Ситуационные задачи для разбора на занятии




Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

 

Тема: Гемобластозы как особая форма патологии системы крови

 

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы белой крови, способствовать освоению практических навыков оценки качественных и количественных нарушений со стороны белой крови при лейкозах.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию лейкозов;

- обучить методам разбора лейкограмм и патофизиологического анализа состояний, связанных с лейкозами.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: происхождение, строение, функции клеток белой крови; схему лейкопоэза, механизмы регуляции лейкопоэза, общие механизмы канцерогенеза.

После изучения темы: принципы классификации, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии лейкозов и гематосарком.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе алгоритма проводить разбор лейкограммы, используя данные анамнеза; определять бластные клетки, клетки Боткина–Гумпрехта и переходные формы нейтрофилов в мазках периферической крови, делать заключение о патологии со стороны белой крови.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Определение понятий «гемобластозы, лейкозы», «гематосаркомы».

2). Этиология лейкозов. Роль онкогенных вирусов, химических канцерогенов, ионизирующей радиации в их возникновении.

3). Патогенез лейкозов. Принципы классификации.

4). Свойства опухолевой клетки при лейкозах.

5). Особенности кроветворения и клеточного состава периферической крови при разных видах лейкозов и гематосарком.

6). Принципы патогенетической терапии лейкозов.

Практическая работа.

3.1. Сделать лабораторную работу « Картина крови у больных с лейкозами».

Цель: изучить количественные и качественные изменения картины крови у больных с разными видами лейкозов.

Методика проведения:

Задание 1. Изучить демонстрационный препарат с хроническим миелолейкозом, обратить внимание на морфологию переходных форм миелолейкоза. Зарисовать и сделать патофизиологическое заключение, используя данные из таблицы 1 (задача №1). Бластные клетки с высокой миелопероксидазной активностью в периферической крови составляют 0,5%.

Задание 2. Изучить демонстрационный препарат с хроническим лимфолейкозом. Обратить внимание на клетки-тени Боткина-Гумбпрехта. Зарисовать и сделать патофизиологическое заключение используя данные из таблицы 1 (задача №2). Бластные клетки с «+» ШИК-реакцией составляют 2% всех лейкоцитов.

Задание 3. Изучить демонстрационный препарат с острым лейкозом. Обратить внимание на количество и форму лейкоцитов в мазке крови. Зарисовать и сделать патофизиологическое заключение используя данные из таблицы 1 (задача №3). Бластные клетки с высокой миелопероксидазной активностью в периферической крови составляют 95,5% всех лейкоцитов.

Результаты:

 

Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.
     

 

Выводы:

 

Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора анализов крови при лейкозах:

1. Установить наличие лейкоза (по наличию бластных клеток в периферической крови).

2. Определить тип лейкоза по виду пролиферирующих клеток (миелолейкоз, лимфолейкоз и т.д.). Использовать цитохимические реакции («+» ШИК-реакция на гликоген в виде глыбок в лимфобластах и «+» реакция на миелопероксидазу в миелобластах).

3. Определить вид лейкоза по общему количеству лейкоцитов в периферической крови.

4. Определить острый лейкоз или хронический.

5. Дать характеристику изменениям со стороны красного и тромбоцитарного ростка (оценка анемии производится по всем признакам).

 

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №1. Анализ крови представлен в таблице 1. В периферической крови бластные клетки с «+» реакцией на миелопероксидазу – 1%. Дайте заключение по данному анализу крови.

Задача №2. Анализ крови представлен в таблице 1. В периферической крови бластные клетки с «+» ШИК-реакцией - 1%, клетки Боткина-Гумпрехта. Дайте заключение по данному анализу крови.

Задача №3. Анализ крови представлен в таблице 1. В периферической крови бластные клетки с «+» ШИК-реакцией – 68%. Дайте заключение по данному анализу крови.

Задача №4. Анализ крови представлен в таблице 1. Дополнительно выявлено: токсогенная зернистость+++, тельца Князькова-деле++. Дайте заключение по данному анализу крови.

 

Таблица 1. Результаты анализов крови.

 

Показатели Норма № задачи
       
Нв г/л муж. жен. 130-160 120-140        
Эр х 1012/л муж. жен. 4-5 3.9-4,7 3,3 4,6 2,8 4,8
ЦП 0,85-1,05        
СОЭ муж. жен. 2-10 2-15        
Ретикулоциты % 0,5-1,5 0,5 1,0 0,1 0,7
Тромбоциты 109 150-400        
Лейкоциты 109 4-9   35,0 17,0 62,0
Нейтрофилы:          
-промиелоциты     - -  
-миелоциты %     - -  
-метамиелоциты %     - -  
-палочкоядерные % абс 3-4 (180-400)        
-сегментоядерные % абс. 55-68 (3000-5600)        
Эозинофилы % абс. 2-5 (100-250)     -  
Базофилы % абс. 0-1 (20-80)   - -  
Пролимфоциты   -   - -
Лимфоциты % абс. 25-30 (1200-2500)        
Моноциты % абс. 6-8 (200-600)        

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

Дополнительная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Колодкина Е.В._____________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от «14» сентября 2012 г.

Зав. кафедрой: ___________________________ А.П. Спицин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: