Методические указания для студентов 3 курса
Специальности 060101 Лечебное дело
к практическому занятию
по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»
Тема: Гемобластозы как особая форма патологии системы крови
ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы белой крови, способствовать освоению практических навыков оценки качественных и количественных нарушений со стороны белой крови при лейкозах.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию лейкозов;
- обучить методам разбора лейкограмм и патофизиологического анализа состояний, связанных с лейкозами.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: происхождение, строение, функции клеток белой крови; схему лейкопоэза, механизмы регуляции лейкопоэза, общие механизмы канцерогенеза.
После изучения темы: принципы классификации, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии лейкозов и гематосарком.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе алгоритма проводить разбор лейкограммы, используя данные анамнеза; определять бластные клетки, клетки Боткина–Гумпрехта и переходные формы нейтрофилов в мазках периферической крови, делать заключение о патологии со стороны белой крови.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.
2. Беседа по теме занятия по вопросам:
1). Определение понятий «гемобластозы, лейкозы», «гематосаркомы».
2). Этиология лейкозов. Роль онкогенных вирусов, химических канцерогенов, ионизирующей радиации в их возникновении.
3). Патогенез лейкозов. Принципы классификации.
4). Свойства опухолевой клетки при лейкозах.
5). Особенности кроветворения и клеточного состава периферической крови при разных видах лейкозов и гематосарком.
6). Принципы патогенетической терапии лейкозов.
Практическая работа.
3.1. Сделать лабораторную работу « Картина крови у больных с лейкозами».
Цель: изучить количественные и качественные изменения картины крови у больных с разными видами лейкозов.
Методика проведения:
Задание 1. Изучить демонстрационный препарат с хроническим миелолейкозом, обратить внимание на морфологию переходных форм миелолейкоза. Зарисовать и сделать патофизиологическое заключение, используя данные из таблицы 1 (задача №1). Бластные клетки с высокой миелопероксидазной активностью в периферической крови составляют 0,5%.
Задание 2. Изучить демонстрационный препарат с хроническим лимфолейкозом. Обратить внимание на клетки-тени Боткина-Гумбпрехта. Зарисовать и сделать патофизиологическое заключение используя данные из таблицы 1 (задача №2). Бластные клетки с «+» ШИК-реакцией составляют 2% всех лейкоцитов.
Задание 3. Изучить демонстрационный препарат с острым лейкозом. Обратить внимание на количество и форму лейкоцитов в мазке крови. Зарисовать и сделать патофизиологическое заключение используя данные из таблицы 1 (задача №3). Бластные клетки с высокой миелопероксидазной активностью в периферической крови составляют 95,5% всех лейкоцитов.
Результаты:
Рисунок 1. | Рисунок 2. | Рисунок 3. |
Выводы:
Ситуационные задачи для разбора на занятии
Алгоритм разбора анализов крови при лейкозах:
1. Установить наличие лейкоза (по наличию бластных клеток в периферической крови).
2. Определить тип лейкоза по виду пролиферирующих клеток (миелолейкоз, лимфолейкоз и т.д.). Использовать цитохимические реакции («+» ШИК-реакция на гликоген в виде глыбок в лимфобластах и «+» реакция на миелопероксидазу в миелобластах).
3. Определить вид лейкоза по общему количеству лейкоцитов в периферической крови.
4. Определить острый лейкоз или хронический.
5. Дать характеристику изменениям со стороны красного и тромбоцитарного ростка (оценка анемии производится по всем признакам).
Задачи для самостоятельного разбора на занятии
Задача №1. Анализ крови представлен в таблице 1. В периферической крови бластные клетки с «+» реакцией на миелопероксидазу – 1%. Дайте заключение по данному анализу крови.
Задача №2. Анализ крови представлен в таблице 1. В периферической крови бластные клетки с «+» ШИК-реакцией - 1%, клетки Боткина-Гумпрехта. Дайте заключение по данному анализу крови.
Задача №3. Анализ крови представлен в таблице 1. В периферической крови бластные клетки с «+» ШИК-реакцией – 68%. Дайте заключение по данному анализу крови.
Задача №4. Анализ крови представлен в таблице 1. Дополнительно выявлено: токсогенная зернистость+++, тельца Князькова-деле++. Дайте заключение по данному анализу крови.
Таблица 1. Результаты анализов крови.
Показатели | Норма | № задачи | |||
Нв г/л муж. жен. | 130-160 120-140 | ||||
Эр х 1012/л муж. жен. | 4-5 3.9-4,7 | 3,3 | 4,6 | 2,8 | 4,8 |
ЦП | 0,85-1,05 | ||||
СОЭ муж. жен. | 2-10 2-15 | ||||
Ретикулоциты % | 0,5-1,5 | 0,5 | 1,0 | 0,1 | 0,7 |
Тромбоциты 109/л | 150-400 | ||||
Лейкоциты 109/л | 4-9 | 35,0 | 17,0 | 62,0 | |
Нейтрофилы: | |||||
-промиелоциты | - | - | |||
-миелоциты % | - | - | |||
-метамиелоциты % | - | - | |||
-палочкоядерные % абс | 3-4 (180-400) | ||||
-сегментоядерные % абс. | 55-68 (3000-5600) | ||||
Эозинофилы % абс. | 2-5 (100-250) | - | |||
Базофилы % абс. | 0-1 (20-80) | - | - | ||
Пролимфоциты | - | - | - | ||
Лимфоциты % абс. | 25-30 (1200-2500) | ||||
Моноциты % абс. | 6-8 (200-600) |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Дополнительная
1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.
2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Методические указания подготовлены:
ст. преподаватель Колодкина Е.В._____________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от «14» сентября 2012 г.
Зав. кафедрой: ___________________________ А.П. Спицин