, 1. Церковь деревянная во Имя Пресвятыя Богородицы Чудотворнаго Ея Образа Казанской, которая после наименована Рождество Богородицы; построена была • 1712-м году. Сия Церковь стояла на Санктпетербургском Острову, в Посадской Большой Улице, с приходу от Старого Гостинаго Двора.
Сперва сия Церковь построена была часовней, в небо-лшой светличке; потом, народным тщанием, зделалн {346} в ней полатняную Церковь, и мало поразпространнли строением веема простым и ниским зданием, где воздвигнули Престол и освятили во Имя того же Богородичнаго Образа, Богородицы Казанской, в 1712-м году.
Но в 1721-м году бывший тогда Преосвященный Феодосии, Архиепископ Новгородский и Архимандрит Александ-роневсжий, яко главный тогда здешней Епархии властелин будучи, соизволися оному переменить той Церкви именование ея, вместо Казанской Богородицы, зватнся и писатся Рождество Богородицы, и образ ея Богородичной, именуемой Ка-
занскон, от той Церкви взяв, перенес в Церковь Святы! Троицы.
Но как оная Церковь стала веема быть ветха, а учреждению Государя Петра Великаго, что главному нию и жителству быть на Васильевском Острову, тогда вместо оной ветхой Церкви построена новая Церковь на Васильев-;,1! ском Острову, деревянная же, во Имя Рождества Богородицы,! в 1729-м году, из доходов помянутой Церкви, которую зале жил Преосвященный Питирим, Архиепископ Нижегородс
Потом, в 1732-м году, оная но во построенная Церковь освятите» не во Имя {347} Рождества Богородицы, но во ир, Святаго Апостола Андрея Первозвакнаго; а вместо сия соиз-! волила Ея Императорское Величество Анна Иоаннов на, не вую каменную Церковь заложить повелела на Адмиралтей-1 схой Стороне, на Большой Преншективой, во Имя Рождеств Пресвятые Богородицы. И по совершении оной, освятя, Величество вышеупомянутой Образ Казанской Богородицы: Церкви от Троицы взяв, украсила дорогими каменьями, освящению оной Церкви принесть соизволила. И тако вмест) помянутой оной Церкви Казанской, переложенной на Роже во, ныне оная новопостроекная во Имя Рожества, именуе народно Казанская; и по всему видно, что сие произлошло з| почтение Образа того, к которому повсядневно множеств! народу приходит, молебны и Всенощныя Бдении оному Обра эу возсылают.
|
2. Церковь Преображения Господня, на Санктпетербу гской Стороне, при Солдатских Слободах; построена деревя* ная, в 1726-м голу.
3. Цержовь Введение Пресвятыя Богородицы, на Са* ктпетербургской Стороне, в Янбургском Полку; пс деревянная, и освящена 1732-го году ген варя 30 дня; н при не| предел Святаго Пророка Илии.
{348} 4. Церковь Святаго Николая Чудотворца в ПосаД-ской Улице, деревянная, построена в простых хоромах.
5. Церковь на Подворье Новогородском, на Карпов! Речке; построена во Имя Преображения Господня, деревяина!) в 1737-м году, тщанием Преосвященного Феофана, АрхиешЖ| скопа Новогородскаго,
6. Церковь Домовная на Вологодском Подворье, в хоромах, во Имя Великомученницы Варвары; поставлена и освящена Амвросием, Архиепископом Вологоцким.
7. Церковь Воскресения Христова во Инженерном Корпусе.
8. Церковь на Подворье Нижегородской Епархии, которая прежде была при Доме Императорском Зимнем, прежде построенная настоящей Церкви.
В сей Дереве Иконостас взят из Мызы Каикуш, Блажен-ныя Памяти Государя Царевича Алексия Петровича, в 1732-м году в Зимний Императорский Дом. А по построении настоящей Церкви, отдана оная Церковь Питнриму, Архиепископу Нижегородскому.
|
9. Церковь на Васильевском Острову, Воскресения Христова; построена 1713-го году и освящена ноября 23 дня.
Сия Церковь построена была бывшим Князем Александром Даниловичем Меншиковым, мазанковая, на том {349} месте, где ныне каналец проведен к Деревянным Хоромам, к Саду. Построена была архитектурою преизрядною, покрыта была железом, на колоколне шпиц и купол обит был жестью; на оной колоколне были часы прензрядныя с курантами о четырех кругах. Освящена была на день Тезоименитства его. Святаго Благовернаго Князя Александра Невскаго, ноября 23 дня, на котором освящении изволил быть Государь Петр Великий и Государыня Императрица Екатерина Алексиевна; и Его Величество у онаго Князя со всем Генералитетом изволил торжествовать День Святаго Благовернаго Князя Александра Невскаго, где и фейерверк сожжен был.
Оная Церковь за ветхостию разобрана была в 1730-м году, а Престол перенесен был до времени в Полаты, которыя стоят на Канале, где ныне Гоф Шпиталь.
И в 1731-м году из оных Полат перенесена была в другия, Науголныя Полаты, на том же Канале стоящия.
Но по состоявшемуся Кадетскому Корпусу, их тех Полат перенесена была в Деревянные Хоромы, что в Саду стояли, кои прежде именовалися Посолския. {350} И перенеся оную Церковь в те Деревянныя Хоромы, которую тогда освятил Преосвященный Феофан, Архиепископ Новогородский, и Ви-Це-Президент Святейшаго Синода, в такой силе. Дабы оную
Церковь впредь с сего места на иное не переносить, изобретено будет удобное место к строению неподвижимой Церкви, во оных бы Хоромах впедь никуда подвижима не
|
была.
Потом оные Хоромы обветшали, паки перенесена была в По латы, что над воротами, того ж Дому, н там будучи несколко годов, всегда в неспокойстве Святей Церкви, Тогда оной Корпус приложил о том совершенное свое старание к Святой Церкве, соблаговолил устроить неподвижно; в самых тех Палатах определил быть ей в Зале, убрав оную прензрядно и украсив нарочитою архитектурою и живоиисною работаю, освятися в 1744-м году. На котором освящении соизволила быть Ея Императорское Величество Елисавет Петровна -^ всем Генералитетом и придворным штатом.
Ш. Церковь Благовещение Пресвятых Богородицы; ц строена деревянная на Васильевсжом Острову, тщанием куп1 Иродиона Чириша, в 1738-м году; при ней предел Лазаре Воскресение.;,
Но ныне оная, {351} 1749-го году, начата жаменны зданием, под которую и сваи начаты бить.
11. Церковь Двенадцати Апостол, каменная, на Василь-евском Острову, на Подворье Новгородском. Построение Преосвященнаго Феофана, Архиепископа Новогородсяаго, в 1736-м году июля 2 дня. Сия Церковь, хотя не велика, но внутри ея устроена преизрядною архитектурою и наибогатейшим украшением, так, что по Петропавловском Соборе сия вторая Церковь красотою; которую освятил весь Святейший
Синод.
Но когда сию Церковь начали было священнодейство производить ко освящению ея, тогда прислано было от.Ея Императоскаго Величества Анны Иоанновны в ту Церковь к Святейшему Синоду, дабы немедленно изволил итти в Соборную Церковь Святых Апостол Петра и Павла к молебному пению за дорованную победу на турками и о взятии от них древняго российского Города Азова, воэдать Господу Богу
благодарение.
И тако посему оное церковное священнодействие оставлено было, и ко оному молебному пению как Святейший Синод, так и знатное Государство и весь народ, все оставя смь
304 '