Том 9 Александр третий окончание
9.Военная Реформа П.С. Вановского и Н.Н. Обручева
10. Внешняя политика Российской Империи при Александре Третьем
11. управление присоединенными к Российской Империи Территориями Кавказ (общая характеристика управления мусульманами в мирное время).
12Средняя Азия (общая характеристика управления мусульманами в мирное время).
13.Общественное движение в России в 1880;1890-х гг.
14. Еще раз об аграрно-крестьянском вопросе в период правления Александра Третьего.
Военная Реформа П.С. Вановского и Н.Н. Обручева
В результате великих реформ, а также финансово экономической политики правительства Александра второго и процессов происходящих в мировой экономике. И войны с Турцией 1877-1878 году (Вернее Берлинского конгресса по результатам этой войны в результате которого Российская Империя не получила тех экономических выгод на которые имела законное право).
Экономика Российской Империи пришла к катастрофе.
В таких Условиях Российская Империя не могла позволить себе содержать тот объём Армии. Который она содержала ранее.
После прихода к власти Александра третьего срочно потребовалась новая военная реформа главнейшим условием которой было значительное сокращение Русской Армии.
Военный Министр Д. А. Милютин не был согласен с позицией нового государя Александра Третьего и подал заявление об уходе в отставку несмотря на уговоры царя не оставлять пост Военного Министра.
Новым военным Министром стал П.С. Ванновский он конечно не был гением в отличие от Д.А. Милютина однако его первым заместителем начальником Генерального Штаба стал Генерал Н.Н. Обручев (ближайший сподвижник Д. А. Милютина). Еще один Гений Военно-стратегического управления.
|
Именно Н.Н. Обручев и стал мозгом Русской армии и решил задачу как при отсутствии денег в государстве и в процессе финансовой реформы сохранить Русскую армию пусть и сократив ее но оставив боеспособной (пригодной для выполнения всех задач стоящих перед Армией.
Итак Военная Реформа П.С.Ванновского и Н.Н. Обручева
Одной из ключевых особенностей функционирования военного ведомства в эпоху Александра III стало хроническое недофинансирование многих мероприятий, проводившихся министерством. Требования об экономии государственных средств после разорительной для бюджета страны Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. стали программной установкой царя военному министру.
По этому поводу у Д.А. Милютина произошел неприятный разговор с императором, в котором последний «не нашел никаких возражений» на доводы министра о невозможности сокращения расходов на армию без сокращения самой армии. Но «разговор, – пишет Милютин, – прекратился без всякого результата»[353].
Следствием дальнейшего сокращения расходов стало то, что «деятельность Военного министерства была крайне затруднительна и ему приходилось многие годы откладывать разные меры, признававшиеся настоятельно необходимыми, и рассрочивать выполнение других…» – отмечалось в официальном издании «Обзор деятельности Военного министерства в царствование императора Александра III»[354].
«Работаем мы много, – писал начальник Главного штаба Н.Н. Обручев Д.А. Милютину. – Но такая уж наша судьба, что двигаемся мы весьма черепашьими шагами. Нет денег, поэтому везде проволочки»[355].
|
Военные расходы непрерывно сокращались, достигнув своего минимума в 1888 г. – 206 млн рублей (против 233 млн рублей в 1881 г.). Только в 1888 г. непрекращающаяся милитаризация и перевооружение армий в ведущих европейских странах заставили увеличить аналогичные статьи бюджета для Военного министерства России.
Высочайшим указом были установлены правила о его предельном бюджете, в соответствии с которым к минимальной смете 1888 г. в течение пяти лет выделялись дополнительные средства, согласованные в правительстве, общей суммой 42,5 млн рублей[356]. Однако надбавка расходовалась целевым порядком на перевооружение армии, поэтому улучшения положения в ней не почувствовали. Нормальная годовая потребность вооруженных сил оценивалась в тот период в 400 млн рублей. Когда летом 1889 г. генерал от инфантерии Обручев подал императору соответствующую смету, она получила одобрение последнего, несмотря на возражения министра финансов И.А. Вышнеградского.
Но в ходе дальнейшего обсуждения в специально созданном для этого Особом совещании под руководством председателя департамента государственной экономии Госсовета А.А. Абазы была отклонена[357]. Чиновничество умело запугивало Александра III жупелом «расстройства финансов». Абаза «был обласкан [царем] и остался весьма доволен», а Военное министерство осталось с прежним скудным бюджетом[358].
Сам Александр III, по свидетельству современников, был сугубо гражданским человеком и все свое внимание сосредоточивал на делах гражданского ведомства.
|
Ключевой кадровой переменой начала правления Александра III стала отставка автора коренной перестройки армии в период нахождения на престоле предыдущего императора военного министра Д.А. Милютина.
Поданное в мае 1881 г. прошение последнего об отставке высочайшим рескриптом было удовлетворено «с искренним сожалением» и с благодарностью за «многолетнюю и просвещенную деятельность»[359].
Этим же рескриптом на должность управляющего Военным министерством был назначен генерал-лейтенант П.С. Ванновский (с 1883 г. генерал от инфантерии). Общеизвестным являлся факт неприязни Александра III к Д.А. Милютину за его либеральные взгляды.
По словам С.Ю. Витте, еще будучи наследником престола, он «очень не благоволил к Д.А. Милютину и в особенности ко всем его сотрудникам, которые были весьма либеральны»[360]. И напротив, к Ванновскому – недавнему корпусному командиру и начальнику штаба Рущукского отряда во время войны с Турцией, которым и командовал тогда еще наследник престола великий князь Александр Николаевич, – он испытывал теплые чувства.
Современники и историки разошлись во мнении об исторической оценке личности Ванновского.
После блистательного ученого Д.А. Милютина он выглядел несколько блекло: «не мудрствует лукаво, да и вообще не мудрствует» (генерал А.А. Киреев). «Человек ординарного ума и скромного образования, да к тому же весьма грубый», по определению П.А. Зайончковского, он в то же время обладал высокой трудоспособностью, упорством и личной честностью – «человек определительный, твердо преданный государю, человек порядка» (С.Ю. Витте)[361].
Этот, по выражению управляющего делами морского ведомства И.А. Шестакова, «упоенный бедняга» избегал заседаний Комитета министров, где царили «лень и боязнь ответственности»[362].
В заслугу П.С. Ванновскому ставили то, что он сумел убедить государя назначить на должность начальника Главного штаба генерал-адъютанта Н.Н. Обручева – одного из «самых полезных и даровитых сотрудников» Д.А. Милютина, по его собственному утверждению[363].
В этом тандеме «ум Военного министерства, конечно, составлял Обручев, а Ванновский представлял собою характер Военного министерства»[364].
17-летняя работа П.С. Ванновского на должности военного министра не была отмечена революционными реформами в армии.
Напротив, современники отмечали в ней опасные застойные явления[365]. Но нельзя забывать, что вся служба министра проходила в условиях острого дефицита бюджета, а это, несомненно, сковывало его инициативу.
В целом можно согласиться с оценкой, данной П.С. Ванновскому современной «Военной энциклопедией», в которой он характеризуется следующим образом: «Будучи здравомыслящим, умным и честным военачальником, отличался консервативизмом взглядов, властным характером и чрезвычайной требовательностью, доходящей порой до грубости…
Сохранив организацию управления армией, созданную его предшественником Д.А. Милютиным, многое сделал по совершенствованию мобилизационной готовности войск, усилению регулярной кавалерии, созданию боевых и продовольственных запасов в районах сосредоточения войск на случай войны, строительству новых и реконструкции старых крепостей и укреплений на западной границе»[366].
Важной особенностью царствования Александра III стало невмешательство России в международные военные конфликты. Длительное пребывание армии в мирном состоянии предопределило дальнейшее планомерное развитие окружной системы как основной формы организации военно-сухопутных сил России.
Поэтому обращение к любому аспекту истории русской армии данного периода связано с этой системой.
Важнейшие задачи, стоявшие перед Военным министерством, – наращивание обученного резерва в условиях всеобщей (всесословной) воинской повинности, организационное усовершенствование войск с учетом опыта последней войны, усиление их приграничных группировок, перевооружение армии – неизменно решались в рамках существовавших округов.
Созданная военно-окружная система незадолго до этого выдержала суровый экзамен затяжной и высокозатратной войной с Турцией и получила в целом положительную оценку действующего генералитета.
По мнению, например, А.К. Пузыревского, во время Русско-турецкой войны благодаря этой системе было сэкономлено много времени на развертывание войск и подготовку резервов. Окружная система решила эти вопросы принципиально[367].
Главные задачи, которые стояли перед военным ведомством в период царствования Александра III, можно сформулировать следующим образом:
1) увеличить численность контингента запаса, а следовательно, и армии по штатам военного времени при наращивании ее боевого элемента за счет сокращения небоевых частей и должностей;
2) поднять боевую готовность войск путем усиления приграничных округов, создания стратегических запасов материальных средств, укрепления границы крепостями и пр.;
3) улучшить материальное благосостояние военнослужащих, увеличив их оклады;
4) пересмотреть законодательство по военно-судной и дисциплинарной частям для приведения их в соответствие с реалиями современной службы[368].
Однако, пожалуй, наиболее грандиозным мероприятием этого периода стало перевооружение армии, к которому царя подтолкнула начавшаяся и интенсивно набиравшая обороты гонка вооружений в ведущих европейских державах.
Военное министерство к моменту вступления Александра III на престол включало Военный совет, Главный штаб, Главный военный суд, канцелярию Военного министерства, семь главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военных учебных заведений, военно-судное и иррегулярных войск).
В военно-административном отношении территория Российской империи разделялась на 14 военных округов:
Военные округа при Александре третьем
1. Петербургский
2. Московский
3. Варшавский
4. Иркутский
5. Омский
6. Приамурский
7. Кавказский
8. Одесский
9. Казанский
10. Финляндский
11. Киевский
12. Туркестанский
13. Виленский
14. Закаспийская область военно-окружного типа
Вне системы военных округов находилась Область Все великого войска Донского.
В состав округов не входила лишь область войска Донского. Сохранялась и прежняя организация военно-окружного управления, состоявшего из главного начальника округа (командующего войсками округа), военно-окружного совета и пяти отделов (военно-окружной штаб и окружные управления: интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское). Строевое управление представляли его корпусное, дивизионное, бригадное и полковое звенья.
Местное управление имело три составляющих: начальник местных войск округа с соответствующим штабом, управления губернских воинских начальников и уездных воинских начальников; в ведении первых двух инстанций находились резервные и местные войска, расположенные в округе.
Органы как строевого, так и местного управления подчинялись военно-окружному управлению. На военное время формировалось полевое управление армии.
В начале 1881 г. главными начальниками военных округов были: гвардии и Петербургского – генерал-фельдмаршал великий князь Николай Николаевич (старший), Финляндского – генерал от инфантерии граф Н.В. Адлерберг, Виленского – инженер-генерал граф Э.И. Тотлебен, Варшавского – генерал-адъютант граф П.Е. Коцебу, Киевского – генерал-лейтенант М.И. Чертков, Одесского – генерал-адъютант, генерал от кавалерии В.А. Дондуков-Корсаков, Харьковского – генерал-адъютант князь А.М. Дондуков-Корсаков, Московского – генерал от кавалерии граф А.И. Бреверн-де-Лагарди, Казанского – генерал от инфантерии А.О. Бруннер, Оренбургского – генерал от артиллерии Н.А. Крыжановский, Кавказского – генерал-фельдмаршал великий князь Михаил Николаевич, Туркестанского – инженер-генерал К.П. Кауфман, Западно-Сибирского – генерал-лейтенант Кознаков и Восточно-Сибирского – генерал-лейтенант Д.Г. Анучин.
В лучшую сторону выделялись западные округа и Петербургский округ, в значительной мере состоявший из привилегированных гвардейских частей.
В октябре 1881 г. по повелению Александра III была создана особая комиссия под председательством недавно освободившего должность командующего войсками Варшавского военного округа члена Государственного совета генерал-адъютанта П.Е. Коцебу для обсуждения вопросов о лучшем военном устройстве.
В комиссию вошли несколько начальников военных округов (в том числе отличавшиеся прогрессивными взглядами генералы Альбединский, Дрентельн), командиров корпусов, главный интендант, начальник Николаевской академии Генерального штаба и др. Присутствующими в комиссии состояли великие князья Николай Николаевич (старший), Михаил Николаевич и Владимир Александрович.
Военный министр П.С. Ванновский так разъяснял цели комиссии: император повелел «подвергнуть пересмотру основные начала существующей у нас системы высшего военного управления, центрального, местного и строевого, сравнив означенные начала с системою, принятой в Германии, а равно с порядком, который существовал у нас в начале нынешнего столетия при императоре Александре I»[369].
Шесть из десяти предложенных к обсуждению вопросов касались военных округов. В частности, комиссии предлагалось рассмотреть возможность применения в России прусского образца военно-территориальной системы, при которой командир корпуса в мирное время являлся начальником военного округа, в котором корпус его расположен по постоянной дислокации, а также выработать мнение о целесообразности перехода на прусскую модель разделения территории военных округов на число участков, соответствующее количеству корпусов (следует отметить, что число корпусов в тот период лишь незначительно превышало число округов).
Это означало бы отказ от окружной системы организации войск. Вопросами местного военного управления в составе комиссии Коцебу было поручено заниматься подкомиссии под председательством командующего войсками Харьковского военного округа генерал-адъютанта Д.И. Святополк-Мирского.
Работе комиссии П.Е. Коцебу целесообразно уделить особое внимание, поскольку, как представляется, территориально-окружная система в первый и последний раз стала предметом дискуссии в высшем военном руководстве страны.
Считалось, что само создание комиссии было связано с усилившимися после отставки Д.А. Милютина выступлениями ряда высших военных сановников (генералов Фадеева, Воронцова-Дашкова, Драгомирова, Роопа, Тотлебена и др.), настаивавших на возврате к прежней корпусной системе организации войск, действовавшей со времен Александра I.
В то же время, как отмечал в своем дневнике Д.А. Милютин, состав комиссии оставлял надежду, что ее члены «знают механизм военно-окружного управления и не позволят легкомысленно предложить разрушения этого механизма»1.
Подкомиссия Святополк-Мирского сформулировала несколько точек зрения, имевшихся у членов комиссии.
Наиболее популярной из них являлась следующая: укрупнить военные округа, увеличить хозяйственную самостоятельность как командиров корпусов, так и командующих войсками округов и военно-окружных советов.
За это предложение высказались шестнадцать членов комиссии, в том числе великий князь Владимир Александрович, генералы Дрентельн, Альбединский, Скобелев, Ванновский, Обручев, Софиано, Лобко и др.
Другая группа предлагала учредить в Европейской России четыре военных отдела (они должны были включать существующие округа), наделив их начальников большими полномочиями, а также передать управлениям корпусов те органы и учреждения, которые должны были им принадлежать в военное время.
Эту позицию поддержали великий князь Николай Николаевич (старший), Святополк-Мирский, Рооп, князь Имеретинский и др. Трое членов комиссии (Шувалов 2-й, Воронцов-Дашков, барон Деллинсгаузен) предложили выделить корпуса из ведения начальников территориальных округов, предоставив корпусным командирам управление их войсками во всех отношениях, а на окружные управления возложить руководство только теми войсками, которые не входят в число полевых, а также местными военными учреждениями[370].
Работа комиссии породила неожиданно оживленную дискуссию в прессе, где обсуждались всевозможные формы организации армии.
Некоторые ее участники, как, например, опытный военный чиновник П. Залесский, предлагали свои рекомендации даже в форме объемных монографий[371].
Как видно, большинство членов комиссии П.Е. Коцебу высказывались за сохранение военно-окружной системы.
В итоге обсуждения комиссия сочла достаточным прийти к следующему выводу: сохранить в своей основе существовавшие в России военные округа, признать целесообразность уменьшения их числа и необходимость расширения прав военно-окружных управлений, а также самостоятельности корпусных управлений[372].
Этот вывод получил высочайшее утверждение.
В ходе обсуждения все члены комиссии единогласно сошлись во мнении о необходимости коренного пересмотра существовавшего Положения о полевом управлении войск в военное время.
Продолжением работы по улучшению территориального военного управления стало обновление положений об окружном и о корпусном управлениях.
Эта задача была поручена редакционной комиссии во главе с состоявшим при Николае Николаевиче (старшем) свиты е. и. в. генерал-майором К.В. Левицким[373].
Комиссия получила от Военного министерства высочайше одобренные указания, в которых сказывалась «прусская ориентация» некоторых высокопоставленных лиц, что отразилось в исходном предписании: «В принципе сохранить территориальную систему, имея в виду достигнуть со временем прусской организации, то есть разделения на корпусные территории»[374].
Далее указывалось: «Ныне же применить у нас территориальную систему на следующих главных основаниях:
«1) уменьшить число существующих округов;
2) главные начальники округов суть одновременно начальники как полевых, так и местных войск и военных учреждений в районе округа, с тем, однако же, что начальникам этим не предоставляется ближайшее руководство в отношении воспитания полевых войск и внутреннего войскового хозяйства: в этих отношениях они сохраняют права инспектора;
3) главному начальнику округа подчиняются вполне начальники хозяйственных отделов окружного управления;
4) увеличиваются права как самого начальника округа, так и окружного совета и начальников отделов окружного управления, которые освобождаются от опеки центральных управлений Военного министерства, но в то же время на них возлагается ответственность, соразмерная предоставленной им власти;
5) корпусным управлениям дать возможно большую самостоятельность как в командном отношении, так и в отношении внутреннего хозяйства войск, придавая им постепенно те органы, которые должны быть при них в военное время, но в той мере, насколько это будет удобно и возможно»[375].
Положительной тенденцией этих указаний было дальнейшее расширение самостоятельности военных округов, что позволяло Военному министерству заниматься наиболее важными проблемами военного управления, не отвлекаясь на повседневную текущую опеку над войсками.
В то же время декларировавшийся тезис о расширении прав главных начальников округов находился в явном противоречии с фактическим лишением его власти над командирами корпусов и основной массой полевых войск округа.
Туманным выглядело указание «постепенно» придавать корпусным управлениям органы, необходимые для военного времени, «в той мере, насколько это будет удобно и возможно».
Разрабатывая на основе полученных указаний свои предложения по обновлению Положения о военно-окружных управлениях, комиссия Левицкого во многом лишь повторила их в более пространном виде.
Была предложена новая статья, которой определялось, что начальник округа подчиняется непосредственно императору, но все свои представления ему он делает через военного министра. Но эта статья лишь еще раз подчеркивала значение личности императора, которому военный министр и без того докладывал наиболее важные представления из округов.
Наиболее конкретно выглядели предложения комиссии по расширению прав военно-окружных советов, улучшению структуры окружных штабов и окружных военно-медицинских управлений. Александр III с результатами работы комиссии Левицкого ознакомился, но решения о законодательном закреплении проекта новой редакции Положения о военно-окружных управлениях не принял.
Вместе с тем, как будет показано ниже, на практике некоторые нововведения со временем были в той или иной мере реализованы.
Большое значение для мобилизационной подготовки войск округов и их функционирования на период войны имело принятие в 1890 г. нового Положения о полевом управлении войск в военное время. Разработка этого положения – «самое крупное мероприятие по совершенствованию системы военного управления, проведенное военным министром П.С. Ванновским»[376].
Прежнее Положение о полевом управлении войск в военное время (1868) в редакции 1876 г. в период Русско-турецкой войны показало свою непригодность.
Прежде всего, нуждалась в коррекции организация тыла действующей армии.
По положению 1868 г. интендантские, артиллерийские и инженерные управления, которые организовывались в тылу наступавших войск, не имели четко определенного подчинения; не были установлены их отношения с военными округами и Военным министерством.
Для ускорения формирования и повышения эффективности деятельности полевых управлений армий новое положение предусматривало, что с началом войны управления приграничных военных округов становились основой создания управлений соответствующих армий.
Командующий войсками приграничного округа назначался командующим формируемой на его территории армией (если только не последует иного высочайшего повеления), начальник штаба округа, окружной интендант, начальник артиллерии округа и другие начальники окружных управлений вступали в должности начальника штаба армии, интенданта армии, инспектора артиллерии армии и т. д.1
Помощник командующего приграничным военным округом, оставаясь на месте, руководил окружными управлениями, а помощники начальников отделов военно-окружного управления вступали в заведование соответствующими отделами взамен убывших в армию начальников отделов.
Военный округ при этом оставался в подчинении командующего армией и должен был осуществлять пополнение армии людьми, ее снабжение и довольствие.
Эти положения нацеливали военно-окружные управления на соответствующую подготовительную работу в мирное время, повышали ответственность должностных лиц.
Положение четко определяло права главнокомандующего, начальника полевого штаба, генерал-квартирмейстера, дежурного генерала и других высших должностных лиц, порядок взаимодействия всех инстанций высшего и армейского звеньев.
Главным недостатком положения было сохранение в нем рекомендации командующим создавать «сообразно обстоятельствам» отряды, и позже, в Русско-японской войне 1904–1905 гг., «отрядомания» отдельных военачальников часто приносила крайне негативные результаты.
Согласно программе, принятой по итогам работы комиссий Коцебу и Левицкого, в течение 1880-х гг. была проведена определенная коррекция границ и количества военных округов.
В 1881 г. упразднен Оренбургский военный округ, как утративший с образованием Туркестанского округа то военное значение, которое он имел прежде, когда являлся приграничным (пограничным).