Второе и третье поколение деятелей Чикагской школы Л.Куртца и четвёртое – Д.Смита




Второе поколение Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой — различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Пар­ком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. Она считается основополагающей для фор­мирования современной эмпирической социологии.

Роберт Эзра Парк (1864—1944) считается, в отличие от организатора Смолла, идейным создателем Чикагской школы.

Образование он получил в университетах Мичигана, Гарвар­да, Берлина, Страсбурга и Гейдельберга. Долгое время он был журналистом- газетчиком, затем специалистом по рекламе, анали­тиком в различных крупных промышленных корпорациях. В Чи­кагский университет он пришел в 1913 году, когда ему уже было сорок девять лет. Помимо учебника широко известна его работа «Иммигрантская пресса и ее контроль» (1922). Большой популяр­ностью пользовалась его работа «Город» (1925), в которой проана­лизированы различные аспекты влияния социального окружения на человеческую жизнь, рассмотрены также биологические и эко­номические факторы человеческой жизнедеятельности [13].

Среди важных социологических понятий, впервые введенных Р.Парком, следует особо отметить понятие социальной дистанции как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп, а также концепцию маргинальной лично­сти, характеризующую индивида, находящегося в социальной струк­туре на стыке социальных групп либо же на их периферии.

Работы Р.Парка стали стимулом для проведения многих эмпири­ческих исследований, для углубления и дифференциации методов сбора и анализа конкретных социальных данных. Он считается од­ним из основателей теории социальной экологии большого города.

Эрнест Берджесс (1886—1966) — ближайший науч­ный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. В 1934 году он был избран пре­зидентом Американской социологической ассоциации. Главными об­ластями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Он много занимался разработкой исследователь­ской процедуры — широко известна, в частности, его методика «концентрических зон», с помощью которой он выявил социаль­ную неоднородность пространства большого города.

В середине 30-х годов Р.Парк покинул Чикагский университет, а его школа потеряла монополию на определение путей развития социологии США. На конгрессе Американской социологической ассоциации в декабре 1935 года «Американский журнал социологии», издающийся в Чикаго, перестал быть органом ассоциации. Нацио­нальное объединение социологов создало в качестве такового но­вое издание — «Американское социологическое обозрение». Серь­езными оппонентами Чикаго в области социологии стали бостон­ский Гарвард и нью-йоркская Колумбия [14].

В это время активную научную и идеологическую работу в США вели также департаменты социологии университетов Дьюка, Вандербильта, Мичигана, Питтсбурга. Так, в 1933 году курсы со­циологии читались в 32 вузах США ста тридцатью преподавате­лями. В аспирантуре готовилось 258 докторских диссертаций по социологии, в том числе в Чикаго — 51, в Колумбийском универси­тете — 49, в Нью-Йоркской школе образования — 22, в Вашинг­тонском университете — 18. К этому времени только в Чикаго было выпущено 106 докторов социологии и 60 процентов из них были заняты в администрации, бизнесе, на исследовательских долж­ностях и в вузовском преподавании.

Третье поколение Чикагской школы (середина 30-х — начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886—1959). Он был деканом с 1936 по 1951 годы, а в университе­те начал работать в 1927 году. В 1929 году он избирался президен­том Американского социологического общества, с 1937 по 1939 года руководил Исследовательским советом социальных наук.

Главная его работа «Социальные изменения» (1922) была на­писана им, когда он еще был профессором Колумбийского универ­ситета, где он и защитил докторскую диссертацию. Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством доклад «Новейшие тенденции в США» (1933). Он занимал различные посты в правительственных ведомствах. Его главной заслугой является выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень. Ведущие правительст­венные ведомства стали заказывать социологам целевые разра­ботки. Именно при нем сформировались, работая по заданию Фе­дерального правительства, такие исследователи, как Г. Лассуэлл.

В своей теории социальных изменений У.Огборн проводит мысль о том, что материальная культура развивается в целом относи­тельно быстрее, нежели нематериальная или адаптивная культу­ра. Причины этого он объяснял малым количеством изобретений в адаптивной культуре, наличием серьезных препятствий адаптив­ным изменениям, значительным сопротивлением адаптации, кото­рые являются следствием оценок и ориентации группы — субъ­екта социальных действий. В целом эта теория положила начало формированию концепции технологического детерминизма в со­циологии [15].

У.Огборн был последовательным сторонником широкого исполь­зования статистических методов в социологии, и при нем получи­ло значительное развитие математическое обеспечение проводи­мых чикагскими учеными социологических исследований.

Третье поколение, помимо У.Огборна, представлено также име­нами Эверетта Хьюза, Самуэла Стауффера, Луиса Вирта. Уже после второй мировой войны серьезно заявили о себе Франклин Фразье, Пол Кресси, Эдвард Шилз, Говард Бейкер.

Так, Луис Вирт (1897—1952) родился в еврейской семье в Германии и в четырнадцатилетнем возрасте вместе с родителями прибыл в США. Образование он получил в Чикаго, где в 1926 году защитил докторскую диссертацию. Широкую известность принес­ла ему работа «Гетто» (1928), посвященная судьбам еврейских им­мигрантов, прибывших в Чикаго из Европы. В 1947—1948 годах он был президентом Американской социологической ассоциации, а в 1949 году избирается первым президентом Международной со­циологической ассоциации на ее учредительном конгрессе.

В своей урбанистической концепции Вирт доказывает, что го­родской образ жизни характерен ослаблением первичных меж­личностных связей, становящихся фрагментарными и поверхностными, в нем уменьшается социальная роль семьи и соседской об­щины, преобладают вторичные формально-ролевые отношения, на­растает его социальное и культурное разнообразие, уменьшается роль традиций и ослабляется социальная солидарность, усилива­ется анонимность общения.

Четвертое поколение Чикагской школы выделяет Деннис Смит и датирует его от начала 50-х годов до нашего времени. Лидерами этого поколения он назы­вает Герберта Блумера и Морриса Яновица. Г. Дж. Блумер — пред­ставитель психологического направления в социологии, сформули­рованного, в частности, Дж. Г. Мидом. Блумер продолжает тради­цию У. Томаса, Р. Парка, Э. Хьюза. Он сконцентрирован на изучении «Я», эго. Именно ему принадлежит термин «символический инте-ракционизм»[16]. Читатель может подробно ознакомиться с этой его концепцией в переведенной на русский язык работе Дж. Тернера «Структура социологической теории»[17].

Моррис Яновиц (1919) возглавлял чикагский депар­тамент социологии в 1967—1972 годах, и главным его делом стало энергичное возрождение теоретической и эмпирической исследо­вательской традиции в сфере городской социологии.

Он окончил Нью – Йоркский унверситет, во время второй мировой войны сначала был аналитиком пропаганды в Министерст­ве юстиции, а затем офицером разведки в отделе психологичес­кой войны армии США. После войны Яновиц защитил докторскую диссертацию в 1948 году в Чикаго, с 1951 года преподавал в Ми­чиганском университете. Вернулся он в Чикагский университет в 1961 году. В 1950 году он вместе с Бруно Беттелхеймом опубликовал ра­боту «Динамика предрассудка», основанную на исследовании меж­расовых и межэтнических отношений.

Широкий резонанс в США получила его работа «Последние полстолетия, социетальные изменения и политика в Америке» (1978). В ней он анализирует характерные тенденции социального разви­тия США во второй половине XX века, рассматривает роль социо­логов в социальных и политических изменениях, происходящих в обществе. Подводя итоги, Яновиц пишет* «Вклад обществоведов в социетальные (то есть охватывающие все общество — В. К.) изме­нения должен быть опосредованным и больше делать упор на разъяснение, нежели на непосредственное политическое руково­дство и действие»[18].

Другими крупными современными представителями Чикаг­ской школы являются Джералд Саттлз, Уильям Корнблум, Аль­берт Хантер. Центральными проблемами для изучения Чикагской школы на рубеже XXI века являются экологические процессы в большом городе; социальная организация и дезорганизация, фор­мы социального и личностного контроля, символическая интерак­ция; управление личности собою; расовые и этнические отноше­ния; общественное мнение; средства массовой информации, откло­няющееся поведение и преступность; демографические сдвиги; методика и техника социологических исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: