Научная новизна и практическая значимость проекта.




КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Наименование темы проекта. «Евразийская транспортная политика Республики Казахстан – стратегический приоритет национально безопасности».

2. Реферат (абстракт) проекта. В современных условиях формирования новой модели мировой экономики транспортная политика является стратегическим приоритетом государств Евразийского региона. В этих условиях изменяется баланс геополитических сил, которое оказывает прямое воздействие на региональную систему безопасности и на национальные интересы многовекторной внешней политики Республики Казахстан. В этой связи актуальными становятся вопросы определения геоэкономических и политических интересов нашей страны для обеспечения национальной безопасности.

Инвестиции в развитие международных транспортных магистралей, проходящих через территорию Казахстана, позволят решить целый комплекс вопросов: от интеграции страны в международную экономическую систему и придания ей статуса транзитного хаба до модернизации внутренних дорог, обновления железнодорожного и автомобильного парка. Для реализации данных планов, потребуется выработать политические механизмы, которые помогут найти баланс между внутренними, региональными потребностями и интересами глобальных участников в строительстве транспортных коридоров.

С целью реализации транспортной политики и транзитного потенциала Евразийских государств, Казахстан проводит комплекс мероприятий, направленных на модернизацию и строительства транспортных коридоров, имеющий мультипликативный эффект. Это принятые государственные программы и проекты: Стратегия «Казахстан-2050», План нации «100 шагов», «Западная Европа-Западный Китай», «Нұрлы жол» и другие. Основной целью государственной программы развития транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года является интеграция в международную транспортную систему и увеличение роста транзитных перевозок в два раза.

Евразийский континентальный транспортный узел отвечает вопросам устойчивого и последовательного развития государств региона, основной задаче геополитического характера – сохранению военно-политической и социально-экономической стабильности и региональной безопасности. В этой связи следует отметить совпадение интересов по транспортной политике Казахстана, государств Евразийского региона, Центральной Азии, Китай, США, Европейского союза, Индии, Ирана и Турции. Этими обстоятельствами и объясняется актуальность проекта.

Общеметодологическими основаниями изучения транспортной политики как стратегического приоритета национальной безопасности страны являются: структурный функционализм, теория конфликта, интеракционистский подход, диалектико-логические принципы исследования социальной реальности, методы построения идеально-типических моделей и факторного анализа, а также на историческом и логическом анализе политики обеспечения безопасности.

Выявление новых угроз и вызовов в сфере транспортной политики, разработка превентивных мер для сохранения национальной безопасности и построение модели евразийской транспортной политики в Казахстане станут главными научно-практическими результатами проекта. Применимость результатов будет обеспечена их представлением в форме аналитических отчетов для органов власти с адресными научно-практическими рекомендациями. Потенциальными потребителями результатов проекта являются представители политико-административного управленческого корпуса страны, научно-экспертное сообщество и образовательная сфера высшей школы.

3. Цель и задачи проекта. Цель проекта: состоит в разработке системы концептуальных положений, определяющих основные направления и механизмы реализации государственной транспортной политики, подчиненной задачам обеспечения национальной безопасности Казахстана.

Задачи проекта:

4. Ключевые слова. Транспортная политика, региональная безопасность, национальная безопасность, политический процесс, национальная политика, интеграция, логистика, геополитика.

 

Описание проекта

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: состоит в разработке системы концептуальных положений, определяющих основные направления и механизмы реализации государственной транспортной политики, подчиненной задачам обеспечения национальной безопасности Казахстана.

Задачи:

I.Выявить на основе проведенного анализа характер и специфику транспортной безопасности Казахстана в условиях радикально изменившихся геополитических и геоэкономических отношений.

На основе результатов анализа, статистических данных выявляна связь между транспортной политикой страны и ее национальной безопасностью.

II.Исследовать политические и экономические детерминанты казахстанской транспортной политики на постсоветском пространстве Евразии.

На основе анализа данных выявлены политические и экономические детерминанты в транспортной политики, области конкуренции, в которых имеют место острые противоречия, определены с учетом новых вызовов и угроз новых тренды транспортной сферы РК.

III.Выявить геополитический и геоэкономический потенциал казахстанского транспортного комплекса для его целенаправленного использования в целях обеспечения национальной безопасности Казахстана в современных геополитических условиях.

Казахстан как страна расположенная в сердце Евразии имеет геополитический и геоэкономический потенциал, который можно использовать в построении транпортной политики страны.

IV. В контексте национальной безопасности раскрыть актуальные организационно-политические проблемы транспортного комплекса на стратегических евроазиатских направлениях.

На основе анализа социологических данных проанализированы установки одних транспортных корридоров Республики Казахстан по отношению к другим, выявлены проблемы транспортного комплекса на стратегических евроазиатских направлениях.

V.Проанализировать политическую составляющую транспортной интеграции Казахстана в едином транспортном пространстве Евразии.

На основе изучения общественного мнения казахстанцев определена степень доверия к транспортным проектам.

VI. Оценить степень взаимодействия, сходства и различия в формировании транспортной политики в рамках международных объединений государств: СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, Международной Евроазиатской конференции по транспорту, Евроазиатского транспортного Союза.

На основе исследования транпортной политики зарубежных стран, выявлена степень взаимодействия между странами и международными организациями.

VII. Осуществить политический анализ содержания стратегических государственных документов, обеспечивающих перспективное развитие транспортного комплекса страны

На основе контент анализа програмных документов провести анализ перспективного развития транспортного комплекса.

VIII. Выявление степени влияния транспотных корридоров проходящих на территории Казахстана на экономику страны.

На основе анализа экономических, политических, культурных, организационно-управленческих стратегий различных, зафиксированных в социологических данных, статистических документах, документах и СМИ, прояснен уровень влияние транпортных проектов на экономику.

IХ. исследование посредством PEST-анализа транспортной политики в регионах Казахстана, через которые проходят международные транспортные пути.

На основе анализа опыта реализации транспортных программ, выявлена эффективность деятельности органов власти на местах по формированию толерантного климата между людьми различных национальностей.

Х. Разработка модели транпортной политики с учетом факторов национальной безопасности.На основе результатов региональных мониторинговых исследований разработан план трансформации ключевых параметров проектов, которые не работают на сохранение национальной безопасности страны в том или ином регионе страны.

ХI. анализ эффективности транпортной политики в регионах Республики Казахстан.

На основе разработанной методики проведен сравнительный анализ эффективности региональных политик по отношению к логистическим корридорам.

ХII. Разработка проекта развития широких транспортно-коммуникационных связей, способствующих созданию институциональных организационно-политических механизмов защиты национальных интересов и обеспечению национальной безопасности Республики Казахстан на евразийском направлении.

Через анализ статистических и динамических индикаторов, лежащих в основе модели транпортной политики, разработка механизмов обеспечения национальной безопасности и прогноз его развития.

Научная новизна и практическая значимость проекта.

1) Предпосылки к разработке проекта, обоснование научной новизны.

Евразийский континентальный транспортный узел отвечает вопросам устойчивого и последовательного развития государств региона, основной задаче геополитического характера – сохранению военно-политической и социально-экономической стабильности и региональной безопасности. В этой связи следует отметить совпадение интересов по транспортной политике Казахстана, государств Евразийского региона, Центральной Азии, Китай, США, Европейского союза, Индии, Ирана и Турции.

С целью реализации транспортной политики и транзитного потенциала Евразийских государств, Казахстан проводит комплекс мероприятий, направленных на модернизацию и строительства транспортных коридоров, имеющий фактор национальной безопасности и мультипликативный эффект. Это принятые государственные программы и проекты: Стратегия «Казахстан-2050», План нации «100 шагов», «Западная Европа-Западный Китай», «Нұрлы жол» и другие. Основной целью государственной программы развития транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года является интеграция в международную транспортную систему и увеличение роста транзитных перевозок в два раза. Этими обстоятельствами и объясняется предпосылки к разработке научного проекта.

Учитывая рост объема грузопотоков между крупным производителем Китаем и значительным потребителем Европой в период преодоления последствий мирового кризиса, основной целью транспортной политики Казахстана остается дальнейшее создание евразийского трансконтинентального моста.

Располагая комплексом сетей автомобильных и железных дорог, воздушными трассами, а также стратегически важным портом в г. Актау на Каспийском море, Казахстан способен реализовать имеющийся национальный транзитный ресурс для обеспечения бесперебойного евразийского транспортного сообщения.

Принимая во внимание потенциально ведущую роль Казахстана в развитии евразийской транспортной политики, участие в мировых интеграционных процессах с целью укрепления международного торгово-экономического сотрудничества и национальной безопасности региона.

обоснование научной новизны. Миссию транспортной политики на евразийском пространстве в XIX веке определил Д.И.Менделеев, сформулировав ее как «центр гравитации». В политических науках изучение проблем транспортной политики государств через призму обеспечения национальной безопасности подразделяются на три исследовательские направления. Первое направление научных исследований касается разработки различных парадигм, концептуальных и методологических подходов изучения проблем национальной безопасности.

Второе направление в контексте исследуемой темы связано с первых идей евразийства М.В.Ломоносова, Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого, П.П.Сувчинского, Г.В.Фроловского, В.Н.Ильина, Н.Н.Алексеева, Н.Я.Данилевского, В.П.Никитина, а в XX в. Г.В.Вернадского, Л.Н.Гумилева, Г.В.Осипова, А.С.Панарина, Н.И.Рыжкова, А.Акаева, П.Быкова, И.Б.Орлова.

В третьем — осуществляется исследование конкретных сторон политической трансформации в условиях глобализации, когда анализируются различные сферы общественной жизнедеятельности, в том числе развитие транспортного комплекса. С этими процессами тесно связаны научные поиски академиков РАН В.Н.Кудрявцева, Д.С.Львова, Г.В.Осипова, С.Ю.Глазьева, членов-корреспондентов РАН М.К.Горшкова, А.В.Дмитриева, В.Н.Иванова, Р.Г.Яновского, А.А.Горбунова, А.С.Дугина, В.П.Култыгина, В.К.Левашова, А.С.Панарина, Ю.В.Яковец, В.И.Якунина.

В качестве самостоятельных источников информации по исследуемой проблеме следует выделить работы М.К.Бандмана, А.В.Володина, С.С.Гончаренко, А.А.Горбунова, К.Е.Каратаевой, А.В.Ковтунова, И.Г.Конорева, В.А.Корзуна, А.Ф.Котляренко, П.В.Куренкова, В.А.Ламина, Р.Г.Леонтьева, А.Г.Мартынова, В.Ю.Малова, О.В.Соколовой, В.А.Хмеля, касающиеся транспортной стратегии в морском, воздушном и наземном пространстве, транспортной безопасности, учета на транспорте приоритетных интересов обеспечения национальной безопасности.

В Казахстане исследования в сфере геополитической транспортной сферы проводит Институт мировой экономики и политики, Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры, КИСИ при Президенте РК. О транспорте в Казахстане, современной ситуации, проблем и перспектив развития исследования првела сотрудник КИСИ при Президенте РК Можарова В. В., ученый секретарь КИСИ при Президенте РК Гусева Л.Ю. изучила перспективные направления сотрудничества Казахстана и России в транспортной сфере. Так же большой вклад в исследование вопросов транспортной политики внесли А.А. Казанцев «Транспортные коридоры через Центральную Азию: как создать их интегрированную сеть в условиях геополитических противоречий», Али Ресул Усул «Евразийские транспортные коридоры – новый путь сотрудничества: геополитические или экономические преимущества», К.Л. Сыроежкин «Транспортные коридоры на евразийском пространстве: экономика или геополитика», Б.П. Урынбасаров «Шелковый путь: новые возможности сотрудничества», Т.И. Султанов «Евразийские инфраструктурные артерии: возможности и вызовы, а также практические шаги по реализации сотрудничества» К.Е. Альмагамбетов «Основные аспекты повышения конкурентоспособности сухопутных маршрутов Евразии».

Предварительные результаты. Доказано, что практика развития системы национальной безопасности, с учетом неотъемлемой ее транспортной составляющей, предстает как социально-политический процесс, в котором транспортный комплекс выполняет интеграционную роль.

Разработан вариант интегративной модели встраивания транспортной сети в систему национальной безопасности страны, который может использоваться как методологическое основание политологического и социологического знания, а также как средство систематизации различных социально-политических концепций, объясняющих характер новых вызовов и угроз национальной безопасности Казахстана.

Уточнен и в значительной степени обновлен понятийный аппарат изучения национальной безопасности и ее транспортной составляющей, таких политических категорий, как «национальные интересы», «внутренние и внешние угрозы», «транспортная безопасность», «безопасность транспортной деятельности», «безопасность на транспорте». Углублена трактовка транспортной безопасности, понимаемой в широком смысле как фактор, способствующий реализации и защите национальных интересов Казахстана.

Обоснована необходимость разработки и поддержки на всем Евразийском ареале с приоритетом на постсоветском пространстве (в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС) системы интеграциональных мер по созданию единого коммуникационно-транспортного пространства. Доказана необходимость активизации участия Казахстана в создании и развитии международных транспортных коридоров, транспортных проектах, также обеспечению безопасного и устойчивого развития страны. Исходя из насущных потребностей обеспечения национальной безопасности обоснована потребность в широкомасштабной экономико-финансовой государственной поддержке отечественного транспортного комплекса.

Сформулирован геополитический подход к определению национальной безопасности Казахстана с опорой на транспортные коммуникации на евразийском пространстве, определена степень потенциальных геополитических и геоэкономических возможностей транспортной системы Казахстана в защите стратегических интересов и территориальной целостности государства от внутренних и внешних угроз, в обеспечении долговременного устойчивого развития страны, ее регионов.

Методы исследования И ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

 

1) Описание научных методов, используемых в проекте как обоснование способов достижения поставленных целей, обоснование выбранного подхода.

Методологические подходы к изучению транспортной политики как фактора нациоальной безопасности основываются на трех теориях: структурный функционализм как методологическая концепция изучения социальных систем, в которых каждый элемент выполняет свою собственную функцию; теория конфликта как явление, присущее природе человеческого общества, в основе которого лежит борьба за материальные блага, власть или престиж; интеракционистский подход как взаимодействие между этническими группами, осуществляемое посредством системы культурно обусловленных знаков и значений.

К конкретным методам исследования можно отнести сбор и анализ социальной информации через социологические исследования (анкетирование по специально разработанной анкете 2 раза в год, плановые интервью с экспертами, мини-интервью по актуальным событиям населения, фокус-группы в соответствии со специально разработанным опросником в регионах Казахстана, гг. Астана и Алматы), интент и контент-анализ печатных и электронных СМИ на казахском и русском языках, анализ материалов конференций, Круглых столов с участием экспертов, анализ статистической информации.

2) Критические точки, альтернативные пути реализации проекта.

Критические точки – настороженное отношение к мониторингу представителей органов власти на местах, не стремящихся в силу инертности мышления руководствоваться научными принципами управления социальными процессами.

Альтернативные пути реализации проекта связаны со спецификой реализации транпортной политики в различных регионах Казахстана. возможно, в ходе реализации проекта понадобиться корректировка социологического инструментария в отдельных регионах (на юге и севере, востоке и западе страны), замена одного метода исследования на другой.

3) Соблюдение принципов научной этики.

Соблюдение принципов научной этики в ходе проведения научных работ будут соблюдены наработанные стандарты качества подготовки научной продукции, результаты научных исследований будут докладываться на конференциях и круглых столах, других совместных коллективных мероприятиях, публиковаться в сборниках научных трудов, СМИ, поэтому плагиат и ложное соавторство исключены.

4) Детальный порядок и механизм проведения исследований, проводимых с участием людей и животных.

Проведение исследование будет проходить следующим образом. Для проведения экспертного опроса будет сформирован аналитический блок вопросов, который будет предоставлен экспертам.

5) Условия оформления и разделения прав интеллектуальной собственности на результаты исследования.

Защита прав интеллектуальной собственности не предусмотрена, поскольку результаты исследования будут отражены в публикациях, авторское право которых защищено соответствующими статьями действующего законодательства Республики Казахстан. Каждый исполнитель проекта будет выполнять отдельный раздел, предусмотренный планом. В случаях публикации статей в соавторстве интеллектуальная собственность на результаты исследования автоматически будет закрепляться за всеми соавторами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: