Перечень тем практических работ
ФИО____________________________________________________________
Название разделов, тем самостоятельной работы | Оценка |
Раздел 1. Основы цитологии Практическая работа №1 Зарисовка схемы строения клетки. | |
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Практическая работа №2 Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы. | |
Раздел 3. Основы селекции и генетики Практическая работа №3 Решение генетических задач | |
Раздел 4.Эволюционное учение Практическая работа № 4 Модификационная изменчивость. | |
Раздел 6. Основы экологии. Практическая работа № 5 Решение экологических задач. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема Зарисовка схемы строения клетки.
Цель: закрепить общее представление о строении клетки эукариот, об особенностях их функций в связи со строением.
Ход работы:
1. Рассмотрите рисунки растительных, животных клеток и клеток прокариот.
Рис.3 Амеба под микроскопом
Рис. 5 Растительная и животная клетка
Задание 1. Зарисовать строение клетки прокариот. Подписать все органоиды.
Органоиды:
Задание 2. Зарисовать строение клетки эукариот. Подписать все органоиды.
Органоиды:
Задание 4. Сделайте вывод, ответив на вопросы:
1. О чем свидетельствует сходство клеток прокариот и эукариот? Приведите примеры.______________________________________________________________________________________________________________________________
2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств живых организмов? Приведите примеры._________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сделайте вывод о сложности их строения._______________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________
|
4. Сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы .__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 2
Тема Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы.
Цель: сформировать знания о видах деления клеток, о процессах, происходящих в различные периоды митоза и мейоза.
Ход работы:
Рассмотрите схему митоза и мейоза, фазы и процессы, происходящие в каждой фазе.
Задание 1 Зарисовать схему митоза. Данные занести в таблицу.
«Схема митоза»
Фазы митоза | ||||
Схема митоза | ||||
Процессы |
Задание 2 Зарисовать схему мейоза. Данные занести в таблицу.
«Схема мейоза»
Фазы мейоза | ||||
Схема мейоза | ||||
Процессы | ||||
Фазы мейоза | ||||
Схема мейоза | ||||
Процессы |
Задание 3 Сравнить митоз и мейоз, отметить черты сходства и отличия. Данные занести в таблицу.
Признаки | Митоз | Мейоз |
Сходство | 1. 2. | |
Отличие | 1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. |
Задание 4. Сделать вывод о проделанной работе. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
|
Практическая работа № 3
Тема Решение генетических задач.
Цель: закрепить знания и сформировать навыки практического применения усвоенных понятий и законов генетики; овладеть методикой решения типовых задач по генетике.
Ход работы
Задачи на моногибридное скрещивание
Задача. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?
В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные — строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен — а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в гомозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной.
Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания
Дано:
А – черная окраска
А – красная окраска
Р: ♀аа×♂ АА
Г: аА
F1: Аа
черный
Ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят.
Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену — все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет — а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип — Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип — черного быка. Таким образом, можно записать следующий ответ:
|
Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.
Задание 1 Ген черной масти КРС доминирует над геном красной масти. Какое потомство получится от скрещивания черного чистопородного быка с красными коровами? Каким будет потомство в F2? Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров из F1?
Дано: | Решение: |
Ответ:
Задание 2 У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. Какое количество черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?
Дано: | Решение: |
Ответ:
Задание 3 У помидоров круглая форма плода доминирует над грушевидной. Каковы генотипы родительских растений, если в потомстве круглых и грушевидных плодов поровну?
Ответ: Задание 4 Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) получаются от скрещивания между собой белых норок и темных. Скрещивание между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных – темное. Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок? Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?
Ответ: Задание 5 У кошки желтая окраска шерсти доминантный признак, черная – рецессивный. Гетерозигота имеет черепаховую окраску. Ген окраски сцеплен с полом. Какие могут быть котята, если кот черный, а кошка желтая; если кот черный, а кошка черепаховая?
Ответ:
|
Практическая работа № 4
Тема Модификационная изменчивость.
Цель: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Ход работы:
1. Измерьте рост каждого студента в группе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост — 166 см.
2. Полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковый рост, внесите данные в таблицу:
Размер объектов V | |||||||||
Число объектов n |
3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака (n) – по вертикали; степень выраженности признака (V) – по горизонтали.
4. Вычислите средний рост студентов вашей группы путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
1. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции?
2. Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?
Практическая работа №5
Тема Решение экологических задач.
Цель: формирование умения применять знания по экологии для решения экологических ситуаций.
Ситуация 1
Проблема: Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.
Последствия:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предлагаемое решение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 2
Проблема: Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.
Последствия:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 3
Проблема: Свалка бытового мусора в районе жилых домов.
Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек.
Последствия:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 4
Проблема: В период активных весенних работ по благоустройству территории населенных пунктов и прилегающих к ним территорий населенных пунктов и прилегающих к ним территорий наблюдается массовое сжигание мусора как способа утилизации.
Последствия:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 5
Проблема: Вблизи села местность из-за застаивающихся талых вод активно зарастает камышом и рогозом, который из года в год занимает все большую территорию. Автомобильная трасса у данного села проходит очень близко к этим зарослям. Они располагаются буквально по обе стороны от дороги.
Последствия:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ситуация 6
Проблема: Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?
Последствия:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ситуация 7
Проблема: Борьба с насекомыми-вредителями садовых и огородных культур с помощью химических средств защиты растений на приусадебных участках и в садово-огороднических обществах.
Последствия:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 8
Проблема:
В городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части стволы так и остались лежать на земле: вывезти их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.
Последствия:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 9
Проблема:
Для ускорения таяния льда и снега тротуары и дороги часто посыпают поваренной солью. Как по-другому можно решить данную проблему?
Последствия:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 10
Проблема:
При добыче щебеня, глины используется открытый способ. Какой вред, наносимый экосистеме подобным способом добычи полезных ископаемых. Можно ли способствовать восстановлению экосистемы.
Последствия:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________