Факторы, препятствующие возникновению аутоагрессивного поведения у подростков
• Положительные жизненные установки, жизненная позиция.
• Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
• Наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
• Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
• Уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
• Планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
Проявляйте ласку к детям, демонстрируйте им свою любовь.
Одним из сильных факторов, удерживающих
молодых людей в жизни, являются
доверительные, любящие отношения с
родителями!
МБОУ «Башкирский лицей № 48» Составитель педагог-психолог Соснина О.П
Аутоагрессия — это отклоняющееся поведение ребенка, когда он психически или физически калечит себя. Многие делают это, когда испытывают стресс или чувство неудовлетворенности, страх.
Саморазрушающее поведение могут спровоцировать патофизиологические процессы в головном мозге из-за травмы, инфекционного процесса или неврологического расстройства, например, при аутизме.
Аутоагрессия - это внутренний крик.
Если вы заметили шрамы от порезов или другие следы выражения аутоагрессии у ребенка, учтите, что это ни в коем случае не попытка самоубийства, не всегда способ привлечь внимание или крик о помощи.
Для большинства подростков это попытка убрать тяжелые мысли, грусть или стресс.
Аутоагрессия в детском сознании помогает снять тяжелое состояние при психических расстройствах, различных формах использования, в том числе домашнем насилии, а не только при депрессии.
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
|
-эмоционально чувствительные, ранимые; -настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
-склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
-пессимистичные;
-замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Как понять, что ребенок решился на самоубийство
1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии
("Я не могу так дальше жить";"Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться");
2. Поведенческие признаки.
Раздаривает вещи, имеющие для него большую значимость; приводит в порядок дела; мирится с давними врагами;
- становится неряшливым; наблюдается депрессия
- пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками;
раздражителен, угрюм;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
-социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
-живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
-ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
-предпринимал раньше попытки суицида;
-имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
|
-перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
Причиной суицида подростка, чаще всего,
является длительная конфликтная
ситуация в семье.
Что делать, если вы заметили, что ребенок вредит самому себе?
(порезы на руках)
Спросите: «все ли в порядке?»; поинтересуетесь: «нужна ли моя помощь, все ли хорошо в школе; что именно я могу сделать, чтобы тебе стало лучше?»;
просто скажите: «я хочу, чтобы ты знал, что бы ни случилось, я всегда буду с тобой/на твоей стороне, ты можешь со мной поделиться, тогда мы вместе решим проблему».
Подростки часто пытаются эмоционально отгородиться от родителей. Не позволяйте им почувствовать себя одинокими.
• Необходимо ежедневно задавать вопросы о важных для ребенка вещах, при этом уважая личное пространство собеседника и его мнение.
• Чтобы предотвратить аутоагрессию, придерживайтесь такой позиции: жизнь — это высшая ценность.
• Объясните, что неудачи — это часть жизни. Они неизбежны и помогают предупредить ошибки в будущем. Не позволяйте, чтобы ребенок зациклился на своих поражениях.
• Стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Чего делать категорически нельзя!
1.Показывать пальцем на шрамы
2. Устраивать истерику. У ребенка уже произошла трагедия, даже если его проблема кажется вам надуманной. Ваша цель: выяснить, что произошло и постараться помочь.
З.Говорить: «какой ужас, что за фигню ты
творишь?»
4. Поднимать рукав, рубашку, еще больше обнажая шрамы.
5. Стыдить или другим способом провоцировать