МОДУЛЬ 2.ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

1. Понятие о психологии, предмет психологии, Понятие о психике. Этапы развития психики в филогенезе.

2. Виды психических явлений и их краткая характеристика. Место психологии в системе наук, структура современной психологии. Методы исследования в психологии и их характеристика.

3. Понятие личности в современной отечественной и зарубежной психологии. Человек, личность, индивид, индивидуальность.

4. Проблема структуры личности в психологии. Специфика мотивационно-потребностной сферы личности. Самооценка, уровень притязаний, их характеристика и взаимосвязь.

5. Понятие о деятельности в психологии. Структура деятельности. Разнообразие видов деятельности и их характеристика.

6. Понятие о внимании в психологии. Психологические механизмы внимания. Физиологические механизмы внимания.

7. Виды внимания и их характеристика. Управление вниманием учащихся на уроке. Свойства внимания и их характеристика. Методы изучения внимания.

8. Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Виды ощущений. Физиологические механизмы ощущений и восприятия.

9. Понятие о чувствительности. Пороги чувствительности. Закономерности ощущений.

10. Понятие о восприятии. Основные свойства восприятия. Виды восприятия и их характеристика.

11. Понятие о памяти. Физиологические механизмы памяти. Психологические теории памяти. Виды памяти и их особенности.

12. Процессы памяти и их характеристика. Приемы улучшения памяти.

13. Понятие о мышлении как отражении существенных свойств действительности в опосредованной и обобщенной форме. Виды мышления и основания их классификации.

14. Основные логические формы мышления и их характеристика. Основные процессы мышления и их характеристика.

15. Понятие о языке и речи как средстве мышления.

16. Понятие о воображении. Виды воображения и его роль в научном, техническом и художественном творчестве. Процессы создания образов воображения.

17. Понятие об эмоциях и чувствах в психологии. Функции эмоций. Эмоциональные состояния и их характеристика. Виды чувств и их характеристика.

18. Проблема воли в психологии. Качества воли. Структура волевого действия. Воспитание и самовоспитание воли.

19. Психология общения.

20. Понятие социальной группы. Классификация социальных групп.

21. Психология малой группы.

22. Гуморальные теории темперамента. Конституциональные теории темперамента. Нейродинамические теории темперамента.

23. Психологические описания типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

24. Понятие о характере. Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Типология характеров.

25. Понятие о способностях. Природные предпосылки способностей. Качественная и количественная характеристика способностей.

26. Структура способностей. Уровни способностей.

27. Зарождение психологии как науки. Представления о душе, сознании и проблема их изучения в истории психологии.

28. Основные этапы развития психологии. Различные подходы к пониманию предмета психологии в истории становления психологического знания.

29. Общая характеристика развития психологии в период античности, Средневековья, эпохи возрождения и в Новое время.

30. Становление и развитие новых психологических школ на рубеже 19-20 веков: структурализм, функционализм.

31. Психологические теории и направления первой половины 20 века: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, аналитическая психология К.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера.

32. Основные психологические школы второй половины 20 века: гуманистическая, генетическая, когнитивная психология.

 

МОДУЛЬ 2.ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

1. Предмет, задачи и разделы возрастной психологии.

2. История возникновения и развития возрастной психологии. Основные идеи П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

3. Биогенетические, социогенетические и психогенетические концепции развития и их характеристика.

4. Условия и движущие силы психического развития человека. Культурно-историческая концепция психического развития человека (Л.С.Выготский).

5. Периодизации когнитивного развития (Ж.Пиаже, А.Валлон).

6. Периодизации психосоциального развития (Э.Эриксон, А.Петровский).

7. Периодизации психосексуального развития человека (З.Фрейд, Ю.М.Орлов).

8. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину.

9. Кризисы возрастного развития и их характеристика.

10. Период новорожденности и его характеристика.

11. Психическое развитие ребенка в младенческом периоде.

12. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.

13. Особенности развития речи в детском возрасте.

14. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

15. Новообразования дошкольного возраста. Проблема готовности детей к обучению в школе.

16. Социальная ситуация развития младшего школьника. Кризис 7 лет.

17. Общая характеристика личности младшего школьника. Особенности познавательных процессов младших школьников.

18. Ведущая деятельность и новообразования младшего школьного возраста. Проблема психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.

19. Проблема кризиса подросткового возраста в психологии. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста и их значение для психического развития.

20. Социальная ситуация развития подростка. Взаимоотношения взрослого и подростка. Ведущая деятельность подростка.

21. Новообразования подросткового возраста и их характеристика. Учебная деятельность подростка.

22. Общая юношеского характеристика возраста (возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

23. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

24. Молодость как начальный этап зрелости. Кризисы зрелости и пути их преодоления.

25. Общая характеристика старости.

26. Зарождение и основные этапы становления педагогической психологии.

27. Понятие обучения в психолого-педагогической литературе. Педагогический и психо-логический подходы к обучению.

28. Проблема соотношения обучения и развития в психологии. Зона ближайшего и зона актуального развития.

29. Понятие о традиционном и развивающем обучении. Недостатки традиционного обучения.

30. Теория проблемного обучения. Классификация проблемных ситуаций и их создание на уроке.

31. Теория программированного обучения. Виды программирования (линейное, разветвленное, смешанное) и их характеристика.

32. Алгоритмизация в обучении. Виды и примеры алгоритмов в обучении.

33. Теория поэтапного формирования умственных действий. Типы ориентировок. Реализация теории поэтапного формирования в обучении и структуре урока.

34. 3наково-контекстное обучение (А.А. Вербицкий). Понятие о знаково-контекстном обучении. Деловые игры как одна из форм современного вузовского и после вузовского образования.

35. Теория личностно-ориентированного обучения. (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаренко, В.В. Сериков). Учащийся как субъект познания. Учет индивидуально-психологических характеристик обучающегося в обучении.

36. Теория учебной деятельности. Структура (компоненты) учебной деятельности. Учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка и их характеристика. Реализация учебной деятельности на уроке.

37. Учет возрастных особенностей учащегося в процессе обучения. Обучаемость как характеристика субъектов деятельности. Показатели обучаемости.

38. Психологические причины неуспеваемости и пути ее преодоления.

39. Одаренные и способные школьники. Факторы, способствующие появлению одаренных детей.

40. Проблема дифференциации образования с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Позитивные и негативные стороны дифференциации образования.

41. Изучение личности учащегося и написание психолого-педагогической характеристики в структуре педагогической деятельности.

42. Понятие педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности.

43. Мотивация и центрация педагогической деятельности. Виды педагогических центраций. Педагогические умения.

44. Понятие о стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Классификации стилей деятельности и поведения в психологии (К.Левин, А.К.Маркова, А.Я.Никонова).

45. Психологический анализ урока в деятельности педагога.

46. Учитель как субъект педагогического труда. Профессионально значимые качества личности учителя.

47. Барьеры и затруднения в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности. Негативные установки в общении и пути их преодоления.

48. Конфликты в педагогическом коллективе и пути их преодоления. Создание атмосферы психологической поддержки в классе.

49. Самооценка и ее воспитательное значение.

50. Психологические основы воспитательной деятельности.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: