Меня зовут Светлана Вениаминовна Бочарова.
Я живу в Волгограде, работаю в МОУ СШ№120 и ГБПОУ «ПУ №6».
Преподаю химию по УМК О.С.Габриеляна (базовый уровень).
Представляю Вам свою авторскую программу элективного курса «Занимательная химия». Данный курс рассчитан на учеников 8 класса, которые только начинают изучать химию.
Программа элективного курса «Занимательная химия»
Описание
Пояснительная записка
Элективный курс "Занимательная химия" предназначен для учащихся, которые только начинают изучать химию. Он необходим для повышения интереса к химии через экспериментальную работу в виде занимательных, познавательных опытов.
Занятия элективного курса тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного курса сочетаются беседы преподавателя и выступления учащихся, проведение викторин с экскурсиями в химические лаборатории, чтение рефератов с проведением эксперимента. В курсе большое место занимает демонстрация опытов с эффектными результатами выпадения окрашенных осадков, изменения цвета, образования вспышек. Учащимся такие опыты нравятся. Но основное в них не внешний эффект, а глубокое понимание учащимися происходящих химических явлений. Во многих опытах можно найти и красивое, и интересное, и обучающее. Формирование умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности и в процессе групповой работы. Учащиеся закрепляют навыки анализа, обобщения, учатся известные приемы переносить в новые нестандартные ситуации. Программа данного курса является авторской, государственный стандарт общего образования по данному курсу не предусмотрен.
|
Курс рассчитан на 34 часа обучения.
Цели и задачи
Основная цель курса - знакомство учащихся с химической наукой, формирование у учащихся химического мировоззрения.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- познакомить учащихся с основными химическими понятиями;
- научить наблюдать химические превращения в лаборатории и в окружающем мире;
- привить первоначальные навыки проведения простейшего химического эксперимента;
- увлечь учащихся химией, показать уникальность химической науки, выработать потребность самостоятельно приобретать химические знания.
Основные объекты изучения:
- химические вещества;
- химические превращения.
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление:
- о химии как науке;
- о месте химии среди других наук;
- об основных органических и неорганических веществах;
- о многообразии химических превращений;
- о значение химии в развитии современного общества.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- характеризовать физические и химические свойства веществ;
- наблюдать химические превращения;
- выполнять простейший химический эксперимент по получению различных веществ, определению их качественного состава и изучению свойств;
- работать с различными источниками знаний.
Принципы построения программы курса
Курс разработан для учащихся средних общеобразовательных школ, приступивших к изучению химии, и направлен на получение химических знаний и навыков. Материал изложен в занимательной форме, с использованием большого количество фактического материала и демонстрационного химического эксперимента.
|
Курс имеет модульную структуру, учащиеся могут использовать различные схемы изучения материала. Различные разделы могут быть использованы преподавателями школ при проведении традиционных уроков по химии и разработке элективных курсов, а также применяться при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Учебно-тематический план
№ п./п. | Тема и содержание занятия | Количество часов | Предлагаемая форма занятия |
Модуль №1: Химия – как наука. | |||
1. | Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Введение в химпрактикум. | Лекция с элементами беседы | |
2. | Профессии, связанные со знанием химии. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. | Экскурсия в химической лаборатории | |
3. | Правила обращения с химической посудой | Экскурсия в химической лаборатории | |
4. | Нагревательные приборы в химической лаборатории. | Лабораторная работа | |
5. | Изготовление простых приборов, проверка их на герметичность. Стеклянные трубки и их применение. | Лабораторная работа | |
6. | Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация. | Лабораторная работа | |
Модуль №2: Химические вещества. | |||
7. | Простые и сложные вещества (сера, железо, медь, оксид алюминия, уксусная кислота, сульфат меди(II), гидроксид кальция). Изучение их физических свойств. | Лабораторная работа | |
8. | Физические явления и химические реакции вокруг нас (диффузия веществ, «золотой дождь» в воде, обесцвечивание черной краски) | Лабораторная работа | |
9. | Условия протекания химических реакций, признаки химических процессов (огонь без спичек, вода зажигает бумагу, огненная метель, хамелеон, осадок появился - исчез - вновь появился) | Лабораторная работа | |
10. | Смеси и растворы. Приготовление растворов с определённой массовой долей растворенного вещества Вода. («Ледяной узор» на стекле, буквы из кристаллов) | Лабораторная работа | |
11. | Решение задач на растворы | Самостоятельная работа | |
Модуль №3: Химические реакции. | |||
12. | Типы химических реакций («сноп» искр из тигля, «золотой нож», вспышка смеси цинка и серы, получение молока) | Лабораторная работа | |
13. | Электролитическая диссоциация (химический спектр). Сильные и слабые электролиты | Лабораторная работа | |
14. | Индикаторы (индикаторы в химии и в жизни) Понятие РН. | Лабораторная работа | |
15. | Модель пенного огнетушителя | Лабораторная работа | |
16. | Как образуются осадки | Лабораторная работа | |
17. | Оригинальное яйцо. Волшебный сад. | Лабораторная работа | |
18. | Гидролиз солей (волшебный кувшин) | Лабораторная работа | |
19. | Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений, взаимосвязь веществ (волшебные цепочки) | Аукцион мыслей | |
Модуль №4: Химия в нашей жизни | |||
20. | Химия в нашем доме | Лабораторная работа | |
21. | Химия в природе | Лабораторная работа | |
22. | Химия в сельском хозяйстве | Лабораторная работа | |
23. | Химические вещества в повседневной жизни человека | Занятие-презентация | |
24. | Игра-конкурс | Заключительное занятие |
|
Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Учебные пособия:
· Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
· Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Блик и К, 2001.
· Николаев Л.А. Современная химия. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980
· Урок окончен – занятия продолжаются: под ред. Э.Г.Злотникова. – М.: Просвещение, 1992
· Жилин Д.М. Юный химик. 130 опытов с веществами – М.: МГИУ, 2001
· Зданчук Г.А. Химический кружок. – М.Просвещение, 1984
· Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 1999
· Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель, 2006
· Бочарова С.В. Элективный курс: Химия в повседневной жизни. – Волгоград: Корифей, 2007
· Бочарова С.В. Элективный курс: Химические вещества - строительные вещества.– Волгоград: Корифей, 2007
· Назарова Т.С., А.А.Грабецкий, В.Н. Лавров, Химический эксперимент в школе – М.: Просвещение, 1987