Кодекс Вожатого
Вожатый обязан:
- Нести ответственность за детей
- Решать детские конфликты
- Знать, где находятся ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ момент времени
- Следить за гигиеной
- Быть трезвым
- Сплачивать детей
- ВСЕГДА быть в доступе
- Соблюдать режим дня
- Организовывать досуг детей
- Находить общий язык с напарником
- Знать об индивидуальных особенностях детей
- Отвечать за здоровье детей
Вожатому категорически запрещено:
- Курить, пить, ругаться матом, употреблять наркотики, заниматься сексом и т.д. ПРИ детях
- Ссориться с напарником ПРИ детях
- Есть детские гостинцы ПРИ детях
- Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО характера с пионерами
- Наказывать детей физически
- Отпускать детей одних за территорию лагеря
Вожатому следует:
- Быть авторитетом для детей
- Знать детей по именам
- Подавать положительный пример
- Знать межличностные отношения в отряде
- Знать о семье, родителях ребенка
- Следить за приемом пищи
- Частично воспитывать
- Следить за своим здоровьем
- Смывать косметику с девочек
- Иметь план Б
- Поощрять решение конфликтов вербально
- Следить за интимными отношениями между детьми
- Не давать невыполнимых обещаний
- Нести позитив
Вожатому не следует:
- Спать у детей в палатах
- Кричать на детей
- Выделять любимчиков или отщепенцев
- Нарушать покой детей во время сна
- Клянчить у детей
- Делить отряд на стареньких и новеньких
- Излишне доверять детям
- Наказывать детей
- Показывать свои негативные эмоции
Составлено: Вожатским отрядом "Импульс"
Возрастные особенности детей
Психологические особенности по возрастам
Дорогой друг! Сегодня у тебя радостный день - ты стал вожатым. С этого дня на твоей шее будут висеть умные и до бешенства тупые, лукавые и наивные, толстые и худые детки в количестве не менее 40 штучек. Знание их возрастных психологических особенностей поможет тебе выбрать из множества средств и приемов те единственные, которые и окажутся волшебной палочкой, открывающей путь к сердцу ребят. Итак.
7-8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
9-10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.
13-15 лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Автор: Валерий Кошелев.