Принципы построения программы курса




Меня зовут Светлана Вениаминовна Бочарова.

Я живу в Волгограде, работаю в МОУ СШ№120 и ГБПОУ «ПУ №6».

Преподаю химию по УМК О.С.Габриеляна (базовый уровень).

Представляю Вам свою авторскую программу элективного курса «Занимательная химия». Данный курс рассчитан на учеников 8 класса, которые только начинают изучать химию.

Программа элективного курса «Занимательная химия»

Описание

Пояснительная записка

Элективный курс "Занимательная химия" предназначен для учащихся, которые только начинают изучать химию. Он необходим для повышения интереса к химии через экспериментальную работу в виде занимательных, познавательных опытов.

Занятия элективного курса тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного курса сочетаются беседы преподавателя и выступления учащихся, проведение викторин с экскурсиями в химические лаборатории, чтение рефератов с проведением эксперимента. В курсе большое место занимает демонстрация опытов с эффектными результатами выпадения окрашенных осадков, изменения цвета, образования вспышек. Учащимся такие опыты нравятся. Но основное в них не внешний эффект, а глубокое понимание учащимися происходящих химических явлений. Во многих опытах можно найти и красивое, и интересное, и обучающее. Формирование умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности и в процессе групповой работы. Учащиеся закрепляют навыки анализа, обобщения, учатся известные приемы переносить в новые нестандартные ситуации. Программа данного курса является авторской, государственный стандарт общего образования по данному курсу не предусмотрен.

Курс рассчитан на 34 часа обучения.

Цели и задачи

Основная цель курса - знакомство учащихся с химической наукой, формирование у учащихся химического мировоззрения.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • познакомить учащихся с основными химическими понятиями;
  • научить наблюдать химические превращения в лаборатории и в окружающем мире;
  • привить первоначальные навыки проведения простейшего химического эксперимента;
  • увлечь учащихся химией, показать уникальность химической науки, выработать потребность самостоятельно приобретать химические знания.

Основные объекты изучения:

  • химические вещества;
  • химические превращения.

В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление:

  • о химии как науке;
  • о месте химии среди других наук;
  • об основных органических и неорганических веществах;
  • о многообразии химических превращений;
  • о значение химии в развитии современного общества.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • характеризовать физические и химические свойства веществ;
  • наблюдать химические превращения;
  • выполнять простейший химический эксперимент по получению различных веществ, определению их качественного состава и изучению свойств;
  • работать с различными источниками знаний.

Принципы построения программы курса

Курс разработан для учащихся средних общеобразовательных школ, приступивших к изучению химии, и направлен на получение химических знаний и навыков. Материал изложен в занимательной форме, с использованием большого количество фактического материала и демонстрационного химического эксперимента.

Курс имеет модульную структуру, учащиеся могут использовать различные схемы изучения материала. Различные разделы могут быть использованы преподавателями школ при проведении традиционных уроков по химии и разработке элективных курсов, а также применяться при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Учебно-тематический план

№ п./п. Тема и содержание занятия Количество часов Предлагаемая форма занятия
Модуль №1: Химия – как наука.
1. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Введение в химпрактикум.   Лекция с элементами беседы
2. Профессии, связанные со знанием химии. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.   Экскурсия в химической лаборатории
3. Правила обращения с химической посудой   Экскурсия в химической лаборатории
4. Нагревательные приборы в химической лаборатории.   Лабораторная работа
5. Изготовление простых приборов, проверка их на герметичность. Стеклянные трубки и их применение.   Лабораторная работа
6. Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.   Лабораторная работа
Модуль №2: Химические вещества.
7. Простые и сложные вещества (сера, железо, медь, оксид алюминия, уксусная кислота, сульфат меди(II), гидроксид кальция). Изучение их физических свойств.   Лабораторная работа
8. Физические явления и химические реакции вокруг нас (диффузия веществ, «золотой дождь» в воде, обесцвечивание черной краски)   Лабораторная работа
9. Условия протекания химических реакций, признаки химических процессов (огонь без спичек, вода зажигает бумагу, огненная метель, хамелеон, осадок появился - исчез - вновь появился)   Лабораторная работа
10. Смеси и растворы. Приготовление растворов с определённой массовой долей растворенного вещества Вода. («Ледяной узор» на стекле, буквы из кристаллов)   Лабораторная работа
11. Решение задач на растворы   Самостоятельная работа
Модуль №3: Химические реакции.
12. Типы химических реакций («сноп» искр из тигля, «золотой нож», вспышка смеси цинка и серы, получение молока)   Лабораторная работа
13. Электролитическая диссоциация (химический спектр). Сильные и слабые электролиты   Лабораторная работа
14. Индикаторы (индикаторы в химии и в жизни) Понятие РН.   Лабораторная работа
15. Модель пенного огнетушителя   Лабораторная работа
16. Как образуются осадки   Лабораторная работа
17. Оригинальное яйцо. Волшебный сад.   Лабораторная работа
18. Гидролиз солей (волшебный кувшин)   Лабораторная работа
19. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений, взаимосвязь веществ (волшебные цепочки)   Аукцион мыслей
Модуль №4: Химия в нашей жизни
20. Химия в нашем доме   Лабораторная работа
21. Химия в природе   Лабораторная работа
22. Химия в сельском хозяйстве   Лабораторная работа
23. Химические вещества в повседневной жизни человека   Занятие-презентация
24. Игра-конкурс   Заключительное занятие

 

Учебно-методическое обеспечение

Учебники:

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Учебные пособия:

· Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.

· Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Блик и К, 2001.

· Николаев Л.А. Современная химия. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980

· Урок окончен – занятия продолжаются: под ред. Э.Г.Злотникова. – М.: Просвещение, 1992

· Жилин Д.М. Юный химик. 130 опытов с веществами – М.: МГИУ, 2001

· Зданчук Г.А. Химический кружок. – М.Просвещение, 1984

· Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 1999

· Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель, 2006

· Бочарова С.В. Элективный курс: Химия в повседневной жизни. – Волгоград: Корифей, 2007

· Бочарова С.В. Элективный курс: Химические вещества - строительные вещества.– Волгоград: Корифей, 2007

· Назарова Т.С., А.А.Грабецкий, В.Н. Лавров, Химический эксперимент в школе – М.: Просвещение, 1987

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: