БОРЬБА С КРИМИНАЛОМ. СОЗДАНИЕ РУБОП




Организованная преступность в России прошла четыре этапа:

▪ Середина 1970-х — середина 1980-х гг. — период становления организованной преступности, характеризующийся «черным» рэкетом, «валютными операциями» и т.п.

▪ Середина 80-х — середина 90-х гг. — активизация деятельности преступных организаций, рэкет, торговля наркотиками, контрабанда цветных металлов, контрабанда и торговля фальсифицированным алкоголем.

▪ Середина 90-х — начало 2000-х гг. — дальнейшее развитие организованной преступности, включение в мировые криминальные сети, вхождение в легальный бизнес и властные структуры.

▪ С начала 2000-х гг. — современный этап. Характеризуется тесным слиянием организованной преступности, «правоохранительных» органов, властных структур и бизнеса. Полиция «крышует» мелкий и средний бизнес, розничную торговлю наркотиками («точки»), секс-бизнес («конторы»), ФСБ и Федеральная Служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) «крышуют» оптовые потоки наркотиков. В регионах России объединились в контроле за всем и вся преступные организации, полиция, прокуратура, суда, местные органы власти (Кущевская станица, Гусь-Хрустальный, Миасс, Энгельск, Березовск, «Общак» Хабаровского края, «Уралмаш» на Урале, далее — везде…).

В результате: «с каждым днем становится все очевиднее, что сращивание власти и криминала по модели, которую сейчас называют «кущевской», — не уникально. Что то же самое (или нечто сходное) происходило и в других местах — в Новосибирске, Энгельсе, Гусь-Хрустальном, Березовске и так далее… Всем очевидно, что в этом случае наше государство превратится из криминализованного в криминальное» (В. Зорькин, Председатель Конституционного Суда РФ, 10.12. 2010); «произошел целый ряд трагических событий, в результате которых погибли, были убиты наши граждане. Их причинами являются, в том числе, и расхлябанность в деятельности правоохранительных и других властных органов, зачастую их прямое сращивание с криминалом» (президент РФ Д. Медведев, 01.12.2010).

Криминологический анализ показывает, что российская система уголовной юстиции плохо перерабатывает даже выборочно регистрируемую преступность. И если она сегодня не справляется с расследованием выборочно учтенных, примерно 3 млн преступлений и около 1 млн подсудимых, то эта система совсем рухнет под грудой 15-20 млн реально совершаемых преступлений.

Система уголовной юстиции в основном нацелена на бедные, низшие, слабо адаптированные, алкоголизированные, деградированные и маргинальные слои населения, совершающие традиционные уголовные деяния. Кто же эти пойманные преступники? По данным МВД 2004 г., в числе 1,3 млн выявленных преступников находились: 53% - лица, не имеющие постоянного источника дохода; 24% - совершившие преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; 24% - ранее судимые, 18% - женщины, 11% — несовершеннолетние и 3,6% — совершившие преступления в составе организованных групп или преступных сообществ. Такая статистика удовлетворяет власть, элиту, правоохранительные органы, суды, тюрьмы, криминологов и большинство населения, кроме той части, которая "попалась".

Подобная практика серьезно подрывает конституционный принцип: все равны перед законом и судом, - и является особо криминогенным обстоятельством.

Вместе с тем преступления совершают и богатые, и образованные, и высокопоставленные; правящая, политическая и экономическая элита; президенты, премьер-министры, министры и губернаторы. Коэффициент поражаемое™ реальной преступностью элитарных групп не ниже, чем самых неблагополучных слоев населения.

Давно назрела необходимость в углубленном квалифицированном анализе так называемой привилегированной преступности, именуемой VI?- преступностью, которая включает в себя две подсистемы - элитно-властную и бизнес элитную. Их взаимодействие зафиксировано еще в учебнике "Криминология" 1993 г. как криминализация политики и политизация криминала. "Три кита" современной российской преступности - элитно-властная, бизнес элитная и организованная базируют и цементируют преступность и не только в России.

Низка эффективность борьбы с отдельными видами преступлений. Раскрываемость терроризма в нашей стране по отдельным видам не превышает 10-20%, тогда как 80- 90% террористических актов достигают цели. Таким образом, эффективность террористической деятельности в 6-8 раз выше антитеррористической. В 2002 г. расследовались 518 случаев терроризма. Завершены расследованием 86 (16,6%). Из них установлены всего лишь 22 случая (около 4%), которые были совершены организованными преступными формированиями. Нераскрытая организация продолжает действовать.

Другое стратегическое направление криминологии, которое нуждается в самостоятельном познании, — исследование так называемой "юридической преступности". Она охватывает преступность в сфере законодательства, правоприменения, судебной системы, юстиции, контрольно-ревизионной деятельности. Мы теперь выделяем криминогенность и коррупциогенность законов, принятых Государственной Думой и легально обусловливающих преступность. Таковы, например, законы о приватизации, банкротстве, налоговых и таможенных льготах, о продаже земли, о процессуальном порядке избрания меры пресечения субъектам преступлений и т.п. По рейтингу коррумпированности на первом месте политические партии, на втором - служба безопасности дорожного движения, на третьем - Государственная Дума, на четвертом - правоохранительные органы и т.д. Коррупционерам сегодня не страшны правоохранительные органы, которые так и не получили реальной независимости. Не изменив принципиально отношение государства и общества к правоохранительным органам, никакого перелома в борьбе с преступностью и защите прав граждан и всех субъектов хозяйствования не произойдет. Сегодня правоохранительные органы оказались неготовыми вести активную и наступательную борьбу с преступностью в современных социальнополитических и экономических условиях развития общества. В борьбе с коррупционерами и олигархами предлагается учитывать размеры их состояний, сколоченных в 90-х гг. прошлого столетия. Можно говорить о постановке такой цели, как ликвидация всех личных состояний, достигающих размера 100 млн долларов и выше; имея в виду, что этот количественный критерий учитывает угрозу использования сконцентрированных в одних руках грязных" ресурсов для давления на политическую власть. Для того чтобы свести потери к минимуму, государству следовало бы запретить используемую сегодня ворами-олигархами схему продажи своих российских активов зарубежным покупателям и самому выкупить у них это имущество по приватизированным в свое время ценам (в последнее время распродажу российской собственности осуществляли Фридман, Абрамович, Смоленский).

Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 года "О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью" позволил выстроить надежный заслон распространению организованной преступности и обуздать главарей и активных участников преступных формирований. Впервые на цели борьбы с организованной преступностью были выделены значительные государственные средства. Штатная численность органов внутренних дел была увеличена почти на 20 тысяч единиц.

В центре и на местах были созданы: Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации (ГУОП), преобразованное в 1998 году в Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На Главк были возложены функции: пресечение деятельности преступных сообществ, банд и организованных групп, пресечение их финансирования, выявление и привлечение к ответственности должностных лиц и госструктур, действующих в интересах преступных сообществ, раскрытием преступлений связанных с фактами похищения людей, захвата и удержания заложников, квалифицированным вымогательств, незаконного приобретения, сбыта, хранения, перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов. К компетенции Главка также относились преступления в сфере экономики, совершаемые организованными группами, и криминальными лидерами.

В структуре Главка были созданы региональные управления по организованной преступности (РУОП, РУБОП) в 13 экономических регионах и управления, отделы по организованной преступности (УБОП, ОБОП) при МВД, УВД всех регионов. Они были усилены специальными подразделениями быстрого реагирования (СОБР), которые оснащались современными видами передвижения, защиты и вооружения. На них была возложена задача предупреждения и пресечения деятельности вооруженных преступных групп.

Начальником вновь созданного Главного управления по организованной преступности МВД Российской Федерации был назначен первый заместитель министра внутренних дел России Егоров М.К.

Начальниками региональных управлений, одновременно по должности заместители начальника Главного управления по организованной преступности были назначены: Рушайло В.Б. – РУОП по городу Москве; Карташов А.К.– РУОП по Центральному экономическому региону; Колесников А.П. – Центрально-Черноземное РУОП; Сидоренко С. Ф. - Северо-Западное РУОП; Кладницкий И.И. – Волго-Вятское РУОП; Ерёмкин В.И. – Поволжское РУОП; Ешугаов Р. Ш. – Северо-Кавказское РУОП; Кучеров В. И. – Южное РУОП; Борисов В.Д. – Уральское РУОП; Прощалыкин Ю.М. – Западно-Сибирское РУОП; Егоров А. Н. – Восточно-Сибирское РУОП; Измеров В. К. – Северо-Восточное РУОП; Меновщиков Н.А. – Дальневосточное РУОП. На плечи этих руководителей легла основная ответственность за формирование и налаживание работы вверенных им подразделений.

Помимо укрепления территориальных подразделений по борьбе с организованной преступности увеличивалась штатная численность органов внутренних на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; учреждений исполнительно-трудовой системы; научных заведений. Для подготовки специалистов по борьбе с организованной преступностью был создан институт.

В 1993 году приказом министра внутренних дел Ерина В.Ф., для подготовки милицейской элиты — подразделений, ведущих борьбу с оргпреступностью и коррупцией, был создан Московский институт МВД России, с филиалом в г.Тверь, который возглавил Попов В. Данное специализированное ВУЗ внесло существенный вклад в развитие теории и практики борьбы с современными видами организованной преступности, дало путевки в жизнь сотрудникам Службы, многие из которых, и по настоящее время продолжают верно служить Отечеству.

Укреплялся следственный аппарат МВД России. Усиленная его часть, сохраняя процессуальную самостоятельность, была ориентирована на расследование уголовных дел против организованной преступности и придавалась непосредственно Региональным управлениям по организованной преступности, подчиняясь при этом, как требует того Уголовно-процессуальный кодекс, своим руководителям.

Были предприняты определенные меры по усилению международной борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Россия, как правопреемник СССР, стала полноправным членом Интерпола на основании Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола". На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД было создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ).

В ГУОП были налажены контакты с аналогичными подразделениями в 13 странах Европы и Америки. Прямые каналы телефонной и факсимильной связи позволяли оперативно вести обмен информацией с ведущими специальными службами такими как ФБР (США), БКА (Германия), Антимафия (Италия). Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП) на территории государств – участников Содружества Независимых Государств. Директором Бюро был назначен Рухлядев С.И., до этого первый начальник ГУБОП МВД Республики Беларусь.

Были намечены и другие меры материально-ресурсного характера, направленные на поддержку борьбы с этим крайне опасным негативным явлением. Кроме того, 14 июня 1994 года вышел Указ Президента России "О борьбе с бандитизмом и другими опасными формами, организованной преступности", который позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору доказательств в отношении главарей преступных формирований.

В результате этих и многих других принятых мер была создана и успешно действовала Служба по борьбе с организованной преступностью. Ликвидированы тысячи бандитских формирований, организованных преступных сообществ и групп, выявлено и пресечено совершение большого количества тяжких и особо тяжких преступлений, были реализованы задачи по недопущению проникновения криминала во власть, очищены от криминала ряд территориальных образований и субъектов Российской Федерации.

Особая страница в деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью – их участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Практически каждый сотрудник, а многие неоднократно, выполняли служебно-боевые задачи в этом регионе, являясь образцами отваги и самопожертвования. За мужество и героизм при выполнении служебного долга звание Героя Российской Федерации удостоены 35 сотрудников службы по борьбе с организованной преступностью, из них 27 – посмертно. Многие награждены орденами и медалями.

Начиная с 2000 года Служба неоднократно, порой необоснованно, подвергалась реорганизациям, связанным с изменением решаемых задач. Так, 30 мая 2000 года Управления, отделы по борьбе с организованной преступностью МВД - УВД регионов передавались в прямое подчинение МВД России. В декабре 2000 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 925 была попытка создания Комитета Федеральной криминальной милиции МВД России и соответствующих комитетов МВД России по субъектам Российской Федерации.

КФКМ задумывался как ведущая силовая структура МВД РФ. В его состав входили Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), Управление "Р", Управление собственной безопасности, Оперативно-поисковое управление и Управление оперативно-технических мероприятий. В каждом из 8 федеральных округов, а также в каждом из субъектов федерации предполагается создание аналогичных структур. КФКМ был призван осуществлять координацию деятельности входящих в него подразделений, в целях улучшения их взаимодействие и исключения дублирования. Первым его руководителем стал Гурьев В.В. Однако реорганизация с чрезмерным укрупнением предполагаемых комитетов за счет передачи в них из МВД – УВД почти всех оперативных подразделений была вскоре отменена.

26 сентября 2001 года в соответствии с приказом МВД России № 855 ГУБОП был включен в Службу криминальной милиции (СКМ) МВД РФ. Все подразделения по борьбе с организованной преступностью на местах переданы в структуру криминальной милиции МВД – УВД регионов. В это же время, в системе МВД России были ликвидированы Региональные управления по борьбе с организованной преступностью. На их базе созданы Оперативно-розыскные бюро в составе Главных управлений МВД России по восьми федеральным округам. Приказом МВД России № 951 - 2001 года в структуре Управлений, отделов по борьбе с организованной преступностью были созданы специальные отделения по проведению оперативно-разведывательных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение проявлений экстремизма и терроризма, отнесенных к компетенции МВД России. 16 сентября 2002 года в распоряжение СКМ МВД - УВД регионов были переданы специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), которые были переименованы в отряды милиции специального назначения (ОМСН).

В связи с упразднением в системе МВД России подразделений по противодействию незаконному обороту наркотиков, 30 июня 2003 года в структуре Главного управления по борьбе с организованной преступности создано Оперативно-розыскное бюро по противодействию незаконному обороту наркотиков, а в Управлениях по борьбе с организованной преступностью при МВД - УВД регионов образованы отделы по противодействию незаконному обороту наркотиков. Так же в 2003 году в структуре Главка было создано подразделение по борьбе с терроризмом - "Центр Т", а в МВД – УВД субъектов его региональные подразделения.

10 ноября 2004 года ГУБОП было преобразовано в департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД России. В подчинении ДБОПиТ находились несколько оперативно-розыскных бюро, центр по борьбе с терроризмом (Центр "Т") и центр специального обеспечения (Центр "С"), а также отряд милиции специального назначения "Рысь".

Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 года Служба по борьбе с организованной преступностью была расформирована, ее функции переданы в другие подразделения МВД России. Этим же Указом было образовано Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России).

За 20-летний период руководителями Службы являлись: Лагода Е.И., Назаров Ю.П., Гуров А.И., Егоров М.К., Петров В.Н., Васильев В.А., Селиванов В.В., Козлов В.И., Ваничкин М.Г., Овчинников А.А., Овчинников Н.А., Мещеряков С.Г.

ЛИТЕРАТУРА:

ГИЛИНСКИЙ Я.И. ЧУДЕСА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

https://лигабоп.рф/bop/

Абызов Р.М. Криминологический анализ тенденций современной преступности в России



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: