Различия между стадиями митоза и мейоза





План выполнения лабораторной работы

I Теоретическая часть:

Теоретически подготовиться к выполнению лабораторной работы, используя предложенную литературу и ознакомившись со следующими вопросами

1. Основные понятия современной генетики: наследственность и изменчивость. Основные положения хромосомной теории наследственности.

2. Уровни изучения:

2.1 Клеточный уровень теории наследственности.

Наследственный аппарат человека: хромосомы, гены, аллели. Типы клеточного деления: митоз и мейоз. Доминантность, рецессивность. Гетерозиготность, гомозиготность. Цитоплазматическая наследственность. Ядерная (хромосомная) наследственность. Изменчивость генов, основные виды изменчивости. Мутации. Общие закономерности действия генов. Понятия «пенетрантность» и «экспрессивность» генов.

2.2 Молекулярная организация наследственных структур.

Строение молекул ДНК, РНК. Генетический код. Синтез белка. Реализация наследственной информации. Изменение молекулы ДНК при мутациях.

2.3 Популяционный уровень.

Популяционная изменчивость. Популяции, изоляты, демы. Закон Харди-Вайнберга и факторы, меняющие частоты генов в популяции.

3. Качественные признаки, характер изменчивости качественных признаков. Качественные полиморфизмы. Законы Менделя.

 

II Практическая часть:

  1. Заполнить таблицу наиболее употребительных генетических терминов (таблица 1, приложение 1);
  2. Зарисовать схемы клеточного деления (схема №1, схема №2);
  3. Заполнить таблицу «Различия между стадиями митоза и мейоза» (таблица 2, приложение 2);
  4. Провести сравнительный анализ процессов деления (в зарисованных схемах 1-2 выделить различия между мейозом и митозом);
  5. Зарисовать схемы строения нуклеиновых кислот (таблица 3, схема №3, рис.1, приложение 2.2);
  6. Заполнить таблицу «Строение нуклеиновых кислот» (таблица 3, приложение 2.2);
  7. Составить список 16 возможных попарных сочетаний из оснований А, Г, Т и Ц (таблица 5, приложение 2.2);
  8. Составить таблицу кодирования аминокислот основаниями (самостоятельно);
  9. Заполнить таблицу «Комплементарность между основаниями РНК и ДНК» (таблица 6, приложение 2.2);
  10. Изучить таблицу генетического кода по Дубинину (таблица 7, 8, приложение 2.2); решить задачи 2-5, 8-9, 11-13;
  11. Зарисовать схему главных этапов в процессе белкового синтеза, выписать основные структуры и процессы, участвующиев белковом синтезе, объяснить этот процесс (схема№ 4, схема № 5, см. приложение 2.2);
  12. Зарисовать схему трансляции мРНК (схема № 6) и транскрипции (схема № 7) объяснить эти процессы (см.приложение 2.2);
  13. Составить схему классификации мутаций (схема № 8) и выделить факторы, влияющие на возникновение мутаций;
  14. Охарактеризовать изменения молекулы ДНК при мутациях (приложение 2.2);
  15. Выписать общие закономерности действия генов (схема 12, приложение (2.1);
  16. Зарисовать структуру генотипа, понимаемого в широком смысле (т.е. сумма всех генов организма, наследственная конституция организма, совокупность всех наследственных задатков данной клетки или организма, т.е. набор генов, состоящих из молекул ДНК и организованные в хромосомный ряд) (приложение 1 и 2.1);
  17. Составить таблицу факторов, влияющих на изменение частот аллелей в популяции (таблица 9, приложение 2.3);
  18. Составить таблицу факторов, влияющих на динамику изменения частот генотипов в популяции (таблица 10, приложение 2.3, схема 11);
  19. Схематически изобразить ди- и моногибридное скрещивания (схема 10, приложение 3);
  20. С помощью решетки Пеннета изучить третий закон Менделя (схема №9);
  21. Решить остальные задачи по изучаемой теме.

 

 

Таблица 1

Перечень наиболее употребительных генетических терминов  
Термин Объяснение   Пример  
  Ген   Аллели   Локус Гомозигота   Гетерозигота   Фенотип   Генотип   Доминантный     Рецессивный   Поколение F1 Поколение F2   Хромосомы   Митоз   Мейоз         Ген, определяющий признак   А или а   АА или аа   Аа   АА, Аа, аа   А     а  
   

Схема № 1

 

Схема № 2

Стадия Митоз Мейоз
Профаза Хромосомы не видны Гомологичные хромосомы обособленны. Хиазмы не образуется. Кроссинговер не происходит Хромосомы видны Гомологичные хромосомы коньюгируют.   Кроссинговер имеет место.
Метафаза Пары хроматид располагаются на экваторе веретена.   Центромеры выстраиваются в одной плоскости на экваторе веретена. Пары хроматид располагаются на экваторе только во втором делении мейоза. Центромеры в первом делении мейоза располагаются над и под экватором на одинаковом расстоянии от него.
Анафаза Центромеры делятся.   Хроматиды расходятся.   Расходящиеся хромосомы идентичны. Центромеры делятся только во втором делении мейоза. Хроматиды расходятся во втором делении мейоза. Расходящиеся хромосомы могут оказаться неидентичными в результате кроссинговера.
Телофаза Число хромосом в дочерних клетках тоже, что и в родительских. Дочерние клетки содержат обе гомологичные хромосомы (у диплоидов) Число хромосом в дочерних клетках вдвое меньше чем в родительских. Дочерние клетки содержат только по одной из каждой пары гомологичных хромосом.
Где происходит деление данного типа. Происходит при образовании соматических клеток и некоторых спор, а так же при образовании гамет у растений, у которых имеет место чередование поколений. Только в диплоидных и полиплоидных клетках. При гамето – и спорогенезе.

Таблица 2

Различия между стадиями митоза и мейоза

 

 

Таблица 3





Читайте также:
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.