Колонизация Восточно-Европейской равнины




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ»

 

МГРИ

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Дисциплина «История»

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Колонизация восточными славянами Восточно-Европейской равнины. Быт, нравы и верования восточных славян до образования государства и принятия христианства. Соседи восточных славян (финны, литовцы, варяги, Византия, печенеги, половцы, немцы.)»

 

Выполнил:

 

Студент 1-го курса группы РФ-19-2

 

Полушкин Б.Г

 

Научный руководитель:

 

Доцент кафедры гуманитарных наук Третьякова. Н. М

 

 

Москва, 2019 г.


План:

 

 

1. Введение....................................................................................................................................................................................... 3

 

2. Колонизация (заселение) Восточно-Европейской равнины............................................... 4

 

3. Быт и хозяйство............................................................................................................................................................................ 8

 

4. Нравы и верования................................................................................................................................................................ 11

 

5. Соседи................................................................................................................................................................................................... 16

 

6. Заключение..................................................................................................................................................................................... 19

 

7. Список литературы.............................................................................................................................................................. 20

 


 

 

Введение

С чего начинается история любой страны и государства? – история государства, в том числе и нашего, начинается с истории народа, этноса, а именно с заселения территории цивилизованными людьми, созданием и развитием этими людьми собственной культуры и государства.

История России началась с заселения славянами Восточно-Европейской равнины. Славяне, начавшие расселяться во время Великого Переселения Народов, занимали территории ушедших германцев (ругов, готов, бургундов и других), перенимали умения у живущих до них автохтонов, благодаря торговым связям с Римской империей были более развиты в технологическом плане, чем многие окружавшие их народы. Особенности природных территорий, на которых расселялись славяне, приводили к появлению различий в быте, а затем и в характере, языке и культуре различных славянских племен. Восточная Европа, являясь очень протяжённой территорией, стала стыком двух крупных культур – Европейской и Восточной, к востоку от неё располагались степи с кочевыми народами, к югу Кавказ, Крым, Балканы, Чёрное и Средиземные моря, контролировавшиеся Византией, к западу компактно расположенные Европейские страны, бывшие провинции Римской Империи, Германия, к северу малонаселенная Скандинавия. Кочевые народы не давали селиться славянам в степях, вынуждая расселяться в зонах лесов и лесостепей, при этом славяне всё равно сталкивались с набегами кочевников. После расселения в Восточной Европе стали зарождаться народ и государство, которые впоследствие станут одними из великих наций в истории. А чем это обусловлено? Почему, казалось бы, обычные, небольшие по численности народы славян впоследствие стали крупнейшей языковой группой Европы, а на землях восточных славян и окружавших их народов создалось большое, протяжённое и сильное государство под названием Русь, каковы были предпосылки создания такого государства? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я и выбрал эту тему о самом начале Русской истории.

 

Колонизация Восточно-Европейской равнины

 

Славяне выделились из индоевропейской общности около V века до нашей эры, при этом начало формирования языковой общности славян, отличной от индоевропейцев началось еще в I тысячилетии до нашей эры. Местонахождение прародины славян является спорным, например, лингвист О.Н. Трубачёв на основе лексики, связанной с ремёслами, считал, что славяне находились в тесных контактах с германцами и италиками. Буковый аргумент, основанный на общем для всех славян названии бука, дает предположение о центрально-европейском местонахождении прародины. Похожий результат дает и липовый аргумент. Отсутствие в славянских языках множества названий моря и гор дает предположение о зарождении праславян на равнинных территориях. И впоследствии славяне расселялись по равнинным и холмистым территориям, обходя Карпатские и Балканские горы. Археологически, можно проследить появление и расселение славян в Центральной Европе благодаря Пражско-Корчакской (Верхняя Эльба – средний Днепр), Пеньковской (северный Днестр – Северский Донец) и Колоченской (Десна и верховья Днепра) культурам. Византийские источники с середины VI сообщают о основных трёх ветвях славян – Антах (восточные), Венедах – западные и Склавинах (центральные и южные).

Заселение Весточно-Европейской равнины славянами началось во время Великого Переселения Народов. Готский историк Иордан упоминает славянские племена (Жившие в бассейнах рек Десна, Висла, относящиеся к Могилёвской и Корчаковской культурам) завоёванными, находившимися ранее в составе готов. Однако с нашествием гуннов готская держава распалась, сами готы мигрировали, перед этим разделившись на остготов и вестготов (восточных и западных), а славяне вошли в гуннскую империю Аттилы. Дальше, многие славянские воины принимали участие в гуннских (а позднее тюркских) походах простив Византии. Так,

например, позднее семь славянских племён, совместно с черноморскими булгарами завоевали территории нижнего Дуная, основав Болгарию. После распада империи Аттилы славяне стали свободно расселяться по опустошённым гуннами территориям. Часть славян двинулась на юг, завоёвывая балканские провинции Византии и поселяясь на них, становясь федератами Восточной Римской Империи, ассимилируя местных даков и иллирийцев, становясь южными славянами – Хорваты, Сербы, Болгары. В Панное (территория современной Венгрии) славяне сосуществовали с кочевыми аварами, а позднее были ассимилированы мадьярами, предками венгров. Часть славян ушла на северо-запад, занимая земли ушедших германцев – бассейны рек Вислы, Эльбы (Лабы), Одера, выходя к побережью Балтийского моря, вся восточная Германия была заселена славянами. Названия городов Берлин, Дрезден (Дреждань) имеют славянское происхождение, так же как и области Варин, Верхняя и Нижняя Лужица. Померания (Поморяния) – страна, по морю расположенная. Поляне, Висляне, Серадзяне и другие предки поляков, чехи, словаки, мораване вместе с восточно-германскими славянами относятся к западным славянам.

В малонаселённую Восточную Европу, в которой жили финно-угорские и балтийские племена, славяне переселялись и ранее, во время Великого Переселения Народов миграция славян ускорилась. Всего за 2 века (VII-VIII) славяне достигли берегов Балтийского моря, Ладожского озера, верховьев Оки и Волги, левых притоков Днепра и правых притоков Дона. Расселению в степях препятствовали кочевые народы, превосходившие славян в военной организации. Быстрее всего заселялись лесостепи, медленнее лиственные и хвойные леса. Передвижение и расселение происходили по рекам. Так как дорог не было, основным, а порой и единственным путём были реки, образовывавшие сеть, по которой можно было перемещяться и летом (на судах), и зимой (по льду). По рекам же проходили и торговые пути, именно поэтому у рек появляются первые торговые пункты, поселения, позже становившиеся городами. Русское слово град, город (как скандинавское гард, Гарда-Рики), обозначает буквально «огороженное место», похожее по смыслу на огород. Так и в средневековой Западной Европе, так и в славянских землях город обязательно должен обладать стеной от нападения, быть укреплённым, то есть огороженным, слово город говорит само за себя.

 

Как правило, города и поселения основывались на стрелках рек, на холмах у рек и изредка на речных островах. Река была важным оборонительным рубежом, была источником питьевой воды и рыбы.

Хронология основания городов славян в Восточной Европе: Киев (основан в V веке по легенде тремя братьями, антскими вождями Кием, Щеком и Хоривом и царевной Лыбедью), Любеч (VII век), Чернигов (поселения с VII-VIII веков), Полоцк (750), Новгород (VIII век), Смоленск (VIII) и другие. Славяне расселялись вдоль рек, вдоль торговых путей «Из варяг в греки» и «Из варяг в арабы», путей, соединявших Балтийское море с Чёрным и Каспийским. Речное судоходство было, пожалуй, единственным путем торговли, как и выше сказано. Рыбацкие лодки из бересты (наподобие каяков), долбленки, ладьи, позднее кочи, ушкуи являлись судами, ходившими по рекам. Самыми сложными участками пути были пороги и волоки, на которых приходилось перетаскивать (переволакивать) суда. Волок – перевал от одной реки до другой через водораздел. На таких местах так же основывались города и поселения, являвшиеся пунктами торговли и технического обслуживания судов, а так же их защиты от разбойников и речных пиратов, кочевников. В названиях некоторых современных городов (Волоколамск) прослеживается причина появления (основания) города (волок). Многие волоки (Донской волок) сейчас превращены в систему каналов, шлюзов и водохранилищ. Позднее, многие сторожевые крепости, строившиеся на засечных чертах, становились городами, так как являлись местами, имевшими прямую власть и управление свыше.

Кроме мест для городов (торговых укреплённых поселений, крепостей), тщательно выбирались места и для небольших посёлков, сёл и деревень. Деревни располагались вблизи небольших рек, тщательно выбиралось место с плодородной почвой для сельского хозяйства, в преимуществе было место на южном склоне холма, там, где раньше сходит снег весной. Постоянные поселения никогда не могли находиться в затопляемых поймах рек во избежание наводнения, что говорит о мудрости древних людей. Плотность деревень прямо зависела от возможности добыть еду и прокормить семьи. В лесостепях плотность деревень, а соответственно и основного населения была выше, чем в скудных северных хвойных лесах. Южные деревни становились крупнее и плотнее, тогда чем дальше на север, тем меньше, превращаясь в небольшие охотничьи поселения, хутора и усадьбы.

Особенности колонизации

1) Отсутствие значительных географических барьеров на пути расселения славян. Общирные пространства не имели гор, крупных озёр, морей и иных преград для продвижения поселенцев. Многие народы жили на этой территории, не избегая друг друга, зачастую смешанно. Например, невозможно археологически чётко проследить переход от ареала финно-угорских племён Мурома и Меря, затем, при приходе славян, в культурных пластах находят совместно как славянские, так и финно-угорские вещи, что означает, что заселение земель происходило мирно, славяне сосуществовали, соседствовали со многими автохтонными народами. Такого не могло быть, например, у кочевников, постоянно воевавших друг с другом и вытеснявших друг друга с пастбищ. Отсутствие крупных барьеров так же сыграло роль и в сохранении единства славянского языка на территории, хотя и имевшего диалекты. Для сравнения, можно привести фьорды Норвегии, где люди, живущие в одном фьорде были фактически изолированы морем и скалами, горами от людей, живущих в другом фьорде, из-за чего в современном норвежском языке много диалектов. Можно привести и горы Кавказ с огромным количеством разных народов, Балканские горы, где южнославянские народы разделены и по сей день и многие другие горы, на которых прослеживается распад народов и пёстрая национальная составляющая сегодня, так и равнины с относительно «ровным», преобладающим этносом.

2) Восточно-Европейская равнина не была освоена так, как, например, завоёванные германцами провинции Западной Римской Империи, из-за чего территория развивалась медленнее, что определило технологически и политически более медленное развитие славянских земель по сравнению с западноевропейскими. При этом, земли были более богаты на ресурсы, так как не были истощены цивилизацией. Было гораздо больше лесов и плодородной целинной земли, чем в более истощённых землях Испании, Франции и Италии. Однако и гораздо суровей был и климат, прямо влиявший на хозяйство, а повлиявший затем и на национальный характер.

3) Земли, заселяющиеся славянами, говоря на современный лад, имели разный потенциал развития, то есть отличались

4) неравномерностью природных условий, уровнем развития и заселения. Говоря простым языком, наиболее богатые и «сытые» области находились на юге, в лесостепях.

5) Славянская колонизация, как и сказано выше, носила мирный характер. Расселявшиеся славяне зачастую смешивались с автохтонами (финно-уграми, балтами, сарматами), зачастую ассимилируя их. Так же шёл процесс и культурных заимствований, славяне обучались отдельным приёмам охоты на местных животных и особенностями рыбалки, а местные народы учились у славян многим ремеслам. Так же шло активное заимствование и в языках.

 

Хозяйство и быт

Основой хозяйства у славян, как и у всех народов, считавшихся ранее в Римской Империи цивилизованными, было сельское хозяйство. Основными культурами были пшеница, ячмень, овёс, позднее рожь (особенно прижилась в северных суровых областях), просо, горох, греча (название этой культуры связано с тем, откуда она попала на земли славян – из Греции). Из овощей это общеевропейские капуста, морковь, свёкла, а так же пользовавшаяся особой популярностью у славян репа. Так же в пищу шли дикие и полудикие коренья, вроде корня лопуха и хрена, использующегося и поныне в виде приправы, лука и чеснока. Добавляли в пищу и листья крапивы, липы, ивы, служившие источником витаминов в весеннюю пору. Садоводство было мало распространено, гораздо больше довольствовались дикими ягодами – малиной, черникой, брусникой и другими. Имел место сбор грибов. Есть доказательства и в употреблении в пищу подкорья – луба берёзы, иногда сосны и других деревьев, вероятно в случае крайнего голода. Так же было в случае голода употребление в пищу лебеды в виде листьев и семян. В традиционной кухне народа карелов есть блюдо из коры, это выпечка из сосновой и берёзовой муки, смешанной с водой. Так же были распространены и технические культуры – лён, конопля, использовавшиеся для получения волокон для создания нитей, канатов и одежды. Так же имело место и производство одежды и из диких волокнистых растений - крапивы и иван-чая, последний так же употреблялся в пищу.

Система сельского хозяйства славян разделялась на две части – подсечно-огневую и переложную.

При подсечно-огневой системе ведётся практически полукочевой

образ жизни. Сначала выбирается место, подходящее для обработки, это лес. Деревья подрубаются и высыхают, оставаясь стоять на месте около года. Затем высохшие стволы деревьев сжигаются, зола удобряет почву и раскисляет – делает менее кислой. Посевы производятся прямо в золу. Участок обрабатывается 2 года, затем забрасывается и выбирается другой.

При переложной системе, распространённой в лесостепях, весной выбирается участок, на котором сжигается трава. В первый год посевы производятся так же в золу, во второй в распаханную чернозёмную почву. Через 5 лет участок забрасывается и выбирается новый. И в том, и в другом случае участку земли требуется большое время для восстановления. Позднее переложная система превратится в двуполье, когда обрабатывается половина угодий, вторая половина отдыхает под паром.

Кроме сельского хозяйства, а вместе с ним и собирательства, играли роль охота на животных, в том числена крупных и опасных, вроде волка и медведя. При этом славяне почитали животных, зачастую обожествляли их, например, считая медведей своими предками. Добыть крупного зверя считалось делом, требовавшим очень большой смелости, зачастую могло быть испытанием для молодого воина или охотника. Шкурки грызунов и других мелких зверей, «мягкая рухлядь», были ходовым товаром, вроде драгоценных металлов, соответственно зачастую становились и валютой при торговле.

Животноводство было распространено, но оно не было преобладающим как у кочевых или горных народов. Количество домашних животных было ограничено, так как требовалось запасать много корма на долгую зиму.

Собирался так же и дикий мед. От простого собирательства перешли и к бортевому и колодному пчеловодству, когда в дереве выдалбливается волость (или несколько полостей) – борть, в которой поселяются пчёлы. Мёд и воск, наряду с мехами были основными товарами экспорта у восточных славян. Эти товары выменивали на привозные металлы, ткани, драгоценности.

Железо выплавлялось из болотной руды – биогенного лимонита. Сооружался сыродутный горн, первоначально представлявший собой яму со входным отверстием для поддува, позднее сооружалась цильндрическая печь высотой 1-1.5 метра. В печь засыпался древесный уголь (выжигался из дров в ямах) и болотная руда. Происходил восстановительный процесс, зачастую продолжавшийся

весь день, на выходе была крица – крупицы чистого железа, смешанные со шлаком. Эти крупицы откалывались и проходили дальнейшую кузнечную обработку. Отлить хорошие инструменты было невозможно, крица соединялась методом ковки. Получить действительно прочный и эффективный инструмент, вроде ножа или топора, из чистого кричного железа было невозможно, нужно добавлять углерод и закаливать. Были распространены технологии производства композитной стали – булата и харалуга, в которых в составе стали были как более ковкие пластичные фракции из более чистого железа, так и более твёрдые части из высокоуглеродистой стали. Из-за трудоёмкости производства металлические инструменты стоили дорого, а хороший меч был оружием знати и богачей.

Золото и серебро были привозными, так как не было рек, в которых находилось бы много россыпей золота. Зачастую это персидское, арабское или византийское золото и франкское серебро. Из золота и серебра ковались различные ювелирные украшения, которые хорошо сохраняются в земле. Отличительно славянское украшение – височные кольца.

Посуда изготовлялась из глины, древесины, бересты. Что интересно, с приходом славян пражской культуры гончарный круг забывается, вновь появляясь только в VIII веке.

Жилище славян – изначально полуземлянка, с глиняным полом, с очагом у западных и печью у восточных. Стены были из брёвен (сруб), крыша двухскатная и покрыта берестой, дёрном. Такой тип жилища был распространён в южных районах, так как зимний ветер, характерный для лесостепных пространств обтекал такой дом, а летом в нём было комфортно в жару, так как у земли высокая теплоёмкость. Позднее появился срубный дом – изба. Как правило, это пятистенок (комната – сени и внутренняя комната с печью), жилище вынуто из земли. Этот тип распространился в северных лесных регионах, так как в лесу было больше древесины для строительства, а так же в лесу меньше ветра, однако климат гораздо более влажный, уровень грунтовых вод выше, следовательно, эффективнее дом без заглубления в почву. Дом, вместе с хозяйственными постройками формировал крестьянский двор. Деревня насчитывала обычно около 30-40 человек.
Крыши домов крыли дерном, под который укладывали бересту, двери делали маленькие и не прорубали окон – для сохранения тепла.

Маленькие двери служили не только для удержания тепла. Войти в дом можно было только согнувшись. То есть, поклонившись домовому.

Города, как было сказано ранее, были укреплены. Сооружались валы, рвы, стены, такое укрепление называлось кремль, или детинец – укреплённый центр города. Внутри располагались дома. Снаружи располагались сёла и слободы, специализировавшиеся на сельском хозяйстве и снабжавшие город пищей. Как правило, когда город начинал прирастать снаружи стен, возводилось новое кольцо (или сектор) внешних стен. В результате город вытягивался вдоль реки (Как, например, Владимир). Позднее города принимали круглую, вернее, радиально-кольцевую форму, как Москва, развиваясь из мысовой – на стрелке реки. Остатки старых валов, окружавших города, называются городищами. Суровый климат с долгими морозными зимами и коротким (относительно Европы) летом заставлял мобилизовать все силы на весенней пахоте и на осенней жатве, сборе урожая, а зимой бездействовать. Это в итоге наложило отпечаток на национальный характер, сделав его импульсивным (ошибочно называемым ленивым – зимой позволялось лениться, но весной и осенью требовалось максимальное усилие). Летом добывалась болотная руда, глина. Зимой люди занимались ремеслом. Срезались ивовые прутья для корзин, заготавливалась древесина для строительства. Основными мужскими ремеслами были древообработка, кузнечное дело, пахота, охота, рыбалка, строительство, выпас крупного скота, торговля, военное дело. Женские – ткачество, пошив одежды, собирательство, огородничество, приготовление пищи. Обязанности по дому были четко разделены, за их нарушение было строгое порицание.

 

Нравы и верования

Нравы могли различаться по регионам, но у славян были общие, отмечаемые многими византийскими и арабскими авторами, такие как свободолюбие, отсутствие кровожадности, присущей многим варварским народам, стойкость к невзгодам и закалённость. «Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, - писал один греческий историк, отмечая, что у славян в то время ещё не было письменного законодательства, - воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его». А вот

свидетельство другого автора: «Племена славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства».

Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужестранцам, о безопасности которых заботятся больше всего: провожают их от места до места и наставляют себя священным законом, что сосед должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по своей беспечности вместо охраны допустит какой-либо случай, где чужеземец потерпит несчастье».

Греки заметили особенности общинного патриархального порядка жизни славян: «Пленники у славян не так, как у прочих народов, не всегда остаются в рабстве; они определяют им известное время, после которого, внеся выкуп, те вольны или возвратиться в отечество, или остаться у них друзьями и свободными». Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки: «Они превосходные войны, потому что военное дело становиться у них суровой наукой во всех мелочах.

Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая – это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». «Часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днём и ночью и, так сказать, играют войной». «Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине». Удивительно и такое наблюдение: «Славяне никакой власти не терпят».

Было хорошо развито военное дело славян. Раннесредневековые славяне умели изготовлять кольчуги, одноручные топоры, копья, шлемы и мечи вендельского типа, овальные и круглые щиты из досок с умбонами. О более ранних нравах и военном деле славян даёт представление византийский историк Прокопий Кесарийский:

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но

издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещания, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый… Образ жизни у них, как и у массагетов грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени назывались спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большой части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе…

Эти славяне, победители Асбада, опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город по имени Топер, хотя в нем стоял военный гарнизон. Этот город был на фракийском побережье и от Византии отстоит на 12 дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись около ворот, которые обращены на восток, беспокоили

римлян, бывших на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Прежде всего они лили на штурмующих масло и смолу, но они, правда, не очень долго отражали грозящую им опасность. Но потом варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силою взяли город. Мужчин до 15 000 они тотчас всех убили и ценности разграбили, детей же и женщин они обратили в рабство. Сначала они не щадили ни возраста, ни пола, но как этот отряд, так и другие с того момента, как они ворвались в область римлян, они всех, не разбирая лет, убивали так, что вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребенными телами.

Греки подмечали красиво сложенные тела у славян, имевшие необычайную силу и ловкость. Волосы были средних оттенков между черным и рыжим, блондином, то есть русые.

Основу верований составлял пантеон богов, произошедший из индоевропейского пантеона. Главным считался бог грозы, войны и княжеской дружины Перун, по происхождению родственный балтийскому Пяркунесу, а так же имевший сходства с греческим Зевсом и германо-скандинавским Одином. Однако простые крестьяне почитали Велеса, бога мудрости и плодородия, иногда называемого «скотьим богом». Особенно почитался Дажьбог – дающий бог, бог плодородия. Женское начало олицетворяла Мокошь, любовь и красоту, брак – богини Лада и Леля. Ремесленниками почитался Сварог, бог-кузнец, сотворивший мир. Славяне обожествляли и реки, холмы, ручьи, родники, деревья, камни.. Распространён был и культ Рода и Рожаниц, так как основной ячейкой общества была не семья, а род – цепь из предков и потомков. Некоторые божества, такие как бог солнца Хорс и божество Семаргл, произошли из иранского пантеона,

были привнесены потомками скифов – аланами и сарматами,

жившими на степях в бассейнах Дона и Днепра и ассимилированными славянами. Священные места располагались в рощах и на холмах. Позднее строятся капища с идолами. Славяне были терпимы и к верованиям соседних народов, так, они могли приходить и на праздники соседних племён.

В процессе расселения в конце VIII века начал распадаться родоплеменной строй. При этом начали складываться крупные племенные объединения. Всё больше выделялась знать и увеличивалась власть первых феодалов – племенных вождей, становившихся князьями. Человек из чужого племени считался чужаком, приравнивался к чужеземцам и не мог пользоваться правами другого племени. Основной ячейкой был род, рода складывались в племена, племена в племенные объединения и союзы. По сообщениям историков племенное управление имело черты демократии, вождь (князь) выбирался на собрании, вече. В семьях могли быть и рабы, но это было не классическое (античное) рабство, а патриархальное рабство – рабами становились люди, взятые в плен в войнах. Это могли быть как чужаки, пришедшие войной на земли славян, так и взятые в походах пленники. Такой пленник фактически приравнивался к члену семьи, жил как члены семьи и даже обедал за семейным столом. Такой человек мог отработать и заплатить за ущерб, который создал, когда он был на войне и таким образом «выкупить» свою свободу.

В процессе расселения и освоения земель Восточной Европейской равнины отделялись и образовывались новые племена, эти племена объединялись в крупные племенные объединения. Вокруг озера Ильмень с политическим центром в Новгороде образовалось племя Ильменских Словен. В бассейне западной Двины племя Кривичей. У истоков Оки – племя Вятичей, У Десны (левый приток Днепра) – Северян, вокруг Киева (среднее течение Днепра до порогов) – Полян. В бассейне реки Припять (Полесье) расселились Дреговичи, к югу от реки Припять – Древляне, в верхнем течении Днепра – Радимичи, в бассейне реки Буг – Бужане, вдоль Днестра – Тиверцы, вдоль Южного Буга – Уличи, у Карпат – Белые Хорваты, у Ясельды – Дулебы.

Позднее были попытки создавать и более крупные объединения племен. Под натиском кочевых племён, проводивших грабительские набеги на селения и города, находившиеся близко к степи, племенам приходилось объединяться для организованного сопротивления

захватчикам. Арабскими историками упоминаются три крупных племенных объединения на территории Восточно-Европейской равнины: Куябия, с центром в Киеве, Славия с центром в Новгороде и Артания с неизвестным центром, существовавшая предположительно в верховьях Оки и Дона, либо между Славией и Куябией. Позднее, вероятно, Артания была разбита хазарами, к появлению Древнерусского княжества племя Вятичей выплачивало дань кочевникам.

Соседи восточных славян

Коренные дославянские народы – балты на северо-западе у Балтийского моря на территории современной Белоруссии и финно-угры на северо-востоке, жившие у озёр Ладога и Онега, в междуречье Оки и Волги.

Балтийские племена были родственны славянам, их быт и верования были схожи со славянскими. По данным археологии и по балтским гидронимам можно установить изначальные территории балтийских племён. На начало Великого Переселения Народов балты занимали сравнительно большую территорию – жили в верховьях Днепра и его притоков, в верховьях Оки, в бассейнах Двины и Немана. Сейчас это территория Белоруссии, Смоленской, Брянской областей и Калининградской областей в России и прибалтийских государств Литвы и Латвии. В процессе расселения славяне, переселяясь из среднего течения рек Днепр (Киев) и Припять занимали земли балтов, смешиваясь с ними и ассимилируя их. Земли, занятые балтийскими племенами к началу IX века остались у Балтийского моря (Литва и южная Латвия) и берега средней Оки (Голядь). Замещение балтов славянами говорит о более технологически развитом хозяйстве последних. С балтийскими ето-литовскими племенами были нейтральные отношения, имели место торговля и культурный обмен.

Следующими автохтонами, с которыми встретились славяне по мере расселения, были финно-угорские племена, занимавшие обширные территории. В летописях упоминаются племя Меря, жившее в междуречье Волги и Оки, Мещера, в среднем и нижнем течении Оки, Мурома с центром в Муроме в нижнем течении Оки. У северных озёр – Чудские племена, Весь (Вепсы). Заселение финно-угорских земель славянами носило мирный характер. Археологи находят финно-

угорские предметы быта, соседствующие со славянскими. Финно-угорские племена жили у озёр, тогда как славянские поселения располагались у рек. Славяне занимались земледелием, в отличие от финно-угров, занимавшихся в основном охотой, рыболовством и собирательством. Различия в деятельности и расположении поселений славян и финно-угров определили мирное сосуществование различных народов. Финно-угорские народы со временем так же смешивались со славянами и ассимилировались, повлияв на антропологический облик части восточных славян в дальнейшем. Между народами был культурный обмен, финно-угорские племена учились от славян земледелию, а славяне учились многим приемам охоты, рыбалки, а так же проживанию и выживанию в новых, более суровых условиях – смешанных и таёжных лесах.

Кочевые народы – иранские, позднее тюркские (булгары, хазары, печенеги) и мадьяры (кочевые венгры). Жили в степях к югу и востоку от Киева. Соседство кочевников не было спокойным, с VII века кочевники активно проводят набеги на славянские земли, грабя селения и города, захватывая ценности и рабов, принуждали племена платить дань. Такое опасное соседство вынуждало славян сплачиваться, объединяться в более крупные племена, строить города-крепости у границ, собирать отряды для защиты от набегов, а так же для ответных нападений. До сих пор стоят Змиевы валы, древнейшие сохранившиеся оборонительные сооружения славян. Существовала и торговля с кочевыми народами, и так же был культурный обмен. Часть племен вошла в состав славян – так были ассимилированы иранские кочевые племена, теснимые другими кочевниками.

В VII веке сформировался Хазарский каганат – крупнейшее государство кочевников, расположенное в бассейнах нижней Волги и Дона. В виде вассалов (данников) в него входили так же славянские племена поляне, северяне, вятичи.

В бассейне реки Камы, в среднем течении Волги располагалась Волжская Булгария.

К югу от Киева в причерноморских степях кочевали мадьяры – угорские племена, вышедшие из Западной Сибири

К югу, через Чёрное море располагалась Византийская Империя. На тот момент Византия была сильнейшим государством Европы, имевшим наиболее развитые технологии и хозяйство. Однако с VI века Византия сама столкнулась с нашествием славян. Сначала это были грабительские набеги антов, позже ставших федератами

Византии, позднее это обернулось вторжением склави



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: