Теория осмысленного вербального изучения Аусюбеля.




Дэвид Аусюбель (Ausubel, 1963, 1977) теоретик научения путем рецепции (восприятия) считает, обучение новым знаниям возможно в виде резюме учителя (в относительно законченной форме) и путем открытий (Брунер), но это не эффективно.

Открытия и проекты в подавляющем большинстве пустая трата времени. Аусюбель считает, что необходимо использовать "законы осмысленного научения в классе". По Аусюбелю, объект обретает смысл, когда он вызывает образ в "содержании сознания" в результате взаимосвязи с чем-то уже известным

Следовательно, научение предполагает изменения в познавательной структуре ученика, то есть зависит от предшествующего осмысленного научения. Учебный материал учителю можно вывести непосредственно из уже известного и заранее расширить почерпнутые знания и вывести новое знание.

Т.е Аусюбель считает, что необходимо обучение центрированное и на ученике и на учителе (необходимо конструктивное и директивное обучение в школе).
Аусюбель считает, что большинство людей научаются чему-либо главным образом путем рецепции (восприятия), а не открытий. Он натаивает, что в подавляющем большинстве учебных ситуаций открытия неэффективны и являются, как правило, пустой тратой времени. Другими словами, он четкий сторонник директивного обучения. Но в тоже время ряд важных аспектов его теории соответствуют конструктивистскому подходу.

Многие когнитивисты считают теорию Аусюбеля полезным компромиссом между подходами к образованию, центрированными на ребенке (конструктивизм) и центрированными на учителе (директивное обучение).

Сам Аусюбель называет свою теорию «осмысленным вербальным научением» ои определяет ее смысл как «поиск законов осмысленного научения в классе».

n По Аусюбелю объект обретает смысл, когда он вызывает образ в «содержании сознания» в результате своей связи с чем нибудь известным. Осмысленное научение требует предварительного усвоения родственных образов и понятий, которые (по терминологии Аусюбеля) могут «присоединить к себе» новые образы или понятия.

Это присоединение может быть двух видов:

1. Производное присоединение, когда новый материал весьма схож с тем, что уже известно.

2. Коррелятивное присоединение, которое относится к достаточно новому материалу, что требует некоторых изменений в существующей когнитивной структуре. Но при этом учитель все равно должен опираться на уже имеющиеся у учащегося знания.

3. Когнитивная структура состоит из организованных в сознании учащихся понятий. Как и Брунер Аусюбель полагает, что когнитивная структура является иерархической.

Наиболее общее понятие находится на вершине, а все более конкретные понятия располагаются ближе к основанию. Поэтому и обучение должно двигаться от общих понятий к все более и более конкретным.

Это напоминает спиральные планы Брунера (вначале основная идея, а потом обращение к ней на все более сложных уровнях абстракции).

А фундаментальное отличие Брунера и Аусюбеля состоит в том, что первый полагает, что учащихся следует знакомить с конкретикой, позволяя им открывать собственную организацию знаний, а второй считает, что необходимо давать уже заранее организованную информацию. Этот тип обучения Аусюбель называет экспозиционным обучением.

При нем педагог несет основную ответственность за организацию и представление информации в относительно законченной форме.

Аусюбель утверждает, что экспозиционное обучение не является пассивным, не подавляет творческие способности и не способствует механическому научению. Оно ни в коей мере не механично, поскольку предполагает соотнесение нового материала с уже существующей когнитивной структурой. Механическое же научение предполагает усвоение изолированных элементов информации.

 

Общие рекомендации Аусюбеля для планирования и изложения материала при экспозиционном обучении.

1. Предварительные организаторы. Это набор идей и понятий, предлагаемый ученику перед изложением нового материала. Организаторы должны обеспечить когнитивную структуру, к которой можно привязать (присоединить) новые знания. Вторая функция организаторов – улучшить припоминание.

Использование предварительных организаторов целесообразно при двух условиях:

1) когда ученики не обладают соответствующей информацией к которой могут присоединить новые знания;

2) когда соответствующая присоединяющая информация есть, но маловероятно, что она будет распознана учащимися, как таковая.

Аусюбель описывает четыре характеристики предварительных организаторов:

1. Их представляют до начала занятий.

2. Они должны оживлять в памяти предшествующие знания, которые соответствуют проводимому занятию.

3. Они должны соответствовать более высокому уровню абстрагирования, чем ранее изложенный материал. Они являются общими (широкими) понятиями, которые включают (присоединяют) более конкретные понятия.

4. Они делают наглядной связь между предшествующими знаниями и текущим занятием.

Аусюбель выделяет два вида организаторов:

1. Экспозиционные организаторы. Используются, когда материал абсолютно новый. Они предлагают описание (экспозицию) соответствующих предмету понятий.

2. Сравнительные организаторы Используют подобия и различия между новым материалом и предшествующим научением.

3. Дискриминативность (диссоциативность). В теории Аусюбеля важным показателем, определяющим устойчивость того, что изучается, является легкость, с которой учащийся может разграничить новый материал и предшествующие знания.

Он отмечает, что информация, очень напоминающая предшествующие знания (производное присоединение), часто быстро забывается, тогда как непохожий материал (коррелятивное присоединение), как правило, сохраняется в памяти дольше. Сравнение информации с точки зрения подобий и различий должно помогать и научению и запоминанию.

4. Придание смысла научению. Научение осмысленно, когда есть ясное отношение между новым материалом и существующим знанием (когнитивной структурой). Объекты или понятия содержат смысл только в связи с другими идеями и образами, существующими в когнитивной структуре учащегося. Т.е. смысл никогда не познается непосредственно, а конструируется учащимися.

 

 

Зайцева Алина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: