Монахини из деревни Маленькая Новиночка.




Вагоненкова (Кудрявцева) Надежда, г. р. 1941, дер. Ершово.

«Мне рассказала подруга Ольга (г. р. 1941), которая в детстве жила в Маленькой Новиночке и знала тамошних монахинь. Вот их имена:

Валерия - образованная, благородная;

Калерия – стегала одеяла (сохранились её лекала в доме у Даниловых в Мяксе);

Татьяна – стегала одеяла (у Надежды живо одеяло её работы);

Степанида – работала в колхозе;

Таисия,

Агафья.

Ольга поминает их каждое утро после случая в больнице. Она после операции была в тяжёлом состоянии, и снится ей однажды сон, будто пришла монахиня Татьяна и сказала:

«Этой женщине надо жить». Ольга сразу проснулась, и с этого дня её здоровье пошло на поправку. Раньше жители соседних деревень ходили в Маленькую Новиночку молиться, крестить детей и т. д. Монахини похоронены на горе Сушке.

Бывал случай в тех краях с председателем колхоза из деревни Корино. Возвращался он в сумерках домой и, проезжая по горе Сушке мимо кладбища, увидел, что недавно умершая монахиня Татьяна стоит у своей могилы и при свече читает книгу. Он испугался, рассказал дома, и вскоре умер».

Череповец, январь 2007 г.

 

Пакина (в дев. Королькова) Галина Александровна, г.р. 1941, Усищево.

«Одна из монахинь покоится рядом с оградой моих родственников. Над могилой нет надгробия, а только высокий холмик земли. В ограде рядом с моей мамой похоронена сестра Рыбкина Парасковия – моя тётя Паша. Она работала на лошади, возила молоко на маслозавод в Еляхино и всегда доставляла в Маленькую Новиночку посылки, которые шли для матушек из Ленинграда. Почта была у нас, в Усищеве, но монахинь я в своём селе никогда не видела».

Череповец, ноябрь 2010 г.

Смирнова (Боронина) Тамара Ивановна, г.р. 1937, Кандалакша.

«Наша семья родом из деревни Вонявино Мусорского сельсовета. Отец занимался кожевенным делом. Жили неплохо, поэтому раскулачили. Семья, в которой уже было трое детей, была сослана в Кандалакшу, там родилась я, младшая сестрёнка Надя и брат. Один из братиков умер в детском возрасте. Отец погибает в Баренцевом море, у матери на руках остаётся пятёрка малолеток. 1941 год – всех эвакуируют на родину. С нами помощницей поехала тётя, сестра отца. Эшелон до Вологды добирался целый месяц.

Вернулись в свою деревню, а нашего дома уже нет. Пришлось ехать в Мяксу к сестре мамы Мельниковой Александре Ивановне. Её единственная дочь Римма была на фронте, а муж работал на мельнице. В 1942 году умирает мама, нас у тёти оставили троих младшеньких. Вот с этого момента я и помню, что меня взяли к себе монахини. Называли «казанская сирота». Почему «казанская сирота» не знаю, но мой день рождения совпадает с летней «Казанской». Помню, у них в комнате стояли трои пяльцы, а рядом на полу лежала белая подстилочка для меня. Помню, что ходила под пяльцами и не могла достать до одеял, которые были натянуты в работе. Помню, как монахини иглой протыкали одеяла. Может это была Мякса, т.к. дом тёти рядом с оградой Мяксинской церкви, а старожилы говорят, что в ограде был домик, и в нём жили монахини. А, может быть, что это была деревня Маленькая Новиночка.

В 1945 году вернулась дочь Мельниковых Римма Ивановна, она стала работать в школе учителем русского языка. Меня и брата устроили на три года в детский дом в дер. Григорьевское (за Щетинским).

Монахини не забывали меня, я подросла и бывала у них в Маленькой Новиночке. Помню, в их доме на стенах иконы. Много лет я получала от них письма, а на праздники очень красивые открытки, на которых буквы были иностранные. Эти письма я берегла. Потом связала и отнесла храниться на чердак, но время, длиною в целую жизнь, их утратило, т. к. я давно живу в городе.

Когда у меня родилась вторая дочь Татьяна, и у малютки серьёзно заболело ушко, я услышала во сне слова, поразившие меня: «Или мы лечим, или они». Проснувшись от этих слов, я сразу подумала о монахинях, ведь я их никогда не забывала. Сейчас, занимаясь в воскресной школе для взрослых в селе Мякса, изучаю молитвы, и у меня возникает ощущение, что я их уже знаю».

Мякса, сентябрь 2010 г.

 

 

5. Мать Вениамина (Александра) и мать Апполинарья (Груня), дер. Б. Новинка.

 

Староверова Зинаида. Большая Новинка (Щетинского сельсовета)

«Я родом из деревни Большая Новинка Щетинского сельсовета. Напротив нашего дома жили две монашки Леушинского монастыря. Их звали Тётя Шура и тётя Груня. Они украдкой справляли для жителей религиозные обряды. Пришли один раз читать к нам перед Пасхой. Мать заверила, что Коли, моего старшего брата, не будет дома, а Коля был коммунист. Запели, а Коля пришёл неожиданно на обед, монашки сразу убежали. С мамой они очень дружили, она просила их нянчиться с младшей дочерью, давала им хлеб, молоко. Они нигде не работали. Люди старались им помогать.

Потом их позвали на Мусору, т. к. там жившие монашки, заболели. Перевозил на лошади Поткин, наш деревенский.»

Череповец, 2007 год.

 

Смирнова Людмила Ивановна, г.р. 1947, дер. Б. Новинка (Щетинского сельсовета).

«В нашей деревне жили две монахини. Одна была полная, другая высокая стройная. Когда я была ученицей начальных классов (1954-1958 г.г.), мы, как тимуровцы, должны были помогать стареньким людям, справиться с домашним хозяйством. В моём пионерском звене были подружки Галя Большакова и Валя Хмелинина. Мы пилили дрова монахиням тёте Шуре и тёте Груне. Ребята кололи на поленья. Один раз из чувства благодарности за хорошую работу монахиня дала мне рубль. Я отказывалась, но она настояла и положила мне эту премию в карман. Купив на рубль пряников, я разделила их на всё звено. Назавтра учительница в школе дала мне выговор, за то, что взяла деньги».

Череповец, сентябрь 2010 г.

 

6. Схимонахиня Кирилла (+ 25 февр. 1966 г., на 98-м году жизни), Гермогена (+ 12 янв. 1958 г.), Варвара (+17 февр. 1960 г.), Вениамина (+ 29 июня 1960 г.), Неофита (1884-1973 г.г.), дер. Романово.

Вячеслав Васильевич Гладков и его старшая сестра Любовь Васильевна (г. р. 1941), дер. Романово.

«В нашей деревне жили несколько монашек. Анна, Мария Ивановна, Екатерина, Феоктиста,…(ещё имена забыл). К ним приезжали гости из Санкт-Петербурга. На стенах в их доме было много икон, горели лампады. Женщины стегали одеяла. Одеяла и сейчас живы. В лесу они брали грибы только лисички.

Последняя умерла Анна (?- ред.). Вещи забрали питерцы. Все монахини похоронены на кладбище в Аксёнове. За могилами следит Леонид Глазов, т. к. его родители похоронены рядом. Недавно он сменил таблички на надгробиях.

Наша бабушка была староверка. У них те же иконы, только напев немного другой, кажется, лучше. Староверы жили в Завидове, Маслове, Романове, их кладбище на Петухах, это в полутора километрах от Романово. Сейчас староверов осталось только три человека, скоро всё забудется. Но школьники из города приезжали, интересовались».

Дер. Романово, по телефону, 2007 г

 

Уточнила нам имена монахинь Глазова Галина 02.05.2010 г. по телефону и сказала, что монахиня Неофита - в миру она Махова Мария Ивановна, хоронили племянники. Белякова Татьяна Николаевна, старшая сестра Леонида Глазова, заказывала в городе эти новые таблички на могилы монахинь. Она вспоминала, что мать Неофита всегда 1 сентября дарила букет цветов космеи из своего полисада, и к началу учебного года мы всегда шли с цветами. Ещё у них, кроме огородных обычных культур, рос ревень. Это было для деревни диковинкой. Татьяна Николаевна каждый день поминает свою мать и монахинь, в деревне они все дружили.

.

Весной 20 мая матушка Кирилла (из Гориц), я и Гудков Александр Александрович ездили в Аксёново на могилки монахинь (есть фото). До Галины Глазовой не дозвонились, и по телефону Курочкиной Г.Н. получили заочную информацию, о том, как найти матушек. После объяснения, оказалось, что мы остановились точно в том месте. Мать Кирилла так и ахнула: «Так вот же они мои милые». Посадили цветочки, мать Кирилла поставила 5 свечей, почитала, мы помолились.

Дополним, что Курочкина обещала поговорить, т.к. их семья - леушинские переселенцы.

Летом на могилы монахинь в Аксёнове ездил отец Владимир, настоятель храма Преображения в с. Мякса.

Весна-лето 2010 г.

Калитова (Сурикова) Лидия Павловна, г. р. 1942, дер. Романово.

«У нас в деревне Романово жили несколько монахинь. Помню Марию Ивановну, она была высокая ростом. Их мы называли церковными, т. к. в наших деревнях, в основном, жили староверы. В лесу местные никто не брал грибы лисички, а они брали только их.

Один раз в году к церковным монахиням съезжались люди из окрестных деревень встречать Пасху. Мы, дети, тоже принимали участие в этом богослужении, а староверы детей к себе на службы не пускали. Помню, как мы боялись, когда читались страсти Иисуса Христа, при этом чтении, мы забирались под стол. Но когда надо было встречать Христа, все дети вставали рядом со взрослыми, держали горящие свечи и пели, только пели мы своё - «Широка страна моя родная».

Череповец, январь 2010 г.

Курочкина Георгина Николаевна, г.р. 1938, Леушино.

«Мой трудовой стаж работы в Аксёновском медпункте 50 лет. По долгу службы приходилось бывать и в деревне Романово. Монахини знали, что я родом из Леушино, поэтому принимали, как родную, без чая не отпускали никогда. Они же крестили моих обоих сыновей. Всегда посылали для детей гостинчик. Я тоже с гостинцами ездила, дружно жили: горе и радость расскажу им, а погорюю, тётя Маня (мать Неофита) скажет: «Что делать? Видно Богу так угодно». Я отвечу: «Что и за Бог? Меня только наказывает». Она успокоит: «Не расстраивайся, наказал – Он же и пожалеет». «Ну, - скажу ей: и на том спасибо».

 

Череповец-Сычёво, ноябрь 2010 г.

Тагина Зинаида, г. р. 1937, дер. Якушево.

«Мои родители Назаровы из дер. Якушево Мусорского сельсовета были людьми набожными. Они пели на клиросе в церкви села Воскресенское на Мусоре. Меня крестили там в1937 году, и в том же году церковь закрыли, а с годами разрушили.

Когда подросла, отец и мать брали меня с собой в гости к монахиням в деревню Романово. С гостинцами: молоко, пироги, яйца шли мы туда на богослужение ежегодно. Одна из монахинь жила в отдельном доме, а пять или шесть жили вместе – в другом. У них в доме всегда была идеальная чистота, у каждой отдельный уголок, кровать, на стенах иконы, Перед домом росли цветы, что было тогда большой редкостью в деревнях. Жители приходили к ним с просьбами о религиозных обрядах. Православные праздники в наших краях отмечались всегда. Монашинки были очень приветливые, добрые. Они радовались, когда я поступила в медицинский техникум, значит, буду сестрой милосердия. Имён их, к сожалению, не помню».

Мякса, 2008 год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: