философии права" заканчивалось словами: "Понятие предмета не является природным нашим достоянием. Каждый человек обладает пальцами, может получить в свое распоряжение кисть и краски, но это еще не делает его живописцем. Точно так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о истории и теории не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и наше познание должно быть поэтому научным".

Каждый более или менее существенный этап в развитии науки всегда сопряжен с необходимостью возвращения к рассмотрению ее предмета. И это вполне закономерный процесс, поскольку само развитие не только влечет за собой количественное расширение и качественное изменение тех явлений, которые неизбежно включаются в орбиту исследования, но представляет собой все более всестороннее и углубленное проникновение в эти явления, в их связи и отношения. Научное овладение новыми объектами (или их свойствами), более высокий уровень их познания, необходимость системного к ним подхода и анализа во взаимодействии с другими отраслями знания со временем приводит к преобразованию науки.

Именно с такой ситуацией мы сталкиваемся в данный исторический период, стремясь определить предмет основной и наиболее сложной, многогранной науки в системе общественных наук и, в частности, государствоведения и правоведения — истории государства и права.

История государства и права Республики Беларусь - это наука об изучении одной из сторон прошлого нашего народа, в частности государственно-правовой надстройки белорусского народа в определенный промежуток времени. Без фундаментального знания историко-правовых явлений и ясного понимания всего хода истории их развития невозможно иметь твердое мировоззрение. Исторический анализ законодательства необходим для правильного усвоения действующих норм права и для критической оценки устаревших норм. Предметом изучения общественных наук являются общественное бытие и общественное сознание. При этом, будучи по своей внутренней сущности единой, она распадается на множество отраслей знания, различающихся своим специфическим предметом познания. Каждая отрасль общественной науки изучает определенную группу общественных явлений, их необходимые и существенные связи и отношения.

Предметом истории государства и права, как видно уже из наименования данной науки, являются общие закономерности возникновения и развития государственных и правовых явлений, а также объективные социальные закономерности их упадка, исчезновения, являющие особые свойства, черты, признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие, их социальное назначение и отношение к другим явлениям общественной жизни в их историческом развитии на определенной территории. История государства и права в тесном сотрудничестве с другими отраслями научного знания совершенствует научные законы, понятия и определения государственных и правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы государства и права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать государство и право в целях преобразования общества.

С точки зрения исторического подхода предметом изучения истории государства и права Республики Беларусь являются общие закономерности и особенности возникновения, становления и развития государства и права у белорусского народа в определенный промежуток времени. Однако необходимо учитывать и то, что предмет каждой науки обладает не только собственными свойствами, но и соотносится с предметами других наук. Государство и право изучаются не только историей государства и права, но и всем комплексом отраслевых юридических наук. Иначе говоря, одни и те же объекты оказываются в поле зрения множества отраслей юридического знания, что, однако, не означает совпадения предметов каждой из этих наук. Отраслевые (специальные) юридические науки изучают отдельные сферы, стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности. Государство и право, как и иные сложные социальные феномены, имеют в своем составе огромное количество разнокачественных компонентов, различных подсистем и многогранных в структурном и функциональном отношениях образований. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций (или их целостностей, уровней, аспектов) являются объектом изучения, и составляется соответственно предмет каждой отраслевой (специальной) юридической науки. Для того, чтобы определить место «Истории государства и права Беларуси» в системе юридических наук, необходимо знать классификацию последних.

Весь комплекс юридических наук можно условно разбить на следующие основные группы: 1) историко-юридический цикл (всеобщая история государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений, римское право и др.); 2) государственно-правовой цикл (государственное право, конституционное право, государственное право зарубежных стран, административное право и др.); 3) хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право, сельскохозяйственное право, трудовое право и др.); 4) гражданско-правовой цикл (гражданское право, семейное право, авторское право и др.); 5) уголовно-правовой цикл (уголовное право, исправительно-трудовое право и др.); 6) процессуально правовой цикл (судоустройство, гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право, административное процессуальное право и др.); 7) международно-правовой цикл (международное публичное право, международное частное право, консульское право и др.).

Каково же место истории государства и права в системе этих наук?

Государство и право подчиняются общим объективным закономерностям развития общества. Вместе с тем, будучи относительно самостоятельными звеньями общественного бытия, государство и право имеют свои специфические закономерности. В соответствии с этим история государства и права изучает основные исторические закономерности возникновения и развития государственно-правовых институтов и соответствующих им явлений.

В отличие от отраслевых юридических научных и учебных дисциплин история государства и права изучает какую-либо одну область, направление или историю государственной и правовой жизни, а не общие и специфические закономерности развития государства и права в целом, как это делает теория государства и права. К примеру, общая теория государства и права не ограничивается исследованием государства и права одной страны, отдельной области или направления государственно-правовой жизни, а на основе изучения государства и права различных общественно-экономических формаций, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные черты. Историко-юридические науки, например, изучают государственно-правовые явления, свойственные отдельным общественно-экономическим формациям (основные этапы развития государства и права в различных странах и регионах мира). При этом историко-юридические науки, опираясь на общие закономерности государства и права, раскрывают конкретно-исторические проявления специфических закономерностей развития государственно-правовой жизни отдельных общественно-экономических формаций; они призваны отобразить и объяснить исторический ход развития государственно-правовой действительности во всей ее конкретности и хронологической последовательности. В отличие от историко-правовых наук содержанием общей теории государства и права являются не отдельные, а именно общие закономерности государственно-правовых явлений. Это совсем не означает, что общая теория государства и права игнорирует специфические закономерности государственно-правовых явлений различных общественно-экономических формаций. Без учета особенных и даже отдельных закономерностей развития государственно-правовых явлений различных формаций вообще невозможно понять их общие закономерности, но основным, центральным ее содержанием являются общие закономерности развития государственно-правовых явлений, действующие во всех или по крайней мере в ряде общественно-экономических формаций.

Необходимость выделения из системы юридических наук истории государства и права как самостоятельной научной отрасли знания обусловлена тем, что в реальной жизни действуют такие объективные закономерности развития государственно-правовых явлений, такие существенные их связи и отношения, которые являются общими, присущими конкретному явлению данного рода и без познания которых невозможно более или менее глубоко изучить предмет отраслевых (специальных) юридических наук. Так, например, без общей истории государства невозможно выяснить особенности, отличающие друг от друга различные исторические типы государств; без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, отрасли и института права, системы и систематики права, нормы права и правоотношения и т. д. Ни одна отрасль юридической науки не сможет плодотворно разрабатывать вопросы своей специальной сферы знаний.

Каждая отраслевая (специальная) юридическая наука, взятая в отдельности, отражает лишь отдельную, хотя и существенную, сторону всеобщей связи государственно-правовых явлений, как между собой, так и с окружающим общественным бытием, фиксирует лишь некоторые моменты, части и черты этих связей. Но если бы мы пользовались лишь понятиями, выработанными теми или иными отраслевыми юридическими науками, то лишили бы себя возможности выяснить связи между различными областями государственно-правовой действительности, обнаружить закономерности исторического развития государства и права в целом, определить их место и роль в общественной жизни. Так, даже доскональное и глубокое знание гражданского или земельного законодательства не может дать полного представления о значении права в жизни общества, его роли в межличностных отношениях. Задача истории государства и права состоит в том, чтобы вскрыть внутреннюю связь и тенденции исторического закономерного развития государственно-правовых явлений в последовательности, объяснить и показать, в частности, их роль в регулировании отношений между людьми на конкретной территории, в управлении жизнедеятельностью национального общества.

Выводы, положения и особенности истории государства и права являются наиболее существенными для характеристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Именно поэтому исследования истории государства являются необходимыми для других юридических наук, имеющими фундаментальное значение при разработке специальных проблем, составляющих предмет отраслевых юридических наук. Формулируя общие научные закономерности развития государственно-правовых явлений всех общественно-экономических формаций, вскрывая связи и взаимоотношения между различными областями, сферами, сторонами единой и целостной государственно-правовой действительности отдельных общественно-экономических формаций, история государства и права благодаря этому вносит фундаментальное единство в исследование государственных и правовых проблем. При этом история государства и права опирается также на достижения отраслевых юридических наук, обобщает, синтезирует и систематизирует их выводы. В общеисторическом мышлении эти выводы, интегрируясь, обогащаются и совершенствуются на высшем уровне синтеза. Общие закономерности развития государственно-правовой действительности, основываясь на особенных и отдельных закономерностях, вовсе не сводятся к последним, а, синтезируя их, реально существуют и действуют самостоятельно через особенные и отдельные закономерности развития этой действительности.

1.3. Историография курса «История государства и права Беларуси»

Государство и право, их многоплановое и активное функционирование суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причем это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, научно-технический прогресс, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка — вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.

Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело.

История государства и права изучает в конкретном виде великое множество государств и систем права — от существовавших в далеком и не слишком далеком прошлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изучала и не конкретизировала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, история государства и права помогает формулировать понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывать научные рекомендации и выводы, генерировать новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

В то же время жизненность, социальная значимость истории государства и права во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития истории государства и права. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т.е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. «Нет ничего практичнее хорошей теории»,— гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг.

Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не вопрос истории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность своего мышления».

В одном из своих произведений Валерий Брюсов писал о мирах, где пять материков: искусства, знанья, войны, троны и память сорока веков! "Память веков" человечества запечатлена на страницах книг. Сейчас существует много разных носителей информации и знаний, но книга продолжает играть среди них главенствующую роль.

"Библиография" - слово древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание". Примерно в 5 веке до н.э. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги. С развитием разных наук, постепенно начина складываться историография того или иного научного направления. В отличие от библиографии историография сама превратилась в науку о развитии исторических знаний и о методах исторических исследований. Иногда историографию определяют как совокупность исторических исследований, относящихся к какому-нибудь периоду или проблеме.

Как отмечалось ранее, научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление материала, что в свою очередь требует использования всевозможных научных приемов, которые широко рассматривались в блоке методологии «Истории государства и права Беларуси». Вместе с тем необходимо отметить, что любая наука развивается на базе сформировавшегося материала. В качестве такого материала для «Истории государства и права Беларуси» выступали в свое время изданные и опубликованные правовые акты.

Одним из основных источников писаного права белорусских земель периода феодализма стал Свод законов, регулирующий большинство общественных отношений - Статут 1588 года. Именно этот правовой акт оказал огромное влияние на формирование правовой системы Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и России. Вплоть до середины 19 века, Статут без существенных изменений действовал на наших территориях. Отдельные нормы были внесены в его содержание. В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры виновники наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства. В 1689 г. обвиненный в атеизме Казимир Лыщинский был по приговору сеймового суда наказан смертью. По Уложению 1733 г. православные и протестанты были лишены прав быть депутатами вального сойма и судьями Главного трибунала, хотя в самом Статуте таких норм не содержалось.

Свой вклад в идею развития гуманистических идей внес Андрей Волан, взгляды корторго базировались на полном равноправии людей в обществе и гсоударстве, Основываясь на этих принципах, в свое время Волан опубликовал около 120 произведений, посвященных необходимости равноправия и свободы людей. Но несмотря на это, его выступления и призывы носили формальный характер, так как он в основном отстаивал интересы средней шляхты, неудовлетворенной засилием крупных феодалов.

Важнейшим источником права в XVIII веке стал сборник законов, сеймовых постановлений и других правовых актов под названием «Книга законов». Первые б томов этой книги были изданы в Варшаве в 1732-1739 гг. В них было собрано все законодательство Речи Посполитой. Определенное значение для своего времени имели акты, помещенные как дополнение к Статуту 1588 г. Они издавались на польском языке в 1648, 1693, 1744 и 1786 гг. В новом издании Статут<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: