ОСОБЕННОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ




Кейсы по теме «Рынок земли»

Кейс № 1

ОСОБЕННОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Любой объект недвижимости — это результат взаимодействия таких факторов производства, как земля, капитал и труд, причем два из них мобильны, а третий — неподвижен и ограничен. Эти свойства земли и рассматриваются в большинстве учебников по экономике недвижи­мости как фактор, определяющий невозможность увеличения предло­жения недвижимости даже при росте цен на нее. Отчасти это верно, но если бы дело было только в этом, то следствием роста спроса был бы постоянный рост цен на недвижимость, однако известно, что на рынке недвижимости, так же, как и на любом другом, рост цен сменяется их падением, превышение спроса над предложением — избытком предло­жения. Следовательно, дело не только в этом.

Из ограниченности земельных ресурсов на планете вовсе не следует, Что территория жилой застройки Москвы, Новгорода или Уфы не мо­жет быть увеличена либо за счет увеличения территории города в це­лом, либо за счет сокращения доли земель промышленной застройки в городе.

Величина жилищного фонда может быть увеличена и при неизменной используемой площади земли за счет увеличения этажности жилых зда­ний, или, иначе говоря, за счет замены фактора земли дополнительны­ми вложениями капитала и труда в тот же участок земли.

В данном случае существует теоретический и практический вопрос о вы­боре между разными вариантами решения одной и той же проблемы увеличения объема предложения на рынке недвижимости. Этот вопрос может встать, например, перед застройщиком в ситуации возрастания спроса на рынке недвижимости. Застройщик в этой ситуации должен будет выбирать между приобретением новых участков земли или более интенсивным использованием уже имеющихся. Какие же факторы бу­дут определять этот выбор?

Значение будет иметь и возможность приобретения новых участков земле,) но главное, чем должен руководствоваться застройщик, — цена земли й цена дополнительных вложений капитала. Если приобретение до­полнительных территорий оказывается более дорогим, чем использова­ние более дорогих конструкций, материалов и т.д., то резонным будет е замещения земли капиталом, если нет — лучше путь приобретения земли. Как видим, в основе того или иного решения лежит идея замещения, широко используемая в оценке недвижимости.

Впрочем, на деле проблема выбора еще сложнее. Например, при выбо­ре того или иного варианта следует иметь в виду и влияние того или иного решения на ценность недвижимости для ее потенциального при­обретателя.

Иначе говоря, тот или иной вариант, выбранный застройщиком, влияет как на издержки, так и на цену недвижимости. При этом влияние это будет различно для разных видов недвижимости.

Таким образом, предложение на рынке недвижимости может быть уве­личено различными способами. Другое дело, что освоение новых тер­риторий, создание новых объектов недвижимости, использования но­вых материалов и конструктивных решений — процесс длительный, а потому предложение на рынке недвижимости не может быть увеличе­но сразу же после возрастания цен на недвижимое имущество или, как принято говорить в работах по экономической теории, — предложение на рынке недвижимости абсолютно неэластично в краткосрочный пе­риод.

Причина этой неэластичности — длительность процессов создания объектов недвижимости. Для того чтобы рынок мог ответить на рост цен увеличением предложения, необходим период в два-три года.

Длительность реакции предложения на изменение цен на рынке недви­жимости наиболее характерна для рынка вновь создаваемых объектов недвижимости и в меньшей мере для рынка уже созданных объектов, что является одним из оснований выделения в структуре рынка недви­жимости первичного и вторичного рынка.

Стоит заметить, что на вторичном рынке недвижимости в развитых стра­нах эластичность предложения также довольна низка, поскольку фонд недвижимости распределен между группами населения в соответствии с Их уровнем доходов, социальным статусом и пр.

"Впрочем, специфика рынка недвижимости не исчерпывается особенностями «поведения» предложения.

Не менее интересной является и реакция спроса на изменение цен и до­ходов. Так, исследования, проведенные в США в 1980-е гг., показали, что эластичность спроса по цене на рынке жилья составляет примерно 0,6, а эластичность спроса по богатству близка к единице.

На практике это значит, что клиент, имеющий доход на человека в семье 300 дол. в месяц, но располагающий богатством (например, двух­комнатной квартирой), предпочтительнее клиента с доходом в 500 дол., не обладающего накопленным богатством.

Объяснение этих выводов довольно просто, но весьма важно для пони­мания того, какие факторы могут способствовать повышению спроса на рынке недвижимости и какие инструменты могут быть полезны для расширения платежеспособного спроса на рынке.

Суть дела в том, что доходы большинства потребителей недвижимости и цены на объекты недвижимости — явления совершенно разного по­рядка. Как правило, цена недвижимости в несколько раз (а в нашей стране даже в несколько десятков раз) выше, чем годовой доход ее пользовате­ля, поэтому даже если доход увеличится на несколько десятков процен­тов, то разрыв между ним и ценой недвижимости существенно не со­кратится.

Другое дело общий запас благ (богатство), которым обладает потреби­тель недвижимости, его величина становится уже вполне соизмеримой с ценами на рынке недвижимости.

Таким образом, ответ на вопрос, как повысить спрос на рынке недви­жимости, довольно прост — нужно создать механизм, позволяющий трансформировать богатство потребителя в его текущую платежеспо­собность.

Российский рынок недвижимости уже нашел несколько вариантов та­кого механизма. На вторичном рынке это встречные сделки купли-про­дажи, на первичном — принятые в зачет имеющегося жилья. По сути дела, все это способы трансформации накопленного богатства в теку­щую платежеспособность.

' Исходные данные: https://shopclub.com.ua/news40685.html

ВОПРОСЫ

1. Какие факторы производства вы знаете?

2. Какие факторы являются мобильными, а какие имобильными и огра­ниченными? Почему?

3. 11окажите графически превышение предложения над спросом на рынке недвижимости. Равновесие.

4. Постройте производственную функцию в строительстве. На чем ос­новывается застройщик при ответе на вопрос: как производить?

5. Как рассчитывается коэффициент замещения на рынке недвижимо­сти?

6. Как отнесется покупатель элитного жилья к увеличению этажности жилого комплекса? Не потеряет ли жилье в цене?

7. Что является одним из оснований для выделения первичного и вто­ричного жилья?

8. Покажите графически влияние фактора времени на эластичность пред­ложения при увеличении спроса на недвижимость. Прокомментируй­те ваши действия.

9. О чем говорит коэффициент эластичности спроса по цене, равный 0,6, а коэффициент эластичности спроса по богатству, близкий к едини­це?

10. Кто предпочтительнее для застройщика: клиент с большим доходом или клиент с накопленным богатством? Почему?

11. Какие особенности спроса и предложения на рынке недвижимости?

Кейс № 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: