Развитие устной речи, обучение чтению и письму




Центр развития интеллекта «Геометрика»

Программа дополнительного образования

По подготовке к школе

2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детство – период, когда происходит формирование личности ребенка. В детстве происходит активное развитие детей в интеллектуальном (развитие психических процессов: память, мышление, речь, внимание, восприятие, воображение), физическом (развитие крупной и мелкой моторики), эмоциональном, социально-личностном плане (формирование представлений об окружающем мире и о самом себе).

Особенно важным периодом детства является социальная ситуация развития ребенка во время перехода с дошкольного в младший школьный возраст. Этот период является значительным, поскольку меняется социальная роль ребенка (переход к школьному обучению, то есть ребенок исполняет «роль» ученика), меняется ведущий вид деятельности (игра в дошкольном возрасте - учеба в школьном возрасте), изменение отношений со взрослыми и сверстниками (взаимодействие с воспитателем и детьми в детском саду - взаимодействие с учителем одноклассниками в школе).

Для гармоничного развития ребенка и плавного перехода ребенка из детского сада в школу необходима специальная предшкольная подготовка.

Н аправленность программы дополнительного образования по подготовке к школе заключается в разностороннем развитии ребенка, а именно к подготовке обучению грамоте: развитие речи, обучение чтению и письму, развитие математических представлений, а также совершенствование мелкой моторики рук.

Актуальность и новизна программы состоит в комплексном подходе к содержанию занятий по подготовке детей к школьному обучению, а также реализация программы в соответствии с основными принципами преемственности дошкольного и начального образования.

Принципы построения программы:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, характер);

- принцип систематичности, постепенного усложнения материала;

- принцип доступности обучения детей с различными начальными возможностями;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- принцип учета субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребенком, то есть разумная требовательность педагога в сочетании с уважительным отношением к деятельности и результатам ребенка.

- принцип наглядности, то есть использование на занятиях наглядных материалов (плакаты, картинки, фотографии).

Цель программы: формирование у ребенкапредпосылок к учебной деятельности, общее развитие ребенка.

Задачи программы:

- формирование мотивационной, психологической готовности к школьному обучению;

- развитие познавательных процессов (восприятие, память, внимание, речь, мышление, воображение);

- развитие устной речи (по основным направлениям: звуковая культура, словарный запас, грамматический строй, связная речь);

- развитие элементарных математических представлений;

- знакомство с алфавитом, обучение чтению;

- развитие мелкой моторики, обучение письму.

Методы, включенные в программу (применение указанных методов происходит в сочетании друг с другом в зависимости от поставленных на занятиях задач):

- практические методы (дидактические игры и упражнения, моделирование);

- словесные методы (объяснение, беседа, работа с книгой);

- наглядные методы (демонстрация наглядного материала, то есть предметов, картин, фотографий, плакатов).

Структура программы:

- развитие устной речи, обучение чтению и письму;

- развитие элементарных математических представлений.

Режим занятий:

2 раза в неделю по два занятия.

Всего 128 часов (64 академических часа).

Продолжительность одного занятия 30 минут.

Форма проведения занятий: индивидуальная,работа в парах,работа в группе,самостоятельная работа дома.

Средства для реализации программы:

- букварь Жуковой Н.С.

- рабочая тетрадь по математике (для детей 5-6, 6-7 лет). Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз - ступенька, два - ступенька…»

- «Вся дошкольная программа. Речь».

- «Вся дошкольная программа. Чтение».

- «Вся дошкольная программа. Письмо».

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Развитие устной речи, обучение чтению и письму

Основная цель курса занятий - развитие устной речи, подготовка к обучению грамоте (обучение чтению и письму).

Развитие устной речи предполагает следующие разделы подготовки: звуковая культура, словарный запас, грамматические навыки, связная речь.

Звуковая культура – это умение различать все звуки русского языка. Одной из основных задач является умение произносить и различать все звуки родной речи, а также дифференцировать похожие звуки (з-с, б-п, к-г и др.). Также развитие фонематического слуха и слухового внимания, то есть необходимо обучать ребенка называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове (в начале, середине, в конце), находить слова с конкретным звуком в предложении.

Словарный запас у ребенка должен быть достаточным, чтобы излагать свои мысли и понимать речь других людей. Основной задачей данного раздела, является расширение словарного запаса ребенка. В процессе занятий проводится работа над правильным использованием ребенком слов в речи по смыслу, использования синонимов, антонимов, обобщающих слов.

Грамматические навыки представляют собой усвоение грамматического строя речи. На занятиях ребенок, в игровой форме, должен научится: правильно согласовывать слова в предложении; правильно употреблять предлоги в предложении; пользоваться несклоняемыми существительными (например, кенгуру, пианино и др.); образовывать слово из двух слов (например, сам летает – самолет), однокоренные слова (окно-окошечко); существительные с суффиксами (дорога - дорожка), глаголы с приставками ехать - приехать), сравнительную степень прилагательного (красивый - красивее); составлять простые и сложные предложения.

Связная речь предполагает владение ребенком диалогической и монологической формой речи, умение задавать и отвечать на вопросы. Развитие связной речи на занятиях направлено на развитие умения ребенка составлять рассказы по одной или нескольким сюжетным картинкам, умения составлять небольшие рассказы из жизни, придумывать сказки, а также пересказывать литературный текст.


 

Обучение чтению состоит из следующих разделов: звуковой анализ слова, чтение слогов, чтение слов, чтение предложения, чтение текстов.

Начальным этапом обучения ребенка чтению является знакомство со звуками. На занятиях ребенок знакомится с понятием гласные и согласные звуки, особенности их произношения. А также различием между твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными буквами. Определение на слух, где находится звук (в начале, середине, конце). Педагог знакомит ребенка с буквами, с алфавитом, что в русском языке 33 буквы.

На занятиях педагог обучает ребенка правильному чтению слогов (открытых и закрытых слогов). Затем чтение простых слов (из одного, двух, трех слогов). А также обучить ребенка количество слогов в слове, правильно ставить ударение, рисовать схему слова.

Затем на занятиях педагог знакомит ребенка с понятием предложение, что оно может состоять из одного или нескольких слов. Педагог учит ребенка определять количество слов в предложении, различать предложения по интонации (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

В дальнейшем, при условии того, что ребенок хорошо читает слова и простые предложения, можно переходить к чтению небольших текстов. Проводиться работа с текстом: ребенок пересказывает текст.

 

Обучение письму состоит из следующих разделов: рисование линий, выполнение штриховки, копирование рисунков, рисование и письмо по клеткам, рисование и письмо на линейках.

В начале на занятиях педагог учит ребенка проводит прямые линии разной длины и в разных направлениях (горизонтально, вертикально, диагонально). А также проведение изогнутых, волнистых линий. Затем обведение рисунком по контуру, раскрашивание картинок. Выполнение различных видов штриховки (горизонтальная, вертикальная, диагональная, волнистыми и ломаными линиями), штриховка фигур.

В дальнейшем для ребенка предлагаются упражнения по копированию рисунков, рисование узоров и фигурок по клеточкам, графические диктанты. Затем упражнения по рисованию и письму на широких, узких линейках с наклоном.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: