I
Окончав краткое описание сего Царствующаго Преиме-ннтаго Града Санктпетербурга, построение и его разсположе-ние, на последок же здесь кратко опишется, какую он ползу Всероссийской Империи учинил; о том ниже сего предложите».
Ежели бы не был Петр, которой России собственно от Бога посланный, была бы оная ничто иная, как и прежде, варвар, и скиф, и нелюдие, якоже ныне уже люди совершенный, и исполненный имеются.
Так подобно сему, ежели бы не построен был Петром Великим Царствующий Град Санктпетербург, то конечно бы Россия крепких себе забрал не имела, и всякаго б своего благополучия, и всех своих благ конечно 6 была лишена.
1. Сей Царствующий Град первую ползу России сотворил, что, в первых, построился на сем месте, издревле было Праотеческой Российской Области, которая была под чужим игом от 1609-го по 1703-й год. Оную поселением своим от ига чужаго свободил, и вечной безопасности России учинил.
{452} 2. Отворил сей Град свободной вход в Балтийское Море и во всю Европу. В нем приобрел себе всюду берега пространные и на них лежащие многие прекрасные славные города, Ригу, Ревель, Нарву, Выборг, и прочие городы.
3. Затворил Врата Балтийскаго Моря Кронштатскою Крепостью, на вход неприятелям хотящим наступать на Пределы Российски*.
4. Долговременную бывшую войну, чрез двадцать один год продолжающуюся, благополучным вечным миром прекратил в 1721-м году, и вторично разорванной неправедно мир вскоре оной военной огнь угасил.
5. Всей России отвеюду безопасное жителство сотворил, и от всех неприятелских нападений свободну учинил.
6. Корабелной российской флот и галерной построил, и тем из Россинскаго Народа многих навигаций научил. Своего же Монарха н созидателя онаго над четырмя флотами Адмиралом почтил, и тем Россия от всего света славу получила немалую.
|
7. Сей Град неприятелям страд и стена оным непреодолимая, а союзным государством великая полза.
8. Российскому Народу в чужие край путь показал, н с европейскими народами гомерцни обучил.
9. Политическому иск уст ву с иностранными народами преизрядно дал знать и с ними обходится.
{453} 10. Правы и законы гражданский премногия уставил, а также Уставы Военные и Морския не миновал, и Духовные узаконить не оставил.
П. В первых, Правителствующий Сенат, потом Коллегии, Канцелярии, и прочие правлении, а последи заключил Святейший Синод; в которых Члены Президенты, Вицепреэи-денты, Советники, Ассессоры, и прочия приказные чины в них для правосудия учредил.
12. Высоких наук и художеств сей Град вся России есть обучитель.
13. Манифактуры, Фабрики, и прочие Заводы, также и горных дел изысканию во всей России, сей Царствующий Град обучил и разпространил, и оных привилегиями своими одарил.
14. Злодейства, разбои н татбы, притом и всякое хищение, которое едва не во все искоренил.
15. Ереси, расколы, и суеверства много далеча от Народа Российскаго отныне прогнано.
16. Государственных вновь доходов на содержание войск и карабелнаго флота, откуду оные получают, сей Град изобретатель есть.
17. То же Архитектуры Гражданской, так что не толко палат хороших по регулам архитекторическим, но ниже про-
стых деревянных хором умела {454} Россия построить, а фасадов, и прошпекту, и профилей подмену не знала.
18. А что касается до Карабелной Архитектуры, оную Россия так тонко искусно знает, что жоторые, хотя б за несколко сот лет так умели, или б, лучше сказать, что Архитектурою корабелною Россия все прочия государства превзошла.
|
19. Новый сей Царствующий Град все Российское Государство расположил. Города на Провинции, а Провинции в Губернии, дабы тем всюду знатно было, где какое правление, н над оным кто главное правление имеет.
20. Купечество, дабы оное в звании своем порядочно было, разделил оное на Знатные Части, то есть Гилдин.
21. Мастерства и Художества по их званиям на Цехи расположил, и над каждым Художеством Олдерман учинен; и над всеми оными, как над купечеством, так и над художниками, определил Главное Правителство, Магистрат (си есть от всего купечества Главная Команда).
22. Чистоты гражданской и всякаго предохранения учредил по всем городам Полицию.
И все, что к лучшему и полезнейшему России, сей Град есть учредитель.
™ ^> •*-*-"--<
(4*5)
^ • \ 1-^ ' ч,1\. '. 1 '
ч/1' ' ':.'-. ^*
ОКОНЧАНИЕ
Дивный Бог в Судбах Своих, яко Той производяй и множай род человеческий по лицу всея земли, и ко обитанию им даяй пределы, и в них насаждая предивныя грады, что Его же Всемощным Соизволением, благоволил сему таю от века быть, повелел Петру Великому возградить в Российской его Империи Новый Царствующий Град, яко же древле Императору Константину Великому возставить Царственный Град, именуемый Новый Рим, в чем равно оному исполнено быть стало.
Когда же помянутый Константин Великий начал строить Новый свой Царствующий Град, тогда, для скореншаго онаго населения и болшаго его рззшпрения гражданства, издал монарший свой указ таковый, дабы всяк Стратиг и Градский Наказтель, также велможи и все нарочитыя люди, домы себе строили и Храмы Святыя созидали, да наполнится град; что по оному указу исполнено было. Так и наследником по себе заповедал, кто восприятель будет Царскаго его Престола, те б то ж по себе память достойную оставляли, то есть какое-либо {456} преславный дом состроить, или Обитель Святую возставить, или инное какое дивное здание возгра- Д дить, да таковыми преславными строениями прославится Град.И по сему его завещанию, прочие по нем Царие царст-вующня подщалнсь, яко Иустиниан Великий, и Феодосии, и царица Евдокия, и ннные многие Царие и Царицы великие домы, и славныя здании изнастроили, и Обители Святых воздвигнули. И так по временем своим населили оной Град преславными и богатыми строениями, и дивными вещми изнаполнилн, о которых иногда блаженный Андрей Критский
|
удивился рекл: «Воистинну, Град сей выше есть всякого слова и разума!».
Не тожде ли может всяк видеть Петром Великим соде-ланное, равно подобяся во всем Константину Великому, что и Его Величество Всероссийский Петр, во имя свое поставил Царствующий Град Петрополь, и о населении онаго жителми, и о умножении разных в нем строений, о том многия монарший свои указы издал. В первых, дабы все Высокое Господство, все Шляхетство и всякое знатное купечество всех городов
• сем Царствующем Новом Петрополе для житья и приездов {457} своих домы себе строили. Также всех Губерней, всех Епархий Архиереем, и всех Монастырей знатных, великия преславныя каменныя домы построены б были, что и исполнено тако.
Тожде и по нем Наследствующия Державныя Монархи сего Царствую шаг о Града к болшему его распространению и красоте немалый тщании к строениям прилагали. А наипаче
•ышше всех оных верх превзошла ныне благополучно держа в-ствующая и во Отчем Наследственном своем Достоянии Царствующая, Великая Монархиня, Всеавгустейшая Императрица Елисавета Петровна, кровная дщерь Великаго Императора Петра Великаго, резидуя в сем Царствующем Петровом Граде, тем исполняя отчее желание, то есть в нем царствуя, монаршим своим присудствием оной украшает, созидает, умножает, распространяет, не простыми зданиями, но великими, богатыми, силными, важными, и в историях написанных знатными строениями Ея Величество сей Град украшает. Что сей Град тщанием Ея Величества так ныне красотою своею на высоту славы превзошел, и еще более и более {458} превосходить нмать, что всяк очевидно без всякаго сказания, аки на театре, славу и красоту благолепия его зрит; и не толко те, иже в нем жителствуют и красотою славы его наслаждаются, но и те, которые во отдаленных странах пребываюшия, слыша о нем, удивляются. К нему же многия жажду свою имея, хотят его очевидно зретн, и красоты его насладнтся охотно желают.
КОНЕЦ
{ХУЛ}
Л.. \..-У:''.. X. •
•.«Й,>; .' -
V
'V..
ОПИСАТЕЛНАЯ ПОХВАЛА ЦАРСТВУЮЩЕМУ ГРАДУ
САНЮПЕТЕРБУРГУ
' ' И ПРИТОМ ' "- ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ
ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ, ЯКО СОЗДАТЕЛЮ ОНАГО ГРАДА, СОЧИНЕННАЯ ; ОБЕР ИЕРОМОНАХОМ, ! ГАВРИИЛОМ, ПРЕФЕКТОМ, ' ' КОТОРАЯ ЗДЕ ТОЧНО СНЕСЕННАЯ И ПРИМЕЧАНИЯМИ ИЗЪЯСНЯЕННАЯ 1750 ГОДУ
{459} Град сей, именуемый Санктпетербург (1), тобою, Всепресветлейший и Непобедимейший Монархо, Богу настав-ляющу тя, основанный (2), Богу вразумляющу, расположенный (3), Богу пособствующу, прекрасными зданиями украшенный (4), паче по всему тебе собственно, яко премудрейшему и первейшему его архитеггону, начало свое долженствующий, тщанием твоим нововведенное в России и преславно успевшее, изображенный на хартии, {460} грыдоровднное приносит художество (5), да созданный при Балтийском Море, в единой мира сего стране, Ингрия нарицаемой (6), на прославление создателя своего удобнее всего мира обходит концы. И елицы в далечайших странах жителствующий и слышанием токмо о Граде сем удивляющейся, сии и неописанное твое благополучие, и свойственное к тебе Способство и Милосердие Божие, и красоту Града сего очесам своим представляющий, {461} желания своего утолят жажду (7). Аще бо уже имать Вселенная
чесому удивлятися и от презелнаго удивления в восторг вос-хищатися, егда разсуждает твоя от самых младых ногтей действия, имать откуду, яки трубу вознести, глас свой проелав-ляти тя имать, чего ради в сердцы своем к тебе огнь любви воспаляти, обаче егда еще Град сей, таю премудро устроенный, прекрасно разположенный, иредивне украшенный (8), во ум восприймет, славы твоея внутрь себе вящше разширит и умножит удивление. Егда бо помыслит о всех тех, яже грады прославляют и величиют, вся в едином сем Граде, аки в собрании всех похвал, узрит, и прехвалная, и преславная, и всякую похвалу и славу превосходящая, велие градовом по-хааление, аще создателя своего преславнейшаго коего воина имут, вящшее егда вожлу или князю коему свое воспнсуют основание. Не удобоверю елне же похваляются, егда начало, аки род свой, от царя коего производят, аже древний стихотворцы, изъявляющий" в похвалу {462} градов великих, богов нет их создателей их баснотворне вымыслили (9); аки бы показующий, яко еще безсмертнаго по их мнению имут создателя, безсмертной такожде и в бсзконечной славе имут пребы-вати, чего ради Града сего кто не прославит? Кто до небес не вознесет похвалами? Егда создателя своего нмать Пресвет-лейшаго Великих Земель Великаго Государя (10), Отца Российского Отечества, {463} Воина Мужественнаго (11), Вожда Благоразумнаго, Императора Премилостнваго, Монарха, Богом венчанносо, Богом соблюдаемого, Богом России дарован-наго (12). Кто, глаголю, не почудится похвале Града сего, происходящей от похвал создателя сего! Егда сицевыми украшен есть добродетели, егда сицевыя благих дел своих водит лики, яко аще бы кто всех древних а едино совокупил действий ироев (13), всем им не токмо равнаго, но не сравнение всех {464} превосходящего сего единаго без всякаго усумнителства увидел бы, да не почудится же кто похвале сей; восприими себе во ум от премногих стихотворцев и истории описателей, онаго над всеми древними ироями возвеличеннаго мужественнаго Ираклия (14), его же, еще суща в колыбели, ненавистная Юнона хотяше умертвити, двоих страшных и лютых в колыбель впустила змиев посреде самыя глубочайшая полунощи, всем сберегателям юношам сном обьятым сущим, да тако, никому же ведущу, младый отрок в нощи смертоносным
уязвлен угрызением ко сну отидет безконечному; но имущее всему миру изъявите» мужество, в самых пеленах не утаися, ибо младенческою невооруженною рукою оныя безбоязненно похитил и растерзал змий. Велие сие и преславное дело, вяиилее {465} н болшаго удивления достойное, сотворил в самом отроческом возрасте Ненобедимейший Всероссийский Монарха, егда на него в самой десятолетной юности вторая лютостию и убивством дышущая Юнона в сердцах бунтовли-вых стрелшв гнездящаяся ярость, не двоих ядовитых змиев, но тмочнсленных всяких гадов суровейших проклятых отцеу- бийцев возбудила, вторых на незлобиваго Давида гонителей авесаломов(15). Толико же всяких змиев жесточайших, елико разумом почтенных, толико лютейших, елико мняху себе непобедимейшнх, вся в руках своих содержащих, иже не на колыбель Ираклиеву, нона самыя Царекия назадоша Полаты, настоящей везде полунощи страха и забвения, в нощи смущения и без разумнаго суровства, всем оберегателям, аки спящим, н инным разбегшимся, другим избиенным, и инным к бунтовщикам примесившимся, в сицевом страхе и бедствий крыющееся мужество не возможе утаитися Крепчайшего Рос-сийскаго Ираклия, Непобедимейшаго Монарха, егда вен страхи оныя пренебрегши. {466} отроческою рукою (16), паче же юноши сединным украшенным разумом (17), змиев тех похитил, злыя оных растерзал советы н вечной беззаконных кро-молников, достойной по делам их, предел непамяти. И аще отсюду не безсмертную получил Ахиллес славу (18), яко {467} мати сего отрока, млада сущаго, в стигийских погрузивши водах, ютворила ег о от ран никогда же вредимаго (басни сия суть стихотворный). Зде истинну зрети приличествует, яко Предвечное, вся Предзрящее, Милосердие Божие сицевым от самыя купели таинственные оградило Благочестнвейшаго Императора заступлекием, яко ни единых вражия наветы возмогут когда одолети ему, тако всяких бедствиях невредима, яко исполннтнся на нем Божиим чрез Царствующаго Пророка реченным, во Псалме Осьмьдесят Осьмом, словесем: «Рука Моя заступит его, и Мышца Моя укрепит его. Ни что же успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобитый его, изсеку от лица его враги его, и ненавидящий его побежду». Сплетает венец похвал Гомер Улиссею (19), яко многая в мире
сем обыде страны, многие видел народы и обыкновения их. Многие обыде грады; узрит всяк сие в Премудрейшем Российском Монархе, коль многие посетил народы, ему же воздаде достойную честь Голландия, прият со всякими похвалами Англия, срете благолепно Прусия, ему *е Европа должное воздааше почитание древних римских кесарев имя достоинст-во носящему Пресветлейшему Леополду, сей друголюбное в Вене сотворил Российскому Пресветлейшему Петру Первому почитание и персоналное {468} посещение;. Един неистовствующего Льва Скимеи (20), Губернатор Рижский, понеже долж-наго не вочдаде чествования, сам себе в бесчестие отдаде пленение. И егда прежде врата заключил на вшествие (21), сия воинство российское храброе таю оружия своего отверзши, победоносными увенча вайями, торжественными всегдатпняго победителя свейскаго введоша вратами, да познает неистовый {469} Лев яко орляго гнезда ему невозможно коснутся (22), Орлу же язвили ею (23) удобно есть разрушати. В сицевых путешествиях, аще и хотяше утаити, отвратити луч своя, Пресветлое Сияющее Солнце, в непознаваемом чине чуждыя посетити страны, но понеже невозможно Солнцу утаитнся от облаков непознаваемых, лучи исходящей, {470} самим взором и действия моиаршескому чину приличествующими, самое не угасимое возвсп'.аху Солнце (24). Но егда Российский фебус обыде Европейское Гемисфериум (25), кия принссс России плоды, кия возвращением своим дарова пожитки? Огвсюду со многими короли л князи дружество, отвсюду возрасте непобедимая Российская Инфантерия, отвсюду произыде неведомое в России нравкяное Ковалерство. Зде аще бы красногла-голивыи собралися витии, ужаснутся, н бечяэычнык является хотящий нспояедати, коея славы сие удостой Россию; коего же страха Свейския исполни Страны, зрят многая грады полских и доныне по полям валяющияся {471} кости свейския (26), всегда поведати Калиш (27) последним родом неисповедимую победу не перестанет. Ужаснется и вострепещет Лев, елижды воспомянет, како многия тысящи, предводителствую-щу Левенгоупту, под Лесным (28) от немногаго войска россий-скаго. Самому присудствующу, наставляющу и управляющу Всемудрому Воину Императору, побеждены, прогнаны, пленены, от оружия обнажены, и всенародно торжествующу Давиду
Российскому, {472} во Град Ве.гвпсознаменитый Москву, смеженными от срама очима ведени (29). Но по сих благополуч-ных началах, по сях и сим подобных на многих местах неисчислимых благополезных баталиях и победах, реисчислим глаголю их же множество, елва умом объятя, н ниже кратким словом {473} описатися могут, ил же преве.шкия историческия илюлнены книги (30), благополезных же яже всегда России торжество, свой срам и безчестие раждаху, едина сицевая последствовала баталия (31), яже и верхвсякаго благополучия, и дело всех преславное нменоватися должно, идеже горделе-вый Фаетон (32), многие попаливыи страны, от преаысокаго оризонта высокоумня своею, паде ниц, опровержен в безко-нечные роды, кровию уязвленные его ноги текущею бегство свое к христоненавистной Турецкой Порте, на вящшее свое безчестие н поругание записующий (33). Идеже образ смиренномудрия, {474} кротости, Российский Давид, здравия своего ради целости Отечества не берегущий, вес упование свое не на своя силы, но на Бога, вся России во Благоустрояющаго возложивший, ярости не убоявшисм. боевыя в самых марсовых огнях (34), в самых смертях, сицсвое свое показал всему миру мужество, яко равное нигде же слыханное, нигде же описанное. Самая на Трнвенечной Главе (351 от неприятеля {475} простреленная шляпа (36) гласисе всякий трубы мужество сие разглашает, сия едина отсечением Десницы Вышняго во время толь жестокия брани уязвленная, нечто же Богом соблюдаема! о, попустившая коснутися тела, всему Российскому исцеление сотворило Государству. Не воспоминаю инных его прес.чав- ных дел. в Европе совершившихся, оставляю в Полше, Померании, Голштинии, Дан^и, Курляндии и инных европейских странах несравненныя и выше всякий похвалы действия, яко же бо пресветло сияющаго в полудне Солнца, не леть есть перстом показывать, так едва неравно. Ибо и не возможно на высоте славы и добродетелей Сияющаго Российскаго Солнца, еже во всей Подсолничной благим именем и делы озаряет всех сердца к люблению своему (37), почитанию привлекающий вся творимы я изъявити. Зрит весь мир сия лучи, услаждается, {476} паче же доброжелателным сердцем себе ошеваго блаженства приветствует, дабы сае Златолучное Солнце ко мрачному западу никогда же прикяонилося; сия убо, егда пресвет-
дым линем России Фебус обыде Европейское Гемисфериум (38), сотворило плоды, сию при возвращении своем вринесе ползу, снцевыми Россию преизобилными исполнил похвалами; сими своими толикимн преизящнымн подвиги и груды безсмертную себе и некончаемую снискал и стяжал славу, юже всяк внутрь {477} себе рассуждающий, сося Граду сему не воздаст почести, коея не принесет похвалы (39), егда синевато Преславнаго Победителя и всей Подсолнечной, Божиим Милосердием, прославляющем его почитаемом, имать Создателя, имать своего Основателя и расположителя Премудрейша- го Архнтекгона, а не преоборимаго зиждителя. Великими возносимы бывают грады похвалами, егда на честном, красном, веселом, полезном месте насаждены суть; кго сего Града от расположения его не восхвалит, еже вся оныя примеры похвале градов приличествующий в себе заключает (40). Честное Града всего Место, прежде многих веков {478} победою ПреславноьоСвятаго Благовернаго Великаго Князя Александра, Обладателя Российскаю над Невою, свеев победившаго (41), и отсюду «Невским» именованного, прославленное и ныне безирссташю прославляющееся. Красное расположение имать Град сей (42), ибо самая натура изрядно украсила его, аки красных лики торжествующий круговодящии обхождением вод, многий красный устроила островы, яже Царствующему Граду, Царский рассуждающий Ум приличествующий, царственный достойно на них основал, утвердил Престол, иже Заступлением Всесилнаго Бога во веки не иодзижнтся, кдеже сицевому Граду здатнся, самое естество зрящеся требовати. Брань настоящая тогда возгорающаяся по взятии Канцов (43) на возражение сил неприятеле* их, желаше нмеги крепость при устнях Невы, в Море Балтийское, ей же {479} имущий удоб-наго места (44). Благоразумнейший Архитеггон, Премудрей-1ПИЙ Монарха, обрете сие натурою украшенное и утверждение, еже не токмо крепости, но и самому Престолу Царскому благоразсудил быти угодное, ибо не токмо вся Россия расположением и красотою превосходит места, но и в иных европейских странах не токмо равное, но ниже подобное обрестися может (45). Самим в созидании градов Искусным Архитектором, от удивления повествующим, ибо превеликая едина от Озера Ладожского превосходящая Река Нева * Балтийское
входящее Море, при окончании своем, не далече устия, на две
глубоки* разлелнвшняся реки (46), и единым вправп вшедшин протоком в Море впадающим, другим же прямо идущий, а паки вправо другим разделившимся протоком, прекрасный сотворила Остров (47), жителе! вом благородных и купеческих, Гостиным пребогатым Двором украшенный; но проток оный вправо прошедши, {480} паки крут сотворивший, в Бодшую Реку возращаюшийся, удивителный Остров со делал, дабы той Крепости угодный, могущим кругом великим караблям обхо- дити его. и настоящей зиме под самою Креностию сохранити-ся (48), яже стенами каменными прекрепко утверждена, и всякою аммунициею ограждена, Храмом же в честь Святых Первоверховных Апостол Петра и Павла украшена, откуду Именем Псрвейшаго Апостолов, ему же и в защищение вручена есть, Крепость проименована Санжтнетербургом (49). Та же паки Болшая Река Нева от левой стороны самых стен городских касающаяся, при самом в ню вшествни разделшагося. и Град обходящаго глубочайшего потока, паки раздвоися прямо идущий в Море входит, влево же пошедпш даже до самого моря Остров, именуемый «Васильевской* (50), сотворила прекрасными светлейший зданиями, многому жителству преугод-ный(51); ниже котораго Острова {481} паки Режа разделивши-ся, н еще Остров видению приятный соделавший последнее свое шествие в морском скончевает недре (52), еже недалече самаго Града, велиею шириною разлившийся и долготою тридесятв верст протягшийся превеликий Остров, «Котлин» именуемый, идеже в Балтийское входит Море, сотворило многим жнтелст вом преисполненный, под ним же недроречен- ное, един толжо глубочайший уский имать корабелный в Море проход, идеже на самых водах создана крепкая Фортеция, «Кроншлот» именуемая (53), неириятетьския корабли воспя-щающая и ко Граду приходи™ не попушающая, российскому же флоту к защищению и стоянию б;щ-опотребная. Что же рещн о неизреченной ползе, приходящей уже и впредь. Божеским Пособием имущей происходи™ от наченвшегося при Граде сем непобедимаго российскаго флота (истинно глаголю!) непобедимаго, толикия в почитании своем сотворивгпаго {482} над неприятели победы, еликая от древних и многих веков основателя флоты не токмо когда видели, но ниже
слышали (54), станите сами от российских галер взятые фрегаты свейские (55) и рцыте плененных флагманов своих устна- ми. Кто, когда и где от равных им взят бысть? Где сицевыя, яко вновь в России основавшемся Граде и вновь начсшнемся флоте совершахуся торжествам; где сицевыя, когда от торжествующих победителей торжественными враты ведсми бы вал.у плененнни (56); где от сицевых малых галер сицевые взяты многопушечные фрегаты, и аки от уст лвовых, от превелнкаго свейскаго флота, в чине своем состо&щегося, неслыханная сицевая отята победа? Словом глаголющий, аще что ползи государствам, обществам, градам творит море. Госудагхп венному Штандарту на корабле, «Ичгермоланд» реченному, самому присудствующу Победоносному Императору, ог них Титлою Адмиралскою почтенному, достодолжное поклонение и почитание воздадоцщ. Многая и великая сия лолза России от Града сего происходит; но без сравнения еще болшую всяк узрит/егда восприимем во ум с ускусным разсужденисм, что брани царствам, княжениям, обществам соделовают. Брань разрушает грады, разоряет веси, разгонит люди, с землею сравняет превысочайшися столпы, в пепел обращает прекреп-кия здания, иногда же н сие соделовает, яже ниже имени {488} государствам оставляет брань, толь лютая чрез многия леты в Европе безпрестанно палящая, паче же в России с ненасытным Лвом Свейским горящая (67). Не инныя ради вины, ничто же вредити толь разширенному {489} государству может, токмо Град сей един, все величество брани на себе едином содержит (68), вся силы неприятелские воспяшет, сей един Второму Иерусалиму, Российскому Государству, стена крепкая, и Столп оный Давидов, от него же находящий не Сион враги прогоняеми и побеждаеми бывают. Создан в Фоаллна- фе, тысяща щитов висят на нем, и вся стрелы силных, сен един Столп Крепости от лица вражия, имущий в себе Столпы Крепкия Апостолов Святых Первоверховных Петра и Павла, утверждающих и защищающих от всех наветов вражиих, якоже зде приличествовати реченным чрез Царствующего Пророка Давида от Духа Святаго: «Аз утвердих столпы его». Егда же паки в рассуждение восприимем и сие, яко ради народов чуждых вновь благополучием оружия российскаго взятых, дабы в страсе и послушании пребывали, дабы всегда
достойные дерзости своея безрассудны» познали недеиствов- ство, дабы никогда же новаго смятения не замышляли, сих и сим подобных вин, подобаше основатися Крепости коей (69). Великими убо похвалами ублажим {490} Град сей, увенчаем венцы почестей Осьовавшаго его, нко нал новозавоеванными народами (70) новый Царствующий Гр^Д воздвиже, и да познают ненавидящий благополучия российскаго. яко новому Царствующему Граду новые пожаренные иовинукмся страны (7IX ни едиными пределы огшсанныя, нигдсжс им>щия, якоже на Столпах И рак лиевых сицеваго надписания: «Не возможно далее». Но российскому торжественному оружию всегда далее гласящей добродетели, победоносных под ноэе имут поверга- тися вайя Царствующему Граду почествование. Но еще сими не окончася похвала Града сею, мношя путь инныя источники похвалами Града сего текущий. Велим еще и несочтенныя имать почествования восприйми исторнческия писания, раз-смотри в началах оных градов их же мир, аки ма;ери и ннпых градов нарииает (72). Зри Рим оный главу прежде всего мира. Афины, Фивы н прочие преслааные грады, ни едилаго обря- щещн синевою скоростию созданнаго, и в сицевую славу и красоту чрез толь малое время прешедшаго (73). Во истинну скоро парящего орла Град {491} сей, сицевою скоростию в высоту славы и чести возлетевший, удивляхуся еллинскии мудрецы скорому созданию Града Фивейскаго, от Амфион.1 созданному, и сего ради вымыслиша, аки бы ему на пищали играющу, сами камения движущиеся в стены града обращаху-Ся. Зде амфионовых камений поющу Благочестивейшему Самому Монарху, цевницею духовною песни благодарственные создавшему, велиею скоростию видимый мир сей, в Троице Святой славимому Богу (74), Града сего стены воздвигошася на местах, никогда же прежде жилища имущих, яко зде во-истинну оному Пророческому Исайи, во Главе Шестьдесят Второй, исполнитися Гласу: «Узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и призовут тя именем новым, ежеГосподь именует е, н будеши венец доброты в Руце Господни, и Глаанзна Царствия Госпола твоего, и не прозовешися к тому оставлен, и земля твоя не наречется пуста, в тебе же прозовется воля, и земля твоя вселенная, н ниже ты не прозовешися взыскан град, н -е оставлен». И на ином месте, в Главе
Пятьдесят Осьмой: «Воэградятся пустыни твоя вечны», и будут основания твоя вечныя, рождением рождеки, и прозове-шися градителъ {492} прел градом»; и паки во Главе Сороковой: «Всяка гора и холм смирится, и всяка дебрь исполнится, и будут стропотная и правая, и острия в пути гладки». Про-славншася премногия в Подсолнечной грады, в них же правда сияще, в них же малому и великому, нищу и богату, сироте и князю, не взирающе на лицеприятие, праведное творяшеся удоволствие. Коль несравненный похвалы достоин Град сей, в нем же устроено всего Государства самыя правоты, судящее Правительствующего Сената Собрание, не на мзду взирающее, не на дорованиях судящее, но самую и всем доволную истинну хранящее, оправдающее невинных, злых же эаконо-проступных без всякаго пощадекия достойное налагающее наказание. Сице прекрасно устроенный Град, дабы ни в чесом же лишен был своего благолепия, дабы очесам благоприятен являлся, Благоискусный Создатель, Премулрсйший Монарха, над самыми быстринами невскими украсил своими Государственными По латами (75), яже не токмо речных стремления веселящий Град Божий увеселяют, но при них всякое зрение к себе восхищающий, превеселыя удивительный красоты исполненный устроил вертоград (76), водными {493} фонтанами орошаемый, всякими иностранными древами при исходящих вод насажденный, и плоды, во время свое дающими, обогащенный, цветами преизрядными насажденный, столпами дра-гокаменными прославленный, от сих всех уразумети леть есть, сице позволение Града сего расположение, яко не токмо честном, красном, веселом месте, неизреченною скоростию и малым временем создан есть, но и превеликою помощь, ползу и славу Российскому соделовает Государству, обаче сих и сим подобных, обществу всему российскому благополезных и бла-гопотребных от Града сего происходящих пожитков, завидя-щий ядовитые ехидны, изостривши своя аспидския зубы, их же гроб отверст гортань их, дерзают, уничижающи Град сей (77), подгрызати прорастающня всия славы его, смеют корень сей толикия уже произрастивший честнейшия и всему миру уди-вителныя плоды поглотитн, оглаголующии и представляющий великия трудности, того ради многаго отстояния и далекое! и от России, чего ради всякая скудость происходит якоже. {494}
Яго же интгых ради людей, в работах умирающих, но общему благу завидящии, зверие восприимите на ся образ человеческий, и аще нмате что разума, разсуднте, кое начало не есть трудное, кии путь первый не есть мнителный; аще и о тех, яже похваляете, помыслите страх несравненный, да гако реку: «Сим имеяху в своих начинаниях бедствия, не уподобленныя труды; зде всякий труд услаждает возрастающая слава; зде всяким скудостем пополнение общавает, наченшияся уже прибытки (78), речеши. убо якоже обыкл есн. Кто оные узрит, кто того дождати возможет. Не твориши ли сице в доме твоем, не насаждаеши ли вертограды, не разсеваеши ли древаса плодо-носныя, их же плода разве чада чад твоих имут употребляти. Созидаеши дом, в нем же разве наследницы твоя обитати имут, но сия ниже следов государственны* ползу имут. Оные уединенны», сия общая оныя тайныя. сия славою весь мир объемлющая оныя». {495} Оныя дому твоему единому, сия - тебе и всему Государству ныне уже,и впредь, полезная, Аще. же о смерти многих людей болезнуеши, воззри на 1рады величайший, сия в них кроме всяких нужд творимая обряще-пш, аще в нужде, аще в благополучии, аще в трудах, аще в праздности, всякаго свой конец ожидает, егда кому Премило-сердный Богсвоими непостижимыми судбами, кою определил смерть, сея никто же когда возможет убегнути. Суть посреде многих смертей нд брани, во обурсвонии морском, в страшных пожарах спасшийся, обретаются многие, посреде же пиров и при всяком безопзстве житие свое окаянно скончевающий (79). Не о том болезнуй, но болезнуй о грссе твоем, смерти ражда-ющем, оброцы греха смерть. Сице Избранному Сосуду, Апостолу Павлу, свидетелствующему, камень Град сей, имени его тако гласящу: «Приступите и избийте зубы своя, вси глаголющий на высоту неправду, камень сей не уже от пращи Давидовой, но от самаго Каменя Веры, Петра Святаго, верженный, поразит в чело всех уничижающих достояние Господа Саваофа, Новаго Израиля, Новый Град сей. Падет гардели вый Симон, Каменю Веры, Защитителю Града сего, ругающийся, и разбнется о камень, о камень соблазна и претыкания; Камень же Град сен, на Твердом Камени Благочестия основанный, {496} имать Защищением Господа Саваофа пребывати во веки». Сия твоя добродетели, сия похвалы зрящи, Царствен-
13 Зш. 610
ный Граде! Леть есть к тебе воскликнут оныя, во Главе Шестидесятый Исайя, Пророка, словеса: «Светися, светлея, Новый Иерусалиме, Слава Господня на тебе возсия!». Покры-ет тма и мрак языки, сопротивляющиеся тебе, на тебе же явится Господь, и Слава Его на тебе узрится. Созиждут сынове инородный (80) стены твоя, отверзутся врата твоя, и день и нощь не затворятся (81), языки бо и царие, иже тебе не поработают, погибнут, и яэыиы запустением запустеют; не имаши боятися востающих на тя врагов (82), егда Великия и Неусыпныя имаши Стражи, Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (83); не воздремлют, ниже уснут когда; имаши Великаго твоего Защитнтеля, Святаго Благовернаго Велика (о Князя Алежсандра Неасжаго (84), днем и нощию к тебе вопиющего Словами {497} Божними, чрез Исайя, Пророка, реченными в Главе Тридцать Седмой: «Защищу град сей, яко спасти его юиене моего ради. Всяк сопостат не внидет во град сей, ни встрелит в онь стрелы, ни возложит на нь щита, ни оградит окрест его ограждения, но путем, км же есть пришел, обратится тем, и во град сей не внидет. Погибнут противящийся тебе. Ты же прозовешися Град Праведный, Мати Градовом, Верный Сион». Кому убо свойственнее, кому приличнее. Град сицевой, толиких похвал исполненный и толнкую ползу государственную содержащий, достоит прино-сити, аше не тебе, Отче Отечествия, Пресвэтлейший Монархо, всегда Торжественный Победителю, еже разсуждаеши грыдо-рованным художеством па хартии изображенный (85) и всему миру во удивление представленный, по всему преславный Град сей, прежде даже во вся мира сего концы изыдет, со всесми-ренным раболепным поклонением тебе вручает, да от прикосновения рук твоих достойное тебе стяжет почитание, его же победителную десницу не токмо верные твои раби, но и иностранные языцы с великим почитанием и сладостию лобызают. Приими Град сей, его же создал еси, и купно с ним наше искреннее желание, да премудрейшаго тя Строителя, Управителя Богом врученнаго народа, всего мира Создатель и Управитель всея Вселенныя, в Троице Святой прославляемый Бог, во общую всего христианства ползу, здрава, цела, долгоден-ствующа, славою процветающа, всегда торжествующа, врагом страшна, своим любима на премногия сохранит лета^-