Древняя Индия.
Древнее название острова Индостана – Декан. Махадж -даро и Хараппа – древнейшие цивилизации. Мало что известно, т.к. письменность не могут перевести. Смещены племенами с севера – Индоарены. Цивилизация: Индоарийская или Видийская. Изначально – родоплеменная структура. Потом сложная соцструктура у Индоариев. Выделяются четыре варны (социальная страта, основанная на религиозной частоте, т.е. чем выше ваша религиозная частота, тем выше ваша варна).
1. Брахманы (жрецы, философы, с 5 лет изучают тексты писаний, богатство запрещено, имущество брахмана не могло превышать суммы, которую он мог потратить за три года, т.е. не мог накапливать богатство, многие становились бродячими учителями, но при этом больше всех почитались в обществе).
2. Кшатрии. Имеют право читать религиозные тексты. Начинают с 11 лет. Совершеннолетие наступает позже чем у брахманов. Внуки Бога. Рядовые войны, военочальники.
3. Вайшии. Варна земледельцев и торговцев. Последние из дважды рожденных варн (второе рождение – право читать тексты). Бедра Бога. Создают материальные блага. Кормят.
4. Шудра. Варна слуг. Запрещено читать тексты. Не дважды рожденные. Воспринимаются как взрослые дети: телом взрослый умом ребенок. Могут заниматься ремеслом и др. деятельностью, которая оплачивается (высшее занятии – парикмахер, который женит и.т.д.).
Межварновые браки не допускались. В последствии мужчина из более высокой варны мог жениться на женщине из низшей варны. Если наоборот, то наказание для мужчины – кастрация.
Так же были неприкасаемые - не входят в варны. Внутри них есть свои категории. Только они могут заниматься грязным трудом. Одежду могут снимать только с трупов. Не могут иметь имущества, жить в городах или деревнях, есть из целой посуды. Запрещено прикасаться к дважды рожденным.
|
Брахманы не могут взаимодействовать с шудрами. Внутри каждой варны формируется Джати – эндоганные группы, основанные на родовом происхождении, либо на профессиональной. Принадлежность к джатте определяется по фамилии. В деревнях: голубые дома – брахманы.
Правят в основном Кшатрии. Но бывают исключения (два раза): Брахманы и Шудране. И те и другие не правы, что правят, следовательно, определенное отношение историков. Свержение данной власти воспринималось как торжество справедливости.
Государства династии Мауриев берут за основу, рассматривая устройство Индии.
Царь - раджа.
Пурокито – царский жрец - первый советник царя.
Дальше раджасапха – царский совет (входят представители двух старших варн). Советники оказываются на своих должностях благодаря своему происхождению, но должны иметь соответствующее образование.
Дифференциации управление еще не существуют. Но более или мене существует отдельное управление финансовой, военной сферами.
Армия профессиональная. Значительна по численности (в правления Ашота второго – 600000 войнов и 9000 боевых слонов[4]). Попытки северных соседей завоевать проваливаются.
Государство и право Древних Афин.
Образование государства приписывают Тесею. Синойкизм – объединение племен. Государство появилось после объединения 4-х греческих племен. Во главе – царь – Базелевс. Их власть не передавалась по наследству. Скорее всего передавалась через процедуру подлича(?). В последствие власть формируется в руках аристократических родов – эвпатридов. Управляют эвпатриды с помощью Ариопага – совета старейшин с широкими властными полномочиями. Но постепенно родоплеменная община заменяется территориальной. На смену архаичной дифференциации происходит дополнительная дифференциация по степени богатства. Эвпатриды становятся владельцами больших земляных наделов; все остальное население – должники. В землю должника врывался камень «ипотека». Вопросы правосудия в руках исключительно Эфпатридов, опирались на собственное усмотрение. Демос (народ) не доволен. В конечном счете вместо Базилевса избирались Архонты. Сначала – пожизненно, потом – 10 лет. Драконт – первый легендарный архонт. Жесткость законов Драконта надуманна. Главный принцип наказания: главное что украл, а не то что именно украл, т.е. более важен преступный умысел, а не предмет кражи. Драконт упорядочил систему наказаний. Наказания четко зафиксированы законом и ограничивают судебный произвол аристократии – эвпатридов.
|
Салон – главный законодатель Афин. Три реформы Салона - 594 год д.н.э.
1. Тимократическая (тимос – ценз, т.е. имущественный). Направлена на окончательное ослабление родоплеменное общество, на ослабление эвпатридов. Все граждане разбиты на имущественные разряды. Имущество делилось на доходы, 1 медим - 52 л. зерна. Пятисотники (пенто косимо медима) – те, чей доход превышал 500 медимнов. Дальше всадники (300 медимнов). Потом Зивгиты (обычный крестьянин, использующий упряжку из двух волов (200). Дальше Феты (меньше 200). Первоначальная цель: военная, принадлежность к имущественному разряду, определяло место в войске. 500-ки на судах и на колесницах. Зивгиды – ядро – будущая фаланга – гоблины, тяжелая пехота. Феты – легкая пехота, моряки на судах.
|
2. Сисаххе (встряхивание бремени, т.е. срыв ипотеки). Цель: во-первых аннулирование долгов, во-вторых выкуп за государственный счет рабов проданных за долги. Больше всего недовольных именно этой реформой. Демос же требовал более справедливое перераспределение земельных ресурсов. Утеряв популярность и у тех и у других, пришлось покинуть пост.
3. Политическая. Создание двух новых госучреждение. К ариопагу и собраниу добавились Булэ и Гелиэа. Булэ – совет 400-от, формировался из представителей первых трех разрядов. Гелиэа – абсолютно новый орган (не имеет аналогов тогда и сейчас[5]).
Реформы Салона вызвали беспорядки, которые закончились тем, что к власти пришел Песистрат – афинский тиран. Узурпировав власть, сохраняет статус лица пожизненно, но тирания не влечет исключение действующих институтов. Пользуется огромной популярностью у Дэмоса – демагог. Роль эвпатридов ослабляется. Построил новые стены, построил Акрополь. Рассвет архитектуры и культуры. Не смог свою власть передать по наследству. Следующим Архонтом был Клисфен. Продолжил рефрмировать афинские учриждения. Три реформы.
1. Упразднил родоплеменную структуру, введя новое территориально деление. Все было разделено на 30 тритий. 10 – с/х, 10 – городские, 10 приморских. Одна фила включала в себя по одной тритии из с/х, г и прим.
2. Изменил порядок формирования Булэ. Из совета 400, стал советом 300.
3. Остракизм – профилактическая мера, направлена против тирании. Если кого-то подозревали в Терании, то написав на черепках его имя, большинством изгоняли из Афин, но он просто уезжал из Афин. Максиму на 10 лет. Не терял не имущество не статус. Применялся всего 70 лет, после не высылали.
4. Реформировал коллегию Архонтов и создал коллегию Стратегов – главный орган исполнительной власти.
Калисфен умер не своей смертью. Реформы продолжены племянником Эфиальтом. Упразднил функции административные функции ариопага, сохранил только судебные функции по некоторым делам.
Внук Калисфена - Перикл. Ввел оплату за исполнение должностных обязанностей, что сделало госдолжности более доступными, т.к. дэмос получил возможность заниматься управлением. Последнее – ужесточил требования к гражданству. Гражданство мог получить только ребенок рожденный от родителей граждан.
[1] В средние века – право – божественный закон – естественный, вечный. Грешат тем, что ищут и находят право там, где его нет. Может рассматривать как естественное становление прав человека, но это с сегодняшней позиции, т.к. в начале 19 века они так не считали.
[2] Передать на кухню двух голубей. Печать голубятни и печать контролирующего. На полях чиновники на каждой борозде.
[3] Раньше столица могла переноситься
[4] Цифры очень относительны, т.к. вместо слова «много», могли сказать 100000
[5] Сегодняшние юристы сравнивают с Конституционным судом, но конституции тогда не было, поэтому не совсем верно.