МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека»
Кунгурского муниципального района
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Формирование у подростков
Умение читать»
v РОДИТЕЛЯМ О ЧТЕНИИ ПОДРОСТКОВ
v НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
v ЧТО ЧИТАТЬ?
Кунгурский муниципальный район, 2017
РОДИТЕЛЯМ О ЧТЕНИИ ПОДРОСТКОВ
Три составляющие — семья, школа, библиотека — создают окружение, формирующее Человека Читающего, человека XXI века. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребенке в целом. Но страшнее всего, если из этого треугольника «выпадает» семья. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных культурных ценностях. (В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, а сегодня только в 7%).
Любовь к Книге зарождается в раннем детстве, и главную роль в этом играют родители. С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой. Дети овладевают компьютером зачастую раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Родители либо заняты и «передоверяют» ребенка компьютеру и телевизору, либо не видят в чтении необходимости. Так что «книжный багаж» детей часто ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Разобраться, вправе читать или не читать сам ребенок, пока он мал, не может. Помочь ему осознать это, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. В подростковом возрасте самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением попеременно: часть читает взрослый, часть — ребенок. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.
Сегодня – не читатель,
Завтра – функционально неграмотный.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
· Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
· Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное.
· Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
· Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
· Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.
· Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
· Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
· Помимо книг в круг чтения ребёнка необходимо включать и детскую периодику — журналы и газеты. Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений. Выбранные подростком самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.