ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Ордена Трудового Красного Знамени
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
МОСКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ
Кафедра «Экономика связи»
Методические указания и контрольные задания
по дисциплине
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
для студентов заочной формы обучения
направление подготовки 38.03.02 Менеджмент (профиль Маркетинг)
Москва, 2016
Обработка и анализ маркетинговой информации
Методы анализа информации о рынке. При анализе информации о рынке используются те-же методы, что и при анализе любой экономической информации. Их можно разделить на две группы: статистические и экономико-математические.
К статистическим относятся табличный метод, расчет средних и относительных показателей, построение и обработка динамических рядов, сводка, группировка, графический, индексный и дисперсионный анализы.
Из экономико-математических методов чаще всего используются корреляционный и регрессионный методы анализа.
Информационной базой для анализа прогноза являются динамические и временные ряды. Ряд динамики представляет собой числовые значения определенного статистического показателя, расположенные в хронологическом порядке. Числовые значения показателя, составляющего ряд динамики, называют уровнем. Закономерность в изменении в уровней ряда называют трендом.
Сопоставимость уровней и смыкание рядов. Если данные, полученные в ходе исследования несопоставимы, то необходимо добиться их сопоставимости.
При параллельном анализе нескольких показателей или объектов целесообразно проводить анализ показателей в относительных величинах. В таких случаях уровни всех рассматриваемых рядов приводятся в процентах или коэффициентах к уровню одного и того же периода.
Обработка динамических рядов начинается с обеспечения сопоставимости членов этих рядов.
Например, при оценке товарного предложения необходимо учитывать данные о поставках товара и товарных запасах. Однако эти показатели выражаются различными величинами, которые несопоставимы между собой, - поставки оцениваются за определенный период времени (месяц, квартал, год), а товарные запасы учитываются по состоянию на определенную дату, что характеризуется моментными величинами. Поэтому, чтобы сложить эти величины, надо привести их в сопоставимый вид. В данном случае проводится расчет средних товарных запасов по формуле средней хронологической:
х – значение уровней ряда, n – количество уровней.
Сводной, обобщающей характеристикой интенсивности изменения уровней ряда динамики является средний темп роста, показывающий во сколько раз в среднем за единицу времени изменился уровень ряда.
Средний темп роста рассчитывается по формуле:
,
где X i – значение исследуемого показателя i - го периода;
X i - 1 – значение исследуемого показателя периода предшествующего i - му.
Частотные распределения. Частотное распределение позволяет дать ответ на следующие вопросы:
· каковы число и доля лояльных потребителей от числа всех потребителей?
· каковы число и доля представителей исследуемой совокупности хорошо, средне, мало информированы или совсем не информированы о новом продукте фирмы?
· каково распределение доходов потребителей?
· насколько отличаются доли, замеренные в ходе опроса от некоторых фиксированных значений? И пр.