Задачи на моногибридное скрещивание




Перечень тем практических работ

ФИО____________________________________________________________

Название разделов, тем самостоятельной работы Оценка
Раздел 1. Основы цитологии Практическая работа №1 Зарисовка схемы строения клетки.  
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Практическая работа №2 Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы.  
Раздел 3. Основы селекции и генетики Практическая работа №3 Решение генетических задач  
Раздел 4.Эволюционное учение Практическая работа № 4 Модификационная изменчивость.  
Раздел 6. Основы экологии. Практическая работа № 5 Решение экологических задач.  

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема Зарисовка схемы строения клетки.

Цель: закрепить общее представление о строении клетки эукариот, об особенностях их функций в связи со строением.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунки растительных, животных клеток и клеток прокариот.

Рис.3 Амеба под микроскопом

 

 

Рис. 5 Растительная и животная клетка

Задание 1. Зарисовать строение клетки прокариот. Подписать все органоиды.

Органоиды:

 

 

Задание 2. Зарисовать строение клетки эукариот. Подписать все органоиды.

 

Органоиды:

Задание 4. Сделайте вывод, ответив на вопросы:

1. О чем свидетельствует сходство клеток прокариот и эукариот? Приведите примеры.______________________________________________________________________________________________________________________________

2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств живых организмов? Приведите примеры._________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сделайте вывод о сложности их строения._______________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы .__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 2

Тема Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы.

Цель: сформировать знания о видах деления клеток, о процессах, происходящих в различные периоды митоза и мейоза.

Ход работы:

Рассмотрите схему митоза и мейоза, фазы и процессы, происходящие в каждой фазе.

Задание 1 Зарисовать схему митоза. Данные занести в таблицу.

«Схема митоза»

Фазы митоза        
Схема митоза        
Процессы        

Задание 2 Зарисовать схему мейоза. Данные занести в таблицу.

«Схема мейоза»

Фазы мейоза        
Схема мейоза        
Процессы          
Фазы мейоза        
Схема мейоза        
Процессы          

 

Задание 3 Сравнить митоз и мейоз, отметить черты сходства и отличия. Данные занести в таблицу.

 

Признаки Митоз Мейоз
Сходство 1.   2.
Отличие 1.   2.   3.   4.     1.   2.   3.   4.    

Задание 4. Сделать вывод о проделанной работе. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Практическая работа № 3

Тема Решение генетических задач.

Цель: закрепить знания и сформировать навыки практического применения усвоенных понятий и законов генетики; овладеть методикой решения типовых задач по генетике.

Ход работы

Задачи на моногибридное скрещивание

Задача. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные — строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен — а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в гомозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной.

Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания

Дано:

А – черная окраска

А – красная окраска

Р: ♀аа×♂ АА

Г: аА

F1: Аа

черный

Ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят.

Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену — все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет — а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип — Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип — черного быка. Таким образом, можно записать следующий ответ:

Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.

Задание 1 Ген черной масти КРС доминирует над геном красной масти. Какое потомство получится от скрещивания черного чистопородного быка с красными коровами? Каким будет потомство в F2? Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров из F1?

Дано:     Решение:
   

Ответ:

Задание 2 У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. Какое количество черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

Дано:     Решение:
   

Ответ:

Задание 3 У помидоров круглая форма плода доминирует над грушевидной. Каковы генотипы родительских растений, если в потомстве круглых и грушевидных плодов поровну?

Дано:     Решение:
 

 

Ответ:

Задание 4 Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) получаются от скрещивания между собой белых норок и темных. Скрещивание между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных – темное. Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок? Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?

Дано:     Решение:
 

 

Ответ:

Задание 5 У кошки желтая окраска шерсти доминантный признак, черная – рецессивный. Гетерозигота имеет черепаховую окраску. Ген окраски сцеплен с полом. Какие могут быть котята, если кот черный, а кошка желтая; если кот черный, а кошка черепаховая?

Дано:     Решение:
 

Ответ:

 

Практическая работа № 4

Тема Модификационная изменчивость.

Цель: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Ход работы:

1. Измерьте рост каждого студента в группе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост — 166 см.

2. Полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковый рост, внесите данные в таблицу:

Размер объектов V                  
Число объектов n                  

3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака (n) – по вертикали; степень выраженности признака (V) – по горизонтали.

4. Вычислите средний рост студентов вашей группы путем деле­ния суммы всех измерений на общее число измерений.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

1. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции?

2. Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

 

 

Практическая работа №5

Тема Решение экологических задач.

Цель: формирование умения применять знания по экологии для решения экологических ситуаций.

Ситуация 1

Проблема: Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.

Последствия:

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлагаемое решение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2

Проблема: Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.

Последствия:

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3

Проблема: Свалка бытового мусора в районе жилых домов.
Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек.

Последствия:

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 4

Проблема: В период активных весенних работ по благоустройству территории населенных пунктов и прилегающих к ним территорий населенных пунктов и прилегающих к ним территорий наблюдается массовое сжигание мусора как способа утилизации.

Последствия:

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 5

Проблема: Вблизи села местность из-за застаивающихся талых вод активно зарастает камышом и рогозом, который из года в год занимает все большую территорию. Автомобильная трасса у данного села проходит очень близко к этим зарослям. Они располагаются буквально по обе стороны от дороги.

Последствия:

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ситуация 6

Проблема: Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?

Последствия:

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ситуация 7

Проблема: Борьба с насекомыми-вредителями садовых и огородных культур с помощью химических средств защиты растений на приусадебных участках и в садово-огороднических обществах.

Последствия:

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 8

Проблема:

В городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части стволы так и остались лежать на земле: вывезти их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.

Последствия:

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 9

Проблема:

Для ускорения таяния льда и снега тротуары и дороги часто посыпают поваренной солью. Как по-другому можно решить данную проблему?

Последствия:

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 10

Проблема:

При добыче щебеня, глины используется открытый способ. Какой вред, наносимый экосистеме подобным способом добычи полезных ископаемых. Можно ли способствовать восстановлению экосистемы.

Последствия:

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: