Дэвид Аусюбель (Ausubel, 1963, 1977) теоретик научения путем рецепции (восприятия) считает, обучение новым знаниям возможно в виде резюме учителя (в относительно законченной форме) и путем открытий (Брунер), но это не эффективно.
Открытия и проекты в подавляющем большинстве пустая трата времени. Аусюбель считает, что необходимо использовать "законы осмысленного научения в классе". По Аусюбелю, объект обретает смысл, когда он вызывает образ в "содержании сознания" в результате взаимосвязи с чем-то уже известным
Следовательно, научение предполагает изменения в познавательной структуре ученика, то есть зависит от предшествующего осмысленного научения. Учебный материал учителю можно вывести непосредственно из уже известного и заранее расширить почерпнутые знания и вывести новое знание.
Т.е Аусюбель считает, что необходимо обучение центрированное и на ученике и на учителе (необходимо конструктивное и директивное обучение в школе).
Аусюбель считает, что большинство людей научаются чему-либо главным образом путем рецепции (восприятия), а не открытий. Он натаивает, что в подавляющем большинстве учебных ситуаций открытия неэффективны и являются, как правило, пустой тратой времени. Другими словами, он четкий сторонник директивного обучения. Но в тоже время ряд важных аспектов его теории соответствуют конструктивистскому подходу.
Многие когнитивисты считают теорию Аусюбеля полезным компромиссом между подходами к образованию, центрированными на ребенке (конструктивизм) и центрированными на учителе (директивное обучение).
Сам Аусюбель называет свою теорию «осмысленным вербальным научением» ои определяет ее смысл как «поиск законов осмысленного научения в классе».
|
n По Аусюбелю объект обретает смысл, когда он вызывает образ в «содержании сознания» в результате своей связи с чем нибудь известным. Осмысленное научение требует предварительного усвоения родственных образов и понятий, которые (по терминологии Аусюбеля) могут «присоединить к себе» новые образы или понятия.
Это присоединение может быть двух видов:
1. Производное присоединение, когда новый материал весьма схож с тем, что уже известно.
2. Коррелятивное присоединение, которое относится к достаточно новому материалу, что требует некоторых изменений в существующей когнитивной структуре. Но при этом учитель все равно должен опираться на уже имеющиеся у учащегося знания.
3. Когнитивная структура состоит из организованных в сознании учащихся понятий. Как и Брунер Аусюбель полагает, что когнитивная структура является иерархической.
Наиболее общее понятие находится на вершине, а все более конкретные понятия располагаются ближе к основанию. Поэтому и обучение должно двигаться от общих понятий к все более и более конкретным.
Это напоминает спиральные планы Брунера (вначале основная идея, а потом обращение к ней на все более сложных уровнях абстракции).
А фундаментальное отличие Брунера и Аусюбеля состоит в том, что первый полагает, что учащихся следует знакомить с конкретикой, позволяя им открывать собственную организацию знаний, а второй считает, что необходимо давать уже заранее организованную информацию. Этот тип обучения Аусюбель называет экспозиционным обучением.
|
При нем педагог несет основную ответственность за организацию и представление информации в относительно законченной форме.
Аусюбель утверждает, что экспозиционное обучение не является пассивным, не подавляет творческие способности и не способствует механическому научению. Оно ни в коей мере не механично, поскольку предполагает соотнесение нового материала с уже существующей когнитивной структурой. Механическое же научение предполагает усвоение изолированных элементов информации.
Общие рекомендации Аусюбеля для планирования и изложения материала при экспозиционном обучении.
1. Предварительные организаторы. Это набор идей и понятий, предлагаемый ученику перед изложением нового материала. Организаторы должны обеспечить когнитивную структуру, к которой можно привязать (присоединить) новые знания. Вторая функция организаторов – улучшить припоминание.
Использование предварительных организаторов целесообразно при двух условиях:
1) когда ученики не обладают соответствующей информацией к которой могут присоединить новые знания;
2) когда соответствующая присоединяющая информация есть, но маловероятно, что она будет распознана учащимися, как таковая.
Аусюбель описывает четыре характеристики предварительных организаторов:
1. Их представляют до начала занятий.
2. Они должны оживлять в памяти предшествующие знания, которые соответствуют проводимому занятию.
3. Они должны соответствовать более высокому уровню абстрагирования, чем ранее изложенный материал. Они являются общими (широкими) понятиями, которые включают (присоединяют) более конкретные понятия.
|
4. Они делают наглядной связь между предшествующими знаниями и текущим занятием.
Аусюбель выделяет два вида организаторов:
1. Экспозиционные организаторы. Используются, когда материал абсолютно новый. Они предлагают описание (экспозицию) соответствующих предмету понятий.
2. Сравнительные организаторы Используют подобия и различия между новым материалом и предшествующим научением.
3. Дискриминативность (диссоциативность). В теории Аусюбеля важным показателем, определяющим устойчивость того, что изучается, является легкость, с которой учащийся может разграничить новый материал и предшествующие знания.
Он отмечает, что информация, очень напоминающая предшествующие знания (производное присоединение), часто быстро забывается, тогда как непохожий материал (коррелятивное присоединение), как правило, сохраняется в памяти дольше. Сравнение информации с точки зрения подобий и различий должно помогать и научению и запоминанию.
4. Придание смысла научению. Научение осмысленно, когда есть ясное отношение между новым материалом и существующим знанием (когнитивной структурой). Объекты или понятия содержат смысл только в связи с другими идеями и образами, существующими в когнитивной структуре учащегося. Т.е. смысл никогда не познается непосредственно, а конструируется учащимися.
Зайцева Алина