Наказание по Соборному Уложение 1649 года




Наказание: Смертная казнь - простая и квалифицированная. В 60 случаях в сочетании с др. видами наказания. В 38 случаях - простая смертная казнь. Телесные наказания - болезненные и членовредительские. Тюремное заключение (срочное, бессрочное, пожизненное). Лишение чести, штрафы. Цели: устрашение, охрана об-ва от преступников, возмещение ущерба.

Черты наказания по соборному уложению 1649 года:

неопределенность

множественность

зависимость от социального статуса.

Вопрос 20

Глава Х Уложения подробно описывает различные процедуры суда: процесс распадался на собственно суд и «вершение», т.е. вынесение приговора, решения. «Суд» начинался с «винчания», подачи челобитной жалобы. Затем происходил вызов приставом ответчика в суд. Ответчик мог представить поручителя. Ему предоставлялось право дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины (болезнь и т.д.), но после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота. Доказательства: свидетельские показания (надо было привлекать не менее 10 свидетелей), письменные доказательства, крестное целование, жребий. Процессуальными мероприятиями, направленными на получение доказательств, являлись общий (осущ. населением по поводу факта совершенного преступления) и повальный обыск (по поводу конкретного лиц, подозреваемого в преступлении). Праверж - телесное наказание, применяемое судом, это мера пробуждающая ответчика выполнить обязательство. Судоговорение в состязательном процессе было устным, но протоколировалось в «судебном списке». Каждая стадия оформлялась особой грамотой. В СУ усиливается розыскной процесс.

Вопрос 21


Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М, Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм — болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «кон-торовластие», а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный — в групповой или личный, т. е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи — в государственные». Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни.

Вопрос 22

А). Дворянство

По мысли Петра, дворянство становилось основным сословием. Боярство получало фактически те же права, что и дворянство, оно как бы размывалось в дворянской среде и если чем и отличалось, то только обширностью своих поместий и угодий. Вотчина и поместье слились уже в XVII веке, и дворяне получили право передавать свои поместья по наследству, как и бояре — свои вотчины. Следовательно, чисто материальная сторона дела была уже сделана. Все стали дворянами, а раз так, то обязаны были служить на государственной службе, и служить бессрочно. Пропорция устанавливалась очень жесткая: две трети фамилий должны были служить в армии и на флоте, а одна треть имела право занимать места в штатской службе, т. е. идти в бюрократию. При распределении конкретных лиц учитывалось, сколько и где членов данной семьи, данного рода, уже служат.

Духовенство Петр сразу трогать не стал, хотя, коль скоро было сокращено монастырское церковное владение и определенное число крестьян оттуда изъято, то, естественно, материальное положение Церкви стало иным.

Б). Население городов

Дальше следовало городское население, к которому надо отнести и купечество. Побывав за границей, Петр понял, что города — это средоточие торговли, а торговля способствует процветанию государства. Мысль не новая, он этого не мог не знать, потому что на Руси торговые города всегда были более развиты, чем те, которые просто были наполнены обывателями. И вот, создается городской магистрат, который должен управлять жизнью городов. Города делятся на пять классов, а их население — на две категории: регулярные и нерегулярные жители. В свою очередь, регулярные делятся на две гильдии: первая гильдия — народ серьезный, вторая — послабее, аптекари, художники и проч. Что касается нерегулярных, то это в основном «подлый народ», что не было словом ругательным, а скорее указывало на отсутствие определенных социальных возможностей. Хотя современный «подлец» и происходит от этого выражения, но в те времена слово «подлый» указывало на происхождение человека, а отнюдь не на его нравственные качества.

В). Крестьянство

Петр пытался реформировать и крестьянство. До Петра не было так называемой подушной подати, обкладывали население со двора, с дыма, с сохи — отдельный человек не платил за себя налога. Петру срочно нужны были деньги на ведение войны, на содержание армии в мирное время, и вот, он пришел к нехитрой мысли: переписать население, определить точное количество людей на данной территории и посмотреть, скольких солдат они смогут содержать за свой счет.

Вопрос 23

Изменение или расторжения брачного договора возможно также в связи с существенным изменением обстоятельств (ст.451 ГК). Изменение обстоятельств признается существенными, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, брачный договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Брачный договор может быть по требованию одной из сторон расторгнут или изменен по решению суда также по иным основаниям, предусмотренным непосредственно в самом договоре (подп.2 п.2 ст.450 ГК). В качестве таких оснований могут выступать различные обстоятельства (болезнь супруга, потеря работы, нетрудоспособность супруга и т.д.). Указанный вопрос решается супругами при заключении брачного договора по собственному усмотрению и взаимному согласию. При изменении или расторжении брачного договора в судебном порядке обязательства супругов считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. Причем супруги не вправе требовать возмещения того, что было исполнена ими по договору до момента его изменения или расторжения, если иное не установлено законом или соглашением сторон (ст.453 ГК).

Как следует из п.3 ст.43 СК, со времени прекращения брака (т.е. со дня вступления решения суда в законную силу при расторжении брака в суде или со дня государственной регистрации расторжения брака - при расторжения брака в органах ЗАГС) прекращается и действие брачного договора. Вместе с тем в таких случаях не прекращается действие отдельных обязательств супругов, которые были предусмотрены (особо оговорены) брачным договором на период после прекращения брака (по взаимному содержанию, по пользованию и распоряжению тем или иным имуществом, по разделу имущества и т.п.).

Вопрос 24

Артикулы включали следующие виды преступлений:
1. Против религии. В эту группу входили чародейство, идолопоклонство, которые наказывались смертной казнью (сожжением) при условии, что будет доказано сношение обвиняемого с дьяволом. В противном случае назначалось тюремное заключение и телесное наказание.
Богохульство наказывалось усечением языка, а особая хула девы Марии и святых - смертной казнью. При этом учитывался мотив злостности в богохульстве.
Несоблюдение церковных обрядов и непосещение богослужений, нахождение в церкви в пьяном виде наказывались штрафом или тюремным заключением. Наказывалось и недоносительство в богохульстве.
"Совращение в раскол" наказывалось каторгой, конфискацией имущества, а для священников - колесованием.
Божба, т.е. произнесение "всуе" имени божьего наказывалось штрафом и церковным покаянием.
2. Государственные. Простой умысел убить или взять в плен царя наказывался четвертованием. Так же наказывалось вооруженное выступление против властей (одинаковое наказание - четвертование несли исполнители, пособники и подстрекатели).
Оскорбление словом монарха наказывалось отсечением головы.
3. К должностным преступлениям относили взяточничество, наказываемое смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями.
4. Преступления против порядка управления и суда. К. ним относились срывание и истребление указов, что наказывалось смертной казнью. Сюда же относились такие действия, как подделка печатей, писем, актов и расходных ведомостей, за что полагались телесные наказания и конфискация. За подделку денег - сожжение.
К преступлениям против суда относились лжеприсяга, которая наказывалась отсечением двух пальцев (которыми присягали) и ссылкой на каторгу, лжесвидетельство, наказываемое как и лжеприсяга (кроме того, назначалось церковное покаяние).
5. Преступления против "благочиния", близко стоящие к предыдущей группе, но не имеющие прямой антигосударственной направленности. К ним относили укрывательство преступников, каравшееся смертной казнью, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей.
В дополняющих Артикулы указах предусматривались наказания за буйство, пьянство, игру в карты на деньги, драки и нецензурную брань в публичных местах.
6. Убийство. Артикулы различали умышленное (каравшееся отсечением головы), неосторожное (наказываемое телесным заключением, штрафом, шпицрутенами), случайное (ненаказуемое). К наиболее тяжким видам убийств законодатель относил убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца или офицера. Особая этическая окраска этих составов очевидна, за этим следовал и особый вид наказания - колесование.
Неудачно покушавшийся на самоубийство после благополучного спасения приговаривался к смертной казни. Оставшиеся в живых дуэлянты наказывались повешением, тела погибших на дуэли (как и самоубийц) подвергались надругательству.
Отсечение руки назначалось за удар тростью (состав, находящийся на грани между телесными повреждениями и оскорблением действием). Ударившего рукой ударял публично по щеке профос (низший воинский чин, наблюдавший за чистотой отхожих мест).
7. Артикулы вводят имущественный (количественный) критерий для определения тяжести преступления - сумму в двадцать рублей. За кражу на сумму меньше установленной в первый раз преступник наказывался шпицрутенами (шесть раз проходя через строй), во второй раз наказание удваивалось, в третий раз ему урезали уши, нос и ссылали на каторгу. Укравшего имущество на сумму свыше двадцати рублей уже после первого раза казнили.
Смертная казнь назначалась также лицам, укравшим: в четвертый раз, укравших во время пожара или наводнения, из государственного учреждения, у своего господина, у своего товарища, на месте, где он нес караул, из военного склада. Эти лица наказывались смертью через повешение.
8. К преступлениям против нравственности относили изнасилование (факт которого, согласно закону, должен быть кроме заявления подтвержден данными экспертизы), мужеложество (наказываемое смертной казнью или ссылкой на галеры), скотоложество (за которым следовало тяжелое телесное наказание), "блуд", кровосмешение или связь между близкими родственниками, двоеженство, прелюбодеяние (наказываемое тюремным заключением и каторгой).
Основной целью наказания по Артикулам являлось устрашение, что явствовало из специальных оговорок типа "дабы через то страх подать и оных от таких непристойностей удержать". Устрашение сочеталось с публичностью наказаний.

Вопрос 25
Судебная практика и законодательство о гражданском судопроизводстве

В юридической литературе обычно выделяются три вида судебной практики:

* практика, представляющая собой опыт применения законодательства судами первого и второго звена, выраженный в их решениях по конкретным делам, решениях мировых судей;

* решения высших судебных органов по конкретным делам, связанных с толкованием и применением права, когда в правоприменительной практике отсутствует однозначное понимание (толкование) правовых норм;

* практика применения законодательства, содержащаяся в особых актах центральных судебных органов, в которых данная практика обобщенно формулируется в виде предписаний нижестоящим судам.

Значение судебной практики в обобщенном виде можно определить следующим образом:

* разъяснения высшей судебной инстанции в части толкования и применения правовых норм обеспечивают единство судебной практики в РФ;

* в процессе судебной правоприменительной деятельности выявляются пробелы действующего законодательства;

* судебной практикой проверяется эффективность правовых норм, обнаруживается потребность в совершенствовании отдельных нормативных предписаний;

* обобщение и анализ судебной практики позволяет выявить закономерности и тенденции развития правоприменительной деятельности, определить почти ее совершенствования и т.д.

Вопрос 26

К несомненной заслуге императрицы следует от­нести ее борьбу против применения в русском судо­производстве пыток. Здесь кроме влияния француз­ских просветителей на нее сильное впечатление произ­вело знакомство с делом Артемия Волынского. Екатерина собственноручно написала особую записку, обращенную «сыну моему и всем потомкам». «Сове­тую и поставляю читать сие Волынского дело,— подчеркивала императрица,— от начала до конца, дабы они видели и себя остерегали от такого беззаконного примера... Еще из сего дела видно, сколь мало положиться можно на пыточные речи, ибо до пыток все сии несчастные утверждали невинов­ность Волынского, а при пытке говорили все, что злодеи их хотели. Странно, как роду человеческому пришло на ум лучше утвердительнее верить речи в горячке бывшего человека, нежели с холодною кровию; всякий пытаный в горячке и сам уже не знает, что говорит. И так отдаю на рассуждение всякому, имеющему чуть разум, можно ли верить пыточным речам и на то с доброю совестью пола­гаться».
Наиболее яркими проявлениями политики просве­щенного абсолютизма Екатерины II явились Комиссия по составле­нию проекта нового Уложения и «Наказ», написанный Екатериной II специально для депутатов этой Комис­сии театральные кресла. Действовавшее Соборное Уложение 1649 г., при­нятое еще при Алексее Михайловиче, безнадежно уста­рело. Еще Петр I для составления нового свода за­конов в 1700 г. образовал специальную Палату из служилых людей—бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. Палата работала три года, составила словоуложенную книгу, написала «предисловие» и «манифест». Но все эти документы не были обнародованы, а Палата была распущена.

Вопрос 27

ХVIII век дал России двух монархов-реформаторов: Петра Первого и Екатерину Вторую. Екатерина царствовала 34 года и за это время сумела осуществить важнейшие реформы практически во всех сферах государственной жизни. Книга дает представление обо всех значительных изменениях в праве того времени. Она включает в себя 283 нормативных правовых актов, большая часть которых приведена по тому изданию, где они были опубликованы впервые.

Во время правления Екатерины II произошли существенные изменения в форме государственного устройства. Значительно расширилась территория Российской империи. Изменилось и административно-территориальное деление. По данной проблеме впервые собраны, например, все важнейшие документы о вхождении Грузии в состав России.

Особое место в работе отведено статусу различных сословий: дворян, крестьян, духовенства, мещан. Сложные вопросы правового положения различных религий в Российской империи тоже не обойдены вниманием.

Вопрос 28

Екатерина II "Учреждением о губерниях" 1775 г. создала целую серию сословных судов на выборных началах. Для дворян были учреждены два суда - уездный суд и верхний земский суд; первый состоял из уездного судьи и двух заседателей, избиравшихся дворянами на три года и два от поселян; первые принимали участие в разрешении всех дел, а вторые - только тех дел, которые касались поселян и являлся первой судебной инстанцией для дворян; второй суд состоял (один на всю губернию) из двух председателей, и 10 заседателей.

Уездные суды для дворян и государственных крестьян, городовые магистраты для мещан, палаты уголовного и гражданского суда и Сенат просуществовала вплоть до судебной реформы 1864 г. Однако уже в 1767 году, были ликвидированы все суды второго звена - верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа и верхний надворный суд, а палаты уголовного суда и палаты гражданского суда объединены под общим названием палат суда и расправы(2).

По нашему мнению, одной из заслуг Екатерины II являлось то, что она впервые в истории России сформировала целостную судебную систему. Конечно в ее организации и функционировании были серьезные просчеты и недостатки, однако она просуществовала в Российской империи до знаменитой судебной реформы 1864 года.

Вопрос 29


Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям.
В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в 4 особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов.

В мае 1915 г. было начато создание военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты. Комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, организовывать приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота.
Законом от 20 июля 1914 г. в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежала полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. Учреждались военно-полевые суды из числа офицеров, которые приступали к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях. Приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.

Вопрос 30

Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ) — наиболее полный сборник законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке. Собрание считается монументальным памятником русского права. Его сила и действие распространялись на все устройство государственной и общественной жизни. Полное собрание законов не следует смешивать со Сводом законов — 16-томным изданием, в котором многие законы (с сохранением текста каждого отдельного параграфа) были сведены в своего рода кодексы, то есть излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.

Составление Полного собрания законов было вызвано кодификационными работами императора Николая I.

Второе собрание выпускалось ежегодно в 1830—1884 гг., содержит более 60 тысяч законодательных актов с 12 декабря 1825 года по 28 февраля 1881 года, охватывает царствования Николая I и Александра II (55 томов и указатели).

Третье собрание выходило ежегодно до 1916 года, включает более 40 тысяч законодательных актов с 1 марта 1881 год до конца 1913 года — время правления Александра III и Николая II (33 тома).

Вопрос 31

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных является кодексом феодально-крепостнических уголовных законов, отражающих принципы буржуазного права в минимальной степени.
Феодальный характер проявлялся прежде всего в том, что кодекс предусматривал 2 системы наказаний: Одна — для дворян, духовенства, почетных граждан и купцов; другая — для крестьян, мещан и рабочих людей (не изъятых от телесных наказаний). Помещики имели право ссылать крепостных крестьян в Сибирь, отдавать в рекруты или применять к ним телесные наказания.
Кодекс определяя "преступление" не отделяет его от "проступка". Ст. 4 гласит: "Преступлением или проступком признается как самое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано". Уложением устанавливалось:
• формы вины (ст.5, ст. 6, 7 и ст. 116);
• стадии совершения преступления (ст. 8-11);
• обстоятельства смягчающие вину и освобождающие от уголовной ответственности(ст.16, 140-142,98-104).

Вопрос 32

Крестья́нская рефо́рма в Росси́и, известная также как отмена крепостного права — реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая Крепостное право в Российской империи.

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;

помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

Так же определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.

«Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 2 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта).

Вопрос 33

Земская реформа 1864 года

- создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления: губернское зем собрание. Губ зем управа, уездное земское собрание. Уездная зем управа.

Выборы: 3 курии землевладельческая, городская, крестьянская

Городская реформа 1870 года

Введение самоуправления по типу земского

Городская дума (гласные) – городская управа – городской голова

Гласные: 1 избират собрание (крупные налогоплательщики), 2 (средние), 3 (мелкие)

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских уездных земских учреждениях". Земская реформа вводила органы местного самоуправления: уездные и губернские земства.

 

Земские учреждения должны были состоять из представителей всех сословий — дворян, чиновников, духовенства, купцов, мещан, промышленников, крестьян.

Земства ежегодно собирались на земские собрания. На собраниях избирался исполнительный орган — земская управа во главе с председателем.

Городская реформа 1870 г. (заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза).

Вопрос 34

Правление Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества.

В 1864 году была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России: были учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура.

судебная реформа началась 20 ноября (по новому - 3 декабря) 1864 года, когда Александр II подписал Указ Правительствующему сенату, утвердившей четыре законодательных акта:

Учреждение судебных установлений;

Устав уголовного судопроизводства;

Устав гражданского судопроизводства;

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В ходе реформ были провозглашены: равенство всех перед судом, независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность, право обвиняемого на защиту, презумция невиновности, оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи.

Учреждались: институт судебных следователей, адвокатура, суд присяжных, реорганизовывалась прокуратура.

Вопрос 35

Революция 1905 г. привела к конституционной монархии. Манифест 17 октября 1905.положил начало конституционализму в России. Гос.Совет в апреле 1906 г. стал 2 парламентской палатой. Функции Комитета министров передавались частично Совету министров, частично ГосСовету.

20 февраля 1906 г. вышел акт «Учреждение Государствегтой Думы», в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение гос. бюджета, ж\д и акционерных обществ. Избиралась на 5 лет.

8 июня Дума распущена.(72 дня). В феврале 1907 г. 2 Дума начала работу.

Правые партии, принцип: «Православие, самодержавие, народность».

Левые партии- образовывались на основе народнической и Марксистской идеологий. В 1898 образование Российской социал-демократической партии. В 1903 г.- распад на «большевиков» и «меньшевиков».

Вопрос 36

Основные государственные законы российской империи редакции 1906 года – свод законодательных актов, фиксировавших общие принципы самодержавного строя после изменений, внесенных в него начиная с Манифеста 17 октября 1905 года и до весны 1906 года.

Основные законы Российской империи редакции 1906 года преследовали двоякую цель. С одной стороны, они должны были отразить в базовом законодательстве Российской империи фундаментальные изменения, вызванные изданием Манифеста 17 октября 1905 года и последующими актами верховной власти. С другой стороны, эти правовые нормы должны были на максимально возможном уровне сохранить самодержавный и неограниченный характер императорской власти.

Основные законы Российской империи были впервые опубликованы в 1832 в «Своде законов Российской империи». Издание Манифеста 17 октября 1905 сделало неизбежным пересмотр ОЗРИ.

Вопрос 37

Первая мировая война началась с событий на Балканах. Подлинные причины Первой мировой войны были, разумеется, гораздо более глубокими.

Летом 1914 г, Германия сочла, что она получила военное преимущество и готова вступить в борьбу за передел мира. 1 августа Германия объявила войну России. 6 августа войну России объявила Австро-Венгрия, а 2 ноября— Турция.

С началом войны в России была объявлена всеобщая мобилизация, в армию и на флот призывались резервисты. К концу 1914 г. численность вооруженных сил России достигла 6,5 млн. человек.

2 марта 1917 года царь Николай II отрекся от Престола в пользу своего брата Михаила. Однако, названный наследник, отказался вступить в свои права.

На этом закончила существование правящая в течении 304 лет в России династия Романовых.

Вопрос 38

В результате революции 1905—1907 гг. Россия сделала еще один шаг на пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. Основным событием явилось создание представительного органа – Государственной думы.

6 августа 1905 г. был подписан Манифест об учреждении Государственной думы.

17 октября 1905 г. появился манифест, устанавливающий созыв законодательной Думы, 11 декабря 1905 г.

в избирательный закон были внесены существенные изменения: предусматривались четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих).

Вопрос 39

Законодательная деятельность Временного правительства неэффективна.

Законодательство Российской Империи продолжает действовать почти в полном объеме.

Как законотворческие органы Государственная дума и Государственный Совет теряют свои функции. Роль представительных органов выполняют Советы, издающие постановления и распоряжения в своих интересах. Формально высшей законодательной властью обладает Временное правительство – чисто исполнительный орган.

Вопрос 40

26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство, председателем которого был избран В. И. Ленин.

4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов.

Вопрос 41

Это 1 этап(октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап- Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца.

10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.

сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

Вопрос 42

Во-первых, большевики исходили из того, что государство и право, которое рассматривалось ими как порождение государства, при коммунизме должны были отмереть.

Во-вторых, формирующееся советское право представляло собой своеобразный феномен в мире правовых систем, особый вариант заидеологизированной правовой системы.

Характеризуя гражданское право, можно отметить:

1) Положение о рабочем контроле (16 ноября 1917г.);

2) Декрет о земле (принят II Всероссийским съездом Советов);

3) Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» (27 апреля 1918г.);

4) Декрет ВЦИК о дарении (20 мая 1918г.).

По трудовому праву:

1) Декрет Совнаркома о 8-часовом рабочем дне;

2) Декрет об отпусках (14 июня 1918г.);

3) Положение о страховании на случай безработицы (11 декабря 1918г.);

4) Декрет о биржах труда (31 января 1918г.).

Вопрос 43

принятые в 1917—1918 законы Советского государства, заложившие основы советской судебной системы и социалистического правосудия.

Д. о с. № 1 принят СНК 22 ноября (7 декабря) 1917 (СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 50).

Законодательно закрепил демократические основы организации и деятельности советских судов: выборность; участие в отправлении правосудия народных заседателей; открытое рассмотрение дел в судах; право обвиняемого на защиту.

Д. о с. №2 принят ВЦИК 18 февраля 1918 (СУ РСФСР, 1918, №26, ст. 420). Предусматривал: создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда (здесь местные суды впервые официально были названы местными народными судами); учреждение областных народных судов в качестве кассационной инстанции для окружных судов и Верховного судебного контроля в Москве. Декрет №2 впервые закрепил демократические основы советского судопроизводства: рассмотрение дел на языке большинства населения той местности, где слушается дело, досрочный отзыв судей и т. п.

Д. о с. №3 принят СНК 20 июня 1918 (СУ РСФСР, 1918, №52, ст. 589). Существенно расширил подсудность местных народных судов, отменил право руководствоваться старыми законами и вместо областных народных судов и Верховного судебного контроля в Москве временно создал единый кассационный суд с двумя отделениями (по уголовным и по гражданским делам).

Вопрос 44

С конца 1919г. сессии ВЦИК стали созываться через два месяца. С декабря 1920г. Президиум ВЦИК официально наделяется законодательными правами.

В апреле 1920г. Совет Рабоче-крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК.

В феврале 1920г. Наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ).

В декабре 1917 г. СНК принял декреты "О выборном начале и об организации власти в армии" и "Об уравнении всех военнослужащих в правах", отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества.

В мае 1918 г. ВЦИК принял декрет "О введении всеобщей воинской повинности", представители "трудящихся" должны были служить с оружием в руках, "нетрудовых элементов" - в нестроевых частях. В сентябре 1918г. образуется Революционный Военный Совет Республики (Реввоенсовет).

Вопрос 45

16 сентября 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве- первый кодекс в советском праве. В нем отмечено, что церковные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г., имели силу зарегистрированных браков.

Брак не создавал общности имущества супругов. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения.

Введение в жизнь этого Кодекса в многонациональной стране было сложным делом, особенно в мусульманских регионах РСФСР. Например, ЦИК и СНК Киргизской АССР лишь 20 декабря 1920 г. принял декрет о запрещении калыма.

Вопрос 46

К одекс законов о труде 1918 г. - документ, подготовленный специальной комиссией Наркомюста и ВЦСПС и введенный в силу без утверждения ВЦИК в декабре 1918 г. Состоял из введения, 9-ти разделов, включавших в себя 137 статей. Предназначался только для регулирования труда лиц, работавших за вознаграждение. Важнейшими положениями этого КЗОТа были: обязательное привлечение к труду всех работоспособных граждан, участие профсоюзов в регулировании вопросов найма, увольнения и зарплаты, 8-и часовой рабочий день, введение месячного отпуска. Практически утратил силу в годы гражданской войны.

Вопрос 47

С окончанием гражданской войны чрезвычайная юрисдикция утратила видимое оправдание. В декабре 1921 г. полномочия ЧК были “сужены”, а в феврале 1922 г. ЧК была упразднена и заменена ГПУ как обычным отделом НКВД. Вслед за этим был принят Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., который сводил все виды преступлений в рамки одного законодательного права и передавал их в компетенцию одних судов (в 1923 г. ревтрибуналы были ликвидированы). УК состоял из Общей части и Особенной части.

Задачей УК была объявлена правовая защита государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения к нарушителям наказания или других мер социальной защиты. К уголовной ответственности привлекались лица с 14 лет. К несовершеннолетним (от 14 до 16 лет) могли быть применены меры педагогического воздействия.

Вопрос 48

Окончание гражданской войны и прекращение иностранной военной интервенции, переход к мирной жизни и восстановлению разрушенного войнами народного хозяйства, к осущ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: